В комментариях к статье Учительская зарплата: что ожидается в ближайшем будущем? с одним из подписчиков моего канала возник спор по поводу введённых с 1 марта 2024 года дополнительных 5000 рублей за классное руководство в поселениях с количеством жителей до 100000 человек. Он считает, что эта доплата несправедлива, потому что в городе наполняемость классов больше, а платят теперь меньше. И вообще в деревне работать проще в связи с небольшим количеством учеников в классе.
Прежде всего надо вопрос в заголовке статьи поделить на два: где учителю жить легче и где учителю работать легче - в городе или в деревне? Тогда проще будет понять почему по словам Президента "нужно уделить особое внимание" населённым пунктам до 100000 человек.
Где учителю жить легче: в городе или в деревне?
На этот вопрос ответ очевиден: жить проще в городе. Там вся культурная жизнь, без чего учителю жить невозможно. В городе всё рядом, никуда добираться не надо, например, в больницу. Если живёшь в деревне, то по малейшему поводу надо ехать в райцентр за 100 км по грунтовке на целый день. Представьте как лечить зубы приходится или медосмотр проходить.
Благоустроенного жилья в деревнях мало, а если даже и повезло учителю и живёт он в благоустроенном доме, то это благоустройство приходится обслуживать самому, специальных служб, как в городе, на деревне нет. Дрова, уголь, вода для жизни - всё это не без проблем. Электрические сети обычно изношены, чуть ветер дунет - свет отключается, молния сверкнула - холодильник (или телевизор) поломался.
В магазины (они сейчас частные) привозят ограниченный набор продуктов, с городом не сравнишь, а промтовары только по заказу за дополнительную плату, особенно крупные товары - диваны, кровати, холодильники... Недавно купил холодильник саморазмораживающийся, он проработал два года и поломался, чтобы его отремонтировать надо за 100 км везти в райцентр, поломка серьёзная. Туда - обратно свозить - половина цены холодильника, плюс ремонт. Надо новый покупать.
В деревне хороша только природа, чистый воздух, река, лес. Это, конечно, большое преимущество. Пока молодой это привлекает: грибы, ягоды, рыбалка, охота, а к старости хочется уже выбраться из глуши в цивилизацию, в больницу.
Где учителю работать легче: в городе или в деревне?
Этот вопрос, с моей точки зрения, не так однозначен. Я бы на него ответил так: свои сложности есть и в городе и в деревне. Писать буду про деревенскую школу, всё-таки и сам учился и всю жизнь проработал именно в сельской школе.
В посёлок, где я сейчас живу, я приехал в 1990 году. Тогда в школе было 800 учеников, это по три - четыре параллели классов, сейчас в школе 130 учеников и их количество медленно но уменьшается. В старших классах остаётся по 5-7 человек, а в прошлом году была одна ученица в 10 классе, сейчас и она ушла, 11 класса нет.
Оснащение кабинетов оставляет желать лучшего, компьютеров не хватает, проекторов и интерактивных досок тоже, обеспечение физики, химии оборудованием для опытов недостаточное и т. д.
Из культурных учреждений в посёлке клуб, библиотека и музыкальная школа, где тоже не хватает учителей. Дети в школу приходят с меньшим общим развитием, нежели в городе, учёба им даётся сложнее. Стало много "трудных" детей, которые никого не слушаются и учиться не хотят. Рассуждают очень просто: получу права и буду шоферить, зачем мне математика? И такие примеры есть, причём их много кто не учился, а сейчас живёт припеваючи, машины покупает, в городе квартиру.
При малом количестве учеников в школе нагрузка учителя-предметника тоже небольшая, часов мало по предмету. Если же какого то учителя не хватает в школе, его нагрузку обычно делят между другими учителями и приходится учителю физики вести географию, а учителю истории - русский язык. Сложно.
Уважаемые подписчики и читатели канала! Если понравилась статья, то ставьте лайк, если в чём-то не согласны, то пишите комментарии, постараюсь ответить!