Музыкант из подтаёжной деревни создает настоящие произведения искусства из дерева и эпоксидной смолы.
Резные заборы, ставни, деревянная мебель, этажерки и даже настенные часы ручной работы... Уютный небольшой домик Наиля и Любови МУХАМЕТРАХИМОВЫХ в селе Добромысловка Идринского района – словно сказочный теремок.
Всё здесь сделано своими руками, на совесть и с любовью.
Было бы желание, а главное – терпение
В четвёртом классе Наиль Мухаметрахимов освоил первые навыки работы с деревом, однако никогда профессионально не занимался этим ремеслом. В юношеские годы его больше увлекала музыка. После окончания школы парень уехал из Большемуртинского района в Минусинск и поступил на хоровое отделение колледжа культуры и искусства. Здесь встретил свою будущую супругу Любовь.
– Мы проработали в сельском клубе много лет, – рассказывает Наиль Кашапович. – Я и сейчас являюсь музыкальным руководителем вокально-инструментальной группы «Пилигрим», которая существует в селе с 1992 года. А переехали мы в Добромысловку в конце 80-х годов прошлого века. Точнее, я переехал, как говорится, за женой, она у меня коренная жительница деревни. Хорошо здесь было всегда. Тихо, уютно, мне сразу полюбилась эта деревенька. Сегодня молодёжь всё больше стремится в город. Вот и наши двое сыновей уехали в центральную часть страны, только дочь осталась в соседнем селе Берёзовка. А буквально пять лет назад пришло вдохновение поработать с деревом. Благо, материала у нас в таёжной глуши достаточно: ёлки, кедры, сосна, карагач. Было бы желание и терпение.
Терпение, по мнению Наиля Кашаповича, – главный секрет успеха в любом деле. И у него не сразу получалось делать ровные и аккуратные предметы быта при помощи дерева и эпоксидной смолы. Первую вещицу, говорит мастер, выбросил, не понравилась. О чём сейчас сожалеет: сравнить не с чем.
Украшение для кухни и хозяюшкам в подмогу
Впрочем, в закромах дома хранится множество изделий, за зиму накопилось столько, что хоть на базар иди торговать. Тарелки, кувшины, крынки, баночки под сыпучие продукты, канделябры, пепельницы, блюда для овощей, фруктов и даже шашлыков. И это не просто выточенные из дерева и отшлифованные предметы кухонной утвари. Каждое изделие – это настоящее произведение искусства.
– Процесс совсем не быстрый, – признается мастер. – В несколько этапов приходится покрывать смолой, чтобы добиться нужного результата. Есть, конечно, и простые предметы, например разделочные доски, а есть сложные конструкции. Допустим, тарелки с рисунком из грецкого и маньчжурского ореха. Каждый орех, прежде чем уложить в качестве рисунка на блюдо, необходимо нарезать и обточить, затем покрыть смолой, высушить и вновь отшлифовать.
А как замечательно смотрятся баночки, сделанные при помощи обычных цветных карандашей! Их можно использовать как на кухне, так и в качестве украшения для дома.
Супруга Любовь Ивановна любит хранить в этих баночках различные травы, которые сама заготавливает. Иван-чай, чабрец, мелисса, мята – всё это есть у заботливой хранительницы очага. Тайга богата дикоросами, поэтому добромысловские жители могут не только вдоволь напиться душистого чая, но и сделать лекарства из растений и трав.
– Очень удобно и эстетически привлекательно, эти деревянные предметы – просто украшение для кухни, – говорит Любовь Ивановна. – А главное – они из натурального сырья, которое не деформируется, не даёт токсичных запахов, в отличие от пластика, например. В плане ухода за изделиями тоже проблем нет. Достаточно промыть их тёплой водой, не используя химию. Для посудомоечной машины предметы быта не подойдут, как и любая другая деревянная посуда. А чтобы такая посуда лучше сохранилась, держать её нужно подальше от прямых солнечных лучей. Для профилактики один раз в месяц можно обработать минеральным, льняным или растительным маслом.
С травяным чайком да под музыку
Все свои работы Наиль Кашапович делает в первую очередь не для сбыта, а для души. Хотя его изделия можно увидеть в продаже на различных фестивалях и ярмарках.
– Не очень охотно беру заказы, – говорит сельчанин. – Для души творить – это удовольствие, а на заказ – труд. Для меня работа с деревом и смолой всегда была увлечением, прежде всего. Хотя в перестроечное время подумывал о том, чтобы на этом подзаработать. Но музыка все-таки была на первом месте. Это сейчас гораздо больше времени, чтобы заниматься в мастерской, хотя и концертную деятельность не прекратил. За зиму вон сколько изделий накопилось, можно потихоньку и сбытом заняться.
Удивительно, но в век интернета Наиль Кашапович пользуется исключительно кнопочным телефоном и всемирную паутину осваивать не собирается. Вырученные от продажи на ярмарках средства в основном тратит на электрооборудование и станки для мастерской. Сейчас у него есть несколько десятков инструментов, с помощью которых он создаёт красоту, плюс токарный и шлифовальный станки, за которыми мастер может работать часами.
– Многие свои поделки просто дарю друзьям и близким. Без подарка и чаепития из нашего дома не выходят. Я всё-таки татарин по национальности, а мы народ гостеприимный, любим, чтобы гости уходили от нас довольными.
Вот и нас семья Мухаметрахимовых встретила горячим чаем и выпечкой. Несколько часов мы беседовали о деревенской жизни, пили травяной чай, слушали песни, которые глава семьи исполнил под баян.
– Лучшие наши годы прошли в деревне, – говорят супруги. – Здесь у нас всегда была любимая работа, здесь ребятишки выросли. Да и сейчас не жалеем, что живём в сельской местности. Сегодня у нас проживают всего около 300 человек, три раза в неделю ходит автобус, работает магазин, ФАП, детский сад и школа. И, конечно, наш Дом культуры, которому мы посвятили несколько десятков лет.
Последние десять лет Любовь Ивановна была директором ДК, а сейчас работает младшим воспитателем в детском саду. Наиль Кашапович продолжает выступать в составе «Пилигрима», ездит с концертами в соседние районы и деревни, прививает любовь к музыке молодым людям.
– Раньше все земли в округе были пахотными, а теперь зарастает земля, – говорит Наиль Мухаметрахимов. – А может, и хорошо, что зарастает, приходит в первозданный вид. Сейчас и дышать легче стало, и зверю и птице. Едешь по тайге, и душа радуется, что такие у нас просторы девственные. А сельским хозяйством в основном частники занимаются. Мы вот тоже много лет скотину держали, это теперь не для кого. А люди держат и по сей день и живут счастливо вдали от городской суеты.
Супруга соглашается с мужем, говорит, что совсем не скучно им в родном селе.
– Главное – чтобы всё, что ты делаешь, делалось с любовью. Я радуюсь, что мы продолжаем жить насыщенной жизнью, строить планы на будущее и заниматься любимым делом.
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №13 (18.668) от 28.03.2024