Практически во всех регионах России появились центры, работающие по модели «Сириуса». Иногда их ещё называют «маленькими „Сириусами“». Благодаря работе таких региональных центров всё больше детей участвует в образовательных программах и раскрывает свой талант вне зависимости от места проживания.
Студенты Московского физико-технического института Всеволод Менчук и Денис Швейкин когда-то сами посещали образовательные смены «Сириуса», а сейчас проводят олимпиадную школу на базе Физтеха и регионального центра Воронежской области «Орион».
Поговорили с ними о том, где пригодятся знания, полученные на очных программах, как выбрать вуз для поступления и что самое трудное в работе со школьниками.
Привычка заниматься
— Как вы узнали об Образовательном центре «Сириус»?
Всеволод Менчук: Рассказала учительница. Когда мы с Денисом были в 8-м классе, «Сириус» уже проводил региональные смены по математике, но мы о них ничего не слышали. По совету преподавателя решили попробовать свои силы в двухступенчатом отборе и прошли на программу. Написав очный тур, я почти не верил, что попаду в «Сириус», поэтому поездка туда стала очень приятным сюрпризом.
Денис Швейкин: До этого я даже не представлял, что такие образовательные программы существуют. Именно благодаря смене в Сочи в 8-м классе я стал серьёзно заниматься олимпиадной математикой.
— Чем запомнилась первая математическая программа?
Менчук: Первая поездка в Образовательный центр разделила жизнь на до и после. За три недели интенсивной подготовки нам дали столько материала, сколько дай бог пройти за год в школе. Сочинская атмосфера располагала к продуктивной учёбе: здесь ничто не отвлекало от занятий математикой, а красивые олимпийские объекты давали надежду, что в жизни есть место не только спортивным, но и научным подвигам.
Швейкин: Это было время занятий с топовыми преподавателями, каждый вдохновлял на изучение математики. Я познакомился с замечательными ребятами из других регионов, вместе мы получили много новых знаний. С большинством удаётся общаться и сейчас.
— Проходили ли вы после программы курс сопровождения?
Швейкин: Мы с Севой вошли в тройку ребят, которые учились на нём вплоть до окончания школы. Несколько лет мы смотрели лекции и выполняли задания для закрепления материала. Каждый курс сопровождения включал в себя непрерывную олимпиаду: задачи появлялись дважды в неделю, а на их решение отводилось две недели. И так каждые полгода.
Менчук: Приходилось постоянно прикладывать усилия и отправлять на проверку идеальные решения: я боялся, что иначе не успею провести работу над ошибками и с меня снимут баллы. Формат непрерывной олимпиады приучил к дисциплине и систематическим нагрузкам.
— Пригодились ли вам знания, полученные на курсе?
Швейкин: Курс сопровождения помог мне прокачаться в решении математических задач и лучше подготовиться к олимпиадам. Начиная со смены в «Сириусе», я три года непрерывно занимался математикой. В 11-м классе это дало свои плоды: я стал призёром Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ), получил диплом победителя олимпиад «Физтех» и СПбГУ.
Менчук: Мой олимпиадный расцвет также пришёлся на последний год в школе. Я победил в устном туре Турнира городов, в олимпиадах «Физтех» и «Ломоносов». Считаю, что дистанционное обучение на курсе сопровождения сыграло в этих успехах определяющую роль, привив мне здоровую привычку к занятиям математикой.
Заряженные школьники
— Сейчас вы учитесь на четвёртом курсе Физтеха. Как поняли, что хотите поступить именно в этот вуз?
Менчук: В 6-м классе нам раздали в школе брошюры о нём. Я прочитал и подумал, что информация выглядит многообещающей. Так совпало, что на тот момент мне очень нравилась «Сборная Физтеха» — команда КВН, часто шутившая на тему науки. Наконец, мой дедушка пытался поступить в этот вуз в 60-х годах, но решил не сдавать последний экзамен по иностранному языку и уехал домой в Воронеж. Все эти обстоятельства сложились в единую картину, и я стал заряженным школьником, который хочет поступить именно в Физтех.
Швейкин: Я рассматривал для поступления только этот институт. Во-первых, среди олимпиадного движения Физтех наиболее популярен и уважаем. Во-вторых, я знал, что здесь очень плотный график учёбы и можно будет получить максимум от образования. В-третьих, мне понравились преподаватели. Например, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Андрей Райгородский запомнился мне со смены в «Сириусе», где читал лекции о графах и интересно преподавал разные темы дискретной математики.
— Ваши ожидания от обучения совпали с реальностью?
Менчук: Оказалось, что здесь действительно не жалеют студентов по уровню нагрузки: её очень много на первом-втором курсе. Только пар 42 часа, а нужно ещё и домашние задания делать, и к контрольным готовиться, и о внеучебной жизни не забывать, ведь долго в режиме сверхнагрузки организм человека не протянет. Студенту нужно общение с друзьями, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе.
Швейкин: Но в то же время в Физтехе интересно учиться, здесь есть возможность более поздней профориентации, чем в других вузах. Студент получает знания в области математики и программирования, а дальше сам решает, что делать: можно стать учёным в области computer science (компьютерных наук), пойти в инженеры или строить распределённые системы баз данных в крупных компаниях.
Собственная школа
— Вы сотрудничаете с региональным центром «Сириуса» в Воронежской области. Как так получилось?
Швейкин: На первом курсе нам написали из образовательного центра «Орион» и предложили стать ассистентами на курсе сопровождения декабрьской математической программы. Мы отвечали за проверку задач, которые решали ребята из Воронежской области. Это был первый шаг к нашей с Севой мечте — повысить доступность образования и уровень олимпиадной подготовки в родном регионе. Нам хотелось, чтобы как можно больше школьников получили качественные знания и развили свои способности.
С тех пор удалось сделать многое: мы стали преподавать на математических сменах в региональном центре и организовали в Воронеже несколько мероприятий от Физтеха, включая олимпиадную школу.
— Расскажете о школе подробнее?
Швейкин: Это интенсив для школьников 7–10 классов на базе Физтеха и «Ориона», который помогает лучше подготовиться к олимпиадам. В течение недели ребята решают задачи по физике и математике и общаются со студентами ведущего технического вуза страны — призёрами ВсОШ и других престижных олимпиад.
Менчук: Мы провели нулевой поток в 2022 году своими силами, только для школьников гимназии имени академика Н. Г. Басова, где когда-то учились с Денисом. До интенсива мы слышали много страшилок: времена изменились, старшеклассники уже не те, никто не ходит на олимпиады как на праздник. Оказалось, всё ровно наоборот. Ребята по-прежнему были заряжены на изучение нового, они с интересом слушали лекции на экзотические темы олимпиадной математики и физики. На смене школьники работали интенсивнее, чем на обычных кружках.
Год спустя мы договорились о сотрудничестве с ФПМИ и «Орионом» и провели недельную школу для учеников со всей Воронежской области, приехали школьники и из других регионов. Нам выделили финансирование, перед ребятами выступили студенты и преподаватели Физтех-школы.
Никакого отчаяния
— Что самое трудное в этой олимпиадной работе?
Менчук: Поддерживать свой уровень знаний. Когда учишься на третьем-четвёртом курсе университета, олимпиадная среда потихоньку отдаляется. В то же время уровень задач растёт: многие темы, которые раньше не изучались, становятся обиходными, даже фольклорными. Например, 10 лет назад мало кто в России использовал комплексные числа для решения геометрических задач. Сейчас это обычная история для многих 11-классников.
Чтобы по-прежнему рассказывать самым требовательным школьникам об актуальных и интересных темах, приходится читать дополнительную литературу и глубоко изучать вузовскую программу.
Швейкин: Также трудно собрать коллектив из мотивированных школьников, которые смогут получить от олимпиадной смены максимальный эффект. Допустим, мы подберём темы высокого уровня сложности, а ученики его не потянут. Получается, это будет наш грубый просчёт, мы не оценили верно способности ребят на входе.
— Что посоветуете школьникам, которые не знают, с чего начать своё увлечение математикой?
Швейкин: Основной путь — получить фундаментальное образование по типу того, которое может дать «Сириус». Советую найти образовательный центр в вашем регионе и посмотреть, что он предлагает. Вообще, чтобы прочувствовать математические дисциплины, необязательно сразу записываться на обучение. Посмотрите полуразвлекательные каналы, посвящённые математическим сюжетам, и поймите, нравится вам предмет или нет.
Менчук: Пробуйте все доступные онлайн-активности, те же Сириус.Курсы — там дают ценные знания, есть возможность регулярно решать задачи. Участвуйте в математическом кружке, если он есть в вашем регионе. И всегда помните о главном правиле: никогда не отчаивайтесь, даже если понимаете, что стартовые условия не дают никаких преимуществ. Дорогу осилит идущий. Не теряйте интереса к математике, подкармливайте свой мозг хорошими книгами и интересными видеороликами.