А желание окончить школу с золотой медалью и поступить в вуз своей мечты у одиннадцатиклассницы из села Колмаково Златы БАТАЛОВОЙ безусловно есть! Она активно принимает участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней, занимается общественной деятельностью, любит рукоделие, играет на гитаре. За последние несколько лет она побывала в Крыму, Владивостоке, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Москве.
Её привлекают большие города, и она уже знает, в какой сфере видит себя успешной и востребованной.
В последний день третьей учебной четверти мы встретились со Златой и её классным руководителем Людмилой АЛЕКСЕЕНКО, поговорили о деревенской жизни и сельской школе, о планах на будущее и о заветных желаниях будущей студентки.
– Злата, волнуешься перед итоговыми испытаниями или уверена, что всё получится?
Злата:
– В данном случае одно другому не мешает. Примерно знаю, какие задания меня ждут на экзаменах, готовлюсь к ним с десятого класса. Но при этом сказать, что нет ни капли волнения, было бы неправдой. Волнение уйдёт, когда на руках у меня будут итоговые результаты ЕГЭ, вот тогда точно выдохну и буду решать вопрос с поступлением в вуз. А пока за меня держат кулачки мои родные, друзья и, конечно, учителя, с которыми мы вместе прошли школьный путь.
Девять лет я обучалась в родном селе Колмаково, но так как старших классов там нет, приходится доучиваться в Жерлыке. Ежедневно в соседнюю деревню ходит школьный автобус, на котором мы с подругой ездим на учёбу. Класс у нас маленький, всего четыре девчонки, наверное, поэтому мы очень сдружились, и даже трудно представить, что после окончания школы придётся разъехаться по разным городам. В таких маленьких школах, как колмаковская и жерлыкская, молодёжи в принципе мало, поэтому мы все друг друга знаем и общаемся.
– Скучно, наверное, что в классе совсем нет мальчишек вашего возраста?
– Это тоже причина, почему многие девчонки, да и парни хотят уехать из деревни. Ничего плохого не хочу сказать про родное село. Здесь тихо, уютно, места красивые. Но я понимаю, что лично для себя перспективы здесь не вижу. Чтобы купить хорошую одежду или косметику, другие товары, чтобы сходить в театр, в кино или кафе – нужно как минимум запланировать поездку в Минусинск или Абакан и решить вопрос с транспортом. Хорошо, если повезёт с погодой и дорога будет чистая. Так много препятствий для достижения элементарных в наше время целей... В городе люди даже не заморачиваются по этому поводу, а нам приходится всё время искать возможность. Другое дело – Питер или Москва, вышел из дома, и все дороги для тебя открыты. Конечно, прогулки и развлечения – это не основная цель поступления. Главное для меня сейчас – учёба, впрочем, она всегда была на первом месте. Меня не то чтобы заставляют делать уроки, меня иногда заставляют их не делать. Отец говорит: Злата, иди погуляй, развейся, а мне интереснее за книгой или учебником время проводить. Очень хочу поступить на юридический факультет, не скажу в какой город. Пусть это останется пока тайной, которую знаем только я и папа. Но уже сейчас могу сказать, что рассматриваю для себя профессию, связанную с правоохранительными или надзорными органами.
– Значит, едва ли вернёшься после учёбы в деревню...
– Не хочу загадывать, всякое в жизни может случиться. И в деревне тоже кому-то за порядком нужно следить (смеётся). Но пока планы на будущее не связаны с сельской местностью. Для меня главное – не только получить высшее образование, но и найти работу, от которой я буду получать удовольствие. Зарабатывать деньги можно везде, а вот кайфовать от своей работы не каждый может. А мне нужно именно это ощущение востребованности и удовлетворенности от того, что делаю, иначе будет не интересно.
– А как в семье реагируют на твои амбициозные желания?
– Не считаю, что они амбициозные, нормальное желание человека найти себя и реализоваться в жизни. Дома меня во всем поддерживают и верят в мои успехи. Отец занимается сельским хозяйством, держит дойных коров. Но, честно признаюсь, корову доить не умею, это мне не близко. По дому помогаю, брату младшему, если нужно что-нибудь, подскажу, а вот к сельскому хозяйству особого рвения не испытываю.
– Сегодня многие школьники при подготовке к экзаменам обращаются за помощью к репетиторам. Но как их найти в маленьком селе, где не всегда учителей-то хватает, да и интернет не везде есть?
Людмила Викторовна, классный руководитель, учитель английского языка:
– В Жерлыке нет нехватки педагогов. Некоторые приезжают из города, и это в наше время совсем не проблема. Учителям оплачивается проезд. А что касается малокомплектных классов, так это ведь на руку ученикам. Я в своё время работала в огромной городской школе на 3000 учеников. Вы понимаете, школьный поток – это как конвейер, если ребёнок вовремя не усвоил данный учителем материал, болел, прогуливал или просто недопонял, он автоматически попадает в список отстающих. Когда в классе 30 учеников, педагог физически не может уделить достаточное количество времени каждому. Некоторые дети быстро схватывают информацию, другим нужно несколько раз объяснить и показать. В результате всё, чем может помочь учитель перед подготовкой к экзамену, – это предложить услуги репетитора. А для четырёх человек у учителя всегда найдётся время. Более того, мы составляем расписание и в индивидуальном порядке работаем с девочками. Сколько необходимо позаниматься, столько и позанимаемся. И вы знаете, наши дети все после школы поступают в вузы и ССУЗы, никто не болтается без образования. Многие остаются в городах, некоторые возвращаются на малую родину, но все имеют дипломы.
Конечно, хорошо, когда в деревне много детей, когда-то и в классах нашей школы было по 15 учеников. Сейчас стабильное количество учащихся в старших классах – 4–6 человек. И тут мы вряд ли что-то можем изменить. Наша главная задача – дать знания тем детям, которые подрастают в селе. Пока мы с этой задачей хорошо справляемся. Неправда, что уровень образования на селе сильно отличается от городского. Мы так же ежегодно проходим курсы повышения квалификации, осваиваем новые методики, накапливаем опыт. А вот сельские дети действительно отличаются от городских. Они более скромные, послушные, не избалованные, но при этом довольно коммуникабельные и открытые для общества.
– Злата, ты, когда первый раз оказалась в столице, сильно чувствовала свою провинциальность?
– В столице мне посчастливилось побывать несколько раз. Это огромный, красивейший город, в котором каждый живёт своей жизнью. Никто ни на кого не обращает внимания. Это не деревня, где по улице прошёл и все новости узнал. Москва – это место, куда люди приезжают с какими-то конкретными целями, а не поглазеть на прохожих. В последний раз я ездила в составе делегации от Красноярского края на выставку в ВДНХ. Впечатления незабываемые. Пройти её всю просто невозможно. Но даже то, что нам успели показать – это такой невероятный масштаб. Даже не верится, в какой огромной стране мы живём. Кроме того была в Международном детском центре «Артек» в Крыму и во всероссийском детском лагере «Океан» во Владивостоке. Тоже очень понравились смены. Но «Артек», например, не назовёшь местом беспечного отдыха, мы очень много готовились к конкурсу, скучать было некогда. Сейчас очень сожалею, что не подавала заявки на участие в таких конкурсах, как, например, «Большая перемена», которая ежегодно проходит в Крыму. Это такая уникальная возможность получить новые знания, найти новых друзей, увидеть архитектурные памятники, посетить музеи, театры, храмы. Ведь любой ребёнок может к этому стремиться и добиваться цели.
– Сельским школьникам наверняка труднее попасть на всероссийские площадки?
– А какая разница? Любой школьник нашей страны имеет право получить поощрение в виде путёвки в «Океан» или «Артек». Для этого надо хорошо учиться, участвовать в муниципальных, региональных и федеральных олимпиадах, конкурсах, заниматься общественной, научной, культурной, спортивной деятельностью. Достижения в любой сфере засчитываются при рассмотрении заявок. Тем более что сегодня все заявки на конкурсы заполняются в режиме онлайн. Не надо никуда ехать, если ты набираешь необходимое количество баллов, тебе сами позвонят и пригласят. И я всем детям советую не упускать этой возможности, не замыкаться только на своей школе и своём городе или селе. Пробуйте себя, ищите себя, узнавайте что-то новое и выбирайте. В России такой огромный выбор возможностей, нужно только поставить себе цель и стремиться к её достижению. Я это для себя сделала.
– Людмила Викторовна, а вам как классному руководителю не жалко прощаться с такими хорошими учениками?
– Как же не жалко, конечно, жалко, они за столько лет родными детьми становятся. Приходят совсем малышами, а уходят взрослыми людьми. Но в душе я всегда счастлива – оттого, что вместе с учителями мы вложили в детей те знания, которые обязательно пригодятся им в будущем. Их победы – это наши победы. Поверьте, каждый учитель радуется успехам своего ученика. Может, не всегда это показывает, но в душе всегда радуется. Потому что чувствует в этом и свою пусть маленькую, но заслугу. А за своих выпускниц я не переживаю. Они все у меня умницы. Кто-то хочет стать учителем, кто-то врачом, кто-то юристом. И дай Бог, чтобы каждая из них нашла свою стезю, свой надёжный тыл и своё призвание в жизни.
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №13 (18.668) от 28.03.2024