Найти тему
О Сибири с любовью!

Духовное здоровье семьи

Оглавление

2024 год объявлен в России Годом семьи. Мы уже рассказывали о Любови ЛАТОХИНОЙ, кандидате педагогических наук, лекторе общества «Знание», авторе девяти книг по оздоровлению организма. Многолетний опыт Любови Ивановны на пути к здоровью убеждает в огромной пользе мудрых советов святых отцов и подвижников веры не только в системном подходе к здоровью семьи, но и в укреплении и сохранении семьи в любых житейских ситуациях.

В 2020 году она составила православный календарь здоровья и радости «В кругу семьи», на страницах которого читатель день за днём открывает для себя возможность обрести и поддерживать духовное, душевное и физическое здоровье, – как своё личное, так и всей семьи в целом. Приведём несколько выдержек из этого календаря.

Гражданский брак

«Поживём годик-другой, – рассуждают молодые люди, – присмотримся. Брак – дело серьёзное, надо сначала попробовать жить вместе. Если всё будет хорошо – распишемся. Если нет – разойдёмся».

Выглядит даже разумно и логично. Но есть мудрость века сего, а есть премудрость Божия. «Гражданский брак» – безумие в глазах Божиих.

Почти все, кто пробует жить вместе без брака, никогда так и не расписываются, но разбегаются, лишь покалечив свою душу. Ведь в гражданском браке настоящая любовь не рождается. И это легко увидеть хотя бы из отношения в таком «браке» к появлению детей. При истинной любви обязательно хотят детей, но в гражданском браке, как правило, детей не заводят. Какие дети, если взрослые с собой разобраться не могут?

В гражданском браке никакого сближения между людьми не происходит, они держат друг друга на расстоянии. Они в постоянной готовности разбежаться. Они не хотят брать на себя ответственность друг за друга, а без этого любовь немыслима.

Священник Илия Шугаев

Любовь между супругами

Когда один из супругов любит другого, то, даже находясь вдали от него, он всё равно будет близко, потому что для любви Христовой не существует расстояний.

Однако если, Боже упаси, между супругами нет любви, то они, даже находясь рядом, могут быть, по сути, друг от друга далеко.

Поэтому каждый из супругов должен стараться всю свою жизнь сохранить любовь к другому, принося себя в жертву ради него. Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель.

Вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит ещё крепче.

Преподобный Паисий Святогорец

Отчего проблемы в семье?

Из-за отсутствия смирения все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья – перед Богом, жены – перед мужьями, дети – перед родителями.

Как только каждый встанет на своё место, все проблемы в семье начнут исчезать. Сказывается ещё и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть.

С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал нам индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи наши не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться с этими обстоятельствами, учиться радоваться тому, что есть...

За все благодарить – это путь к богатству, потому что богатство – это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что как только семья становится благополучной, она чаще всего распадается.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Глава жене – муж

Как-то раз отца Епифания посетила молодая обручённая пара с целью разрешить своё недоумение: кто кому будет подчиняться после свадьбы?

...Выслушав их, батюшка сказал, обращаясь к невесте: «Когда у супругов существуют различные мнения и каждый настаивает, чтобы было так, как он хочет, тогда, как ты понимаешь, может произойти разрыв. Следовательно, кто-то из двоих должен уступить. Теперь послушай, почему будет лучше уступить тебе. Если мнение супруга правильно, то польза будет всей семье. Если же решение мужа будет неверно, тогда, естественно,оно не приведёт ни к чему хорошему. Следовательно, он вынужден будет сказать себе: «Зачем я настоял на своём и не поступил так, как советовала жена?» Когда так повторится два-три раза, тогда без всяких уговоров и скандалов с твоей стороны он будет делать так, как ты хочешь. Следовательно, для тебя же лучше, если ты поначалу несколько раз уступишь супругу».

Из жизни архимандрита Епифания (Феодоропулоса)

Признательность

Один человек спросил меня: «Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?» «Признательность», — ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой.

Жена — хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж — властитель дома, но и носильщик его тяжестей. Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности.

Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую.

Преподобный Паисий Святогорец

Способы воспитания

По сути, существуют два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: союз с добрыми задатками ребёнка и война с дурными наклонностями.

Если воспитатель настроен на союз, то он как бы говорит ребёнку: «Ты ведь славный, хотя, как я вижу, у тебя бывает и дурное на уме. Я верю в твою доброту и в твои силы; я буду помогать и защищать тебя, и вот увидишь – ты скоро победишь».

Если же воспитатель замышляет войну, он так подходит к ребенку: «Ты дрянной мальчишка, и твой поступок является зеркалом твоей души; я не верю в тебя, и от меня ты пощады не жди; ты заслуживаешь дурного обращения, потому что ни на что хорошее ты не способен; трусишка, из страха перед наказанием ты даёшь выход вовне своим дурным инстинктам, так как нутро у тебя подвержено порче!»

Тот, кто заключает с ребёнком союз, пытается стать его ангелом-хранителем. Тот, кто объявляет войну ребёнку, становится его преследователем и врагом.

И.А. Ильин

Большая семья – большие надежды

Самое трудное – воспитать одного ребёнка. Один ребёнок всегда в центре внимания. Все его балуют. От этого велика опасность, что он вырастет эгоистом с резко выраженным тщеславием и самомнением.

Пусть же радуются родители, если Господь даровал им много детей: чем больше детей, тем больше Божьего благословения на семью, тем легче будет правильно воспитывать их в духовном отношении.

И. Ильяшенко

Об отношении к родителям

Почитай отца и мать; за почтение к родителям Господь обещает благополучие и долголетие в здешней жизни и блаженство вечное в будущей.

Родителям мы обязаны жизнью и большей частью самим воспитанием, по крайней мере, первоначальным, и, казалось бы, нет ничего легче и естественнее, как почитать родителей.

А между тем на деле, особенно в нынешнее время, бывает нередко напротив: дети тяготятся своими родителями, отказывают им в должном почтении, грубят им и поносят их в лицо, ни за что считают их любовь, заботы и попечения, бывшие о них; не помогают им, не поддерживают их в бедности, старости и болезни.

Но горе им, если не образумятся: недобро им будет и в здешней жизни, и вечная мука в жизни будущей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Самый близкий человек для ребёнка

Никого так не любит младенец, как свою мать.

Мать делает для нас так много и любит нас так сильно! А мы часто этого не замечаем, считаем, что эти ласки нам не нужны, и даже немного стыдимся их. Но когда наша милая и любящая мама уходит ко Господу, мы понимаем, что никогда больше её любящие глаза не посмотрят на нас, никогда она не скажет нам тёплого и ласкового слова, никогда больше не обнимет нас. Только тогда мы понимаем, сколь многого лишились.

Но пока она жива, мы должны заботиться о ней и любить её всем сердцем и всей душой. Быть благодарным ей за то, что она дала нам жизнь.

В. Матюнин

Записная книга совести

Произведём строгое испытание не только дел своих, но и слов и помышлений, и строго исследуем, как проведён каждый день, какой грех сделан в продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движение или помышление возбудило нас к недоброму движению. И постараемся по мере грехов своих показать и покаяние.

Веди в совести запись и замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой; взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою сделано.

Совесть есть сила нашей души, побуждающая нас к добру и предостерегающая от зла, есть истолковательница нравственного закона, начертанного Богом на сердцах наших, есть голос Божий в нас. Требования совести сходны с предписаниями закона Божия письменного, откровенного. Чему научает, что повелевает закон Божий, тому научает, то внушает и совесть. Что запрещает закон Божий, то запрещает и совесть.

Совесть наша не только располагает – побуждает нас к добру и предохраняет от зла, но она вместе беспристрастно и неподкупно судит нас за те или другие действия наши, беспощадно и неумолимо карает нас за всякое зло, содеянное нами. «Преступник может избежать иногда суда человеческого, но он никогда не избежит суда своей совести», – говорит святой Григорий Богослов.

Совесть чувствует каждое движение сердца, каждому намерению, желанию, мысли, делу даёт надлежащую оценку; зло она осуждает и задерживает, а добро хвалит и поощряет; за зло наказывает беспокойством, страхом, стыдом, угрызениями, тоской, за добро награждает миром, удовлетворением и радостью.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №13 (18.668) от 28.03.2024