На днях я прочел на Дзене интервью с известным политологом Сергеем Михеевым под названием "Почему они нас так ненавидят?" (прямая ссылка в конце этой статьи). Это интервью - одна из немногих попыток вскрыть сущностные, историко-идеологические причины нынешних конфликтов.
Далеко не со всеми тезисами Сергея Михеева у меня возникает согласие. Например, он очень поверхностно интерпретирует концепцию советского интернационализма, фактически обвиняя большевиков во взращивании националистических элит в национальных республиках СССР. Совсем без комментария остается, например, известная формула насчет советской культуры: "Национальная по форме, но социалистическая по содержанию", ибо никакого различения формы и содержания Сергей Михеев как бы не замечает.
Но, что автору удалось, - это сделать акцент на определенном неявном, но существенном идеологическом перерождении советской идеологии во времена Хрущева (да и Брежнева тоже). Это перерождение началось тогда, когда был объявлен курс партии на "все более полное удовлетворение растущих потребностей". Ведь это была фактическая подмена высоких идеалов социальной справедливости мещанско-обывательским культом потребления. Ну и началось бездумное соперничество с Западом в "уровнях жизни". Теперь стало очевидно, что СССР был обречен в этом соперничестве на поражение, ибо он вовсе не функционировал по принципу "метрополиям - все, а колониям - ничего".
Вот что об этом пишет (говорит в интервью) Сергей Михеев:
"... внутри советского сообщества, на мой взгляд, это породило постоянное сравнение нашего образа жизни с образом жизни западным. Интересно, что этому способствовало и советское руководство, начиная как минимум от Хрущева, а может быть и раньше. Советский порыв, на мой взгляд, начал умирать во времена Хрущева, который всё перевел в «догоним и перегоним». Зачем «догоним и перегоним»? Если вы строите принципиально новое общество, зачем вам материальные ориентиры? Но Хрущев, с одной стороны, понимал (в нем тоже эти вещи раздваивались), что надо идеологически чем-то отличаться; но, с другой стороны, понимал, что человеческую природу не обманешь. Поэтому, когда он говорил о развитии, о каких-то ориентирах, обозначал это вполне понятными материальными символами, конкретно: у каждой семьи будет холодильник, автомобиль, дача и всё остальное.
Это тоже заставило поколение советского общества постоянно сравнивать свой быт с бытом западного человека. До нас доходила, в основном, только рекламная картинка. На самом деле, внутри самого советского сообщества сложилось стойкое убеждение в нашем отставании."
Читаем в этом же интервью еще и следующий тезисы Михеева:
"Советского человека примитивизировали в значительной степени. Примитивизировали понимание истории, самого себя и того, что такое мир вокруг себя. Почему? Потому что диалектический материализм (для тех, кто помнит эти слова) очень упрощал всю ткань жизни исторического процесса. Первое: он полностью убирал такие вещи, как наличие человеческой природы, у которой могут быть проблемы."
Я тут, конечно, не собираюсь цитировать интервью Михеева целиком. Можете сами пройти по ссылке и все прочитать. Я только подчеркну, что согласен с тем, что пропаганда культа потребления началась во времена СССР. И на фоне более чем скромного потребительского рынка во времена позднего СССР (точнее - его полного развала) это-то как раз привело не только к антисоветским настроением, но и к "новой русофобии", ибо русские - это то, что ассоциировалось у потребительских националистических элит с союзным центром (с Москвой) - политическим центром, угнетающим "нацокраины", не дающим их насладиться западным изобилием товаров, не дающим стать частью процветающего Евросоюза и т.п.
Ниже я уже цитирую сам себе - свою реплику, которую я написал на Дзен-канале "Сергей Михеев" - в комментарии к обсуждаемому интервью.
ОГРАНИЧЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС ГРУППОВОЙ ЭГОИЗМ
То, что идеология в СССР была заточена под "конъюнктурную пропаганду" - это совершенно верно высвечено в данном интервью. Еще бы немножко уравновесить это констатацией того факта, что повышенные потребительские ожидания, которую культивировались советской пропагандой, сталкивались в реальности с определенной объективной НИЩЕТОЙ - очень убогим развитием потребительского сектора, несправедливым распределением, наличием почти что узаконенных ведомственных "спецраспределителей", и уж совсем антизаконных "блатных каналов доступа к дефициту". Получалось что-то вроде "Королевства кривых зеркал" - пропаганда все более и более лживо отражала реальность. Так что дело не столько в русофобии, как таковой, сколько в противоречии между лживой пропагандой и реальностью. Особенно на поздне-брежневской стадии это стало болезненно всеми восприниматься... - на этапе загнивания развитого социализма. Именно это привело к падению нравов: к социальному пессимизму, эгоистической атомизации общества (распад общества на отдельных людей, в лучшем случае - на целые семейно-дружеские "бригады", сосредоточенные на групповом эгоизме).
Верно также Михеевым подмечено, что догматы Марлена (марксистско-ленинской философии) были крайне антипсихологичными, фактически ненаучными - оторванными от понимания двойственной природы человека - и социальной, и биологической одновременно. Биологические ИНСТИНКТИВНЫЕ программы в глубинах мозга, унаследованные от животной стадии развития, никуда от человека не ушли. Они включаются всякий раз в особых стрессовых ситуациях - предопределяют наше поведение тогда, когда нет времени включить мозги и когда мы попадаем под гипнотическое влияние под лозунгом "ДЕЛАЙ КАК ВСЕ - В ЭТОМ СПАСЕНИЕ!" Сами профессиональные психологи до сих пор в своем большинство склонны идеализировать человека - преувеличивать его способности действовать осознанно, разумно, на основе собственного критического мышления, а не на основе "групповых стандартов" и примитивного обезьяноподобного подражания.
Националистическая элита в постсоветских республиках задала своим народам определенный стандарт поведения, и народ бездумно стал следовать этим стандартам - вопреки собственным коренным интересам, вопреки очевидным экономическим достижениям в базовых отраслях, обязанным широкой интеграции и кооперации в рамках Большой Страны. Ограниченный социальный интеллект плюс групповой эгоизм и ... получили то, что имеем.
ВЫВОДЫ
По моему убеждению, искать глубокие исторические корни враждебности наших соседей к титульной нации России - к русским - это крайне непродуктивная, или даже контрпродуктивная затея. Широким массам "национальных окраин" вбили в голову совсем-совсем недавно такую простейшую до полной тупости мысль: "Источник вашего несчастья - вашего низкого уровня жизни - это русские, которые сами-то не меньше вашего мечтают побольше всех потреблять, но другие народы заставляют все время "затягивать пояса" ради каких-то якобы "высоких идеалов".
А точнее сказать, такую простую мысль даже и не потребовалось вбивать в головы с каким-то особым упорством. Эта тупая мысль рождалась во времена позднего СССР просто "сама собой"- на фоне пустых прилавков. И эта картинка твердо запечатлелась в памяти тех же украинцев, которые теперь боятся именно возвращения в их жизнь этой картинки - после поражения Украины на фронтах. Так что... западной пропаганде не понадобились "особые усилия" (как у нас наивно думают). Ей было достаточно просто НЕ опровергать те стихийные "выводы", к которым обыватели приходили сами - под влиянием противоречия между фальшивой советской пропагандой и скудной реальностью магазинов. Эта фальшивая пропаганда работала на миф о "богатых москалях" - только и всего! Она только разжигала зависть.
Даю обещанную прямую ссылку на интервью:
https://dzen.ru/a/ZDhDRrlCrwJNkvxq?comments_data=n_like
P.S.
А для тех, кто никогда особенно не задумался о так называемом "все более полном удовлетворении растущих потребностей", рекомендую почитать вот эту статью:
https://dzen.ru/a/ZDahgAAd0GgtSLhq
Что-то не видно ее названия, которое обычно возникало раньше в ссылках Дзена на Дзен, автоматически. Поэтому даю тут скриншот: