Найти тему
Тюнинг Админа

Тюнинг двигателя 153FMI (52.4x55.5)

В этой статье речь пойдёт о форсировке двигателя 153FMI для мопеда Альфа и питбайков. Материал буду стараться делать максимально подробным с фотографиями и описанием доработок.

Мануал в процессе редактирования, сейчас тюнингованный 153fmi установлен на Дельту - СССР.

Содержание статьи

  • Причины по которым необходим тюнинг
  • Заводские показатели
  • Список проводимых доработок
  • Используемый инструмент
  • Процесс доработки
  • Таблица соотношения показателей скорости и мощности двигателя
  • Заключение

Причины по которым необходим тюнинг

Для чего спросите вы заморачиваться этим вопросом:

  • Повышение тяговых характеристик двигателя
  • Увеличение динамики разгона
  • Увеличение крейсерской скорости передвижения без риска перегреть двигатель
  • Увеличение максимальной скорости.
  • Использование мопеда для дальних поездок

Заводские показатели

  • Тип двигателя: 4-тактный
  • Объём двигателя: 119.6 см³
  • Мощность двигателя: 7.6 л.с.
  • Обороты двигателя: 8000об/мин
  • Крутящий момент: 8.5 Нм
  • Степень сжатия: 9.3
  • Диаметр цилиндра: 52,4мм
  • Ход поршня: 55.5мм
  • Клапанов на цилиндр: 2
  • Диаметр впускного клапана: 23мм
  • Диаметр выпускного клапана: 20мм
  • Диаметр впуска: 22мм
  • Диаметр выпуска: 20мм
  • впускной коллектор: 22мм
  • Зажигание: Электронное CDI
  • 4-х скоростная КПП
  • установлена ведущая звезда 15Т 428
  • Рекомендуемый производителем карбюратор: PZ22

Список проводимых доработок

  • Снимаем и разбираем ГБЦ, лучше приобрести головку с увеличенными клапанами 27мм/23мм
  • Растачиваем впуск и выпуск ГБЦ
  • Полируем крупные риски каналов, уменьшая сопротивление потока
  • Притираем клапана
  • Устанавливаем спортивный распредвал Lifan QX-LF150W-SP-11
  • Собираем и устанавливаем ГБЦ, не забывая отрегулировать клапана
  • Растачиваем впускной коллектор карбюратора
  • Устанавливаем карбюратор PZ27
  • Устанавливаем воздушный фильтр
  • Растачиваем впуск глушителя и дорабатываем резонатор или изготавливаем прямоток.
  • Устанавливаем масляный радиатор
  • Изменяющийся УОЗ

Используемый инструмент

  • Бор фреза на 25мм:
-2

Можно купить на Ozon

Цена: 1209руб.

  • Бор фреза на 27мм:
-3

Можно купить на Ozon

Цена: 2057руб.

  • Набор мелких борфрез:
-4

Можно купить на Ozon

Цена: 799руб.

  • Шуруповерт или дрель для расточки большими фрезами.

В случае с большими бор фрезами я использую шуруповерт, для мелких фрез дремель с удлинителем:

-5

Можно купить на Ozon

Цена: 2318руб.

Процесс доработки

  • Снимаем и разбираем ГБЦ, лучше приобрести с увеличенными клапанами 27мм/23мм, я именно так и поступил, на фото ниже как раз она самая:
-6

Можно купить на Ozon

Цена: 4769руб.

Растачиваем впуск и выпуск ГБЦ

Впуск на входе D22мм(внутри канала занижение пропускного сечения до 18мм --> растачиваю с начала бор фрезой на 25мм и следом прохожу уже на 27мм до направляющей клапана, на фото ниже видно:

-7

Разницу видно кардинально:

-8

Со стороны впускного клапана и направляющей клапана убираем все неровности и расширяем канал делая плавный переход, как на фото:

-9

Выпуск на выходе D22мм --> растачиваем борфрезой до 25мм до направляющей клапана.

Со стороны выпускного клапана убираем все неровности и расширяем канал.

-10
-11

Притираем клапана

Устанавливаем спортивный распредвал Lifan QX-LF150W-SP-11

-12

Купить можно на Aliexpress или Ozon:

Цена: 1204руб

Собираем и устанавливаем ГБЦ, не забывая отрегулировать клапана

Растачиваем впускной коллектор карбюратора круглой фрезой 27мм

1-й вариант - впускной коллектор 26мм:

-13
-14

Внешний диаметр коллектора 30,5мм:

-15

Вид коллектора после расточки бор фрезой на 27мм с помощью шуруповерта:

-16

2-й вариант - коллектор на 26мм, на фото видно я уже начал его растачивать фрезой на 27мм:

-17

Внутренний диаметр 26мм:

-18

Внешний диаметр 32мм:

-19

После расточки фрезой на 27мм:

-20

Устанавливаем карбюратор PZ27

-21

Приобрести можно на Ozon:

Цена: 1001руб.

Устанавливаем воздушный фильтр

В своём случае использую такой:

-22
-23

Можно купить на Ozon:

Цена: 667руб.

Или такие:

Если любите грязь месить, то лучше возьмите этот

-24

Этот на мой взгляд в плане производительности лучше всего брать:

-25

Тоже есть на Озоне

Растачиваем впуск глушителя и дорабатываем резонатор или изготавливаем прямоток.

Прежде чем приступать к работам выполним необходимые замеры:

Внешний диаметр патрубка глушителя 20,4мм:

-26

Внутренний диаметр патрубка глушителя 18мм:

-27

Толщина стенок патрубка 1,2мм - точить нет смысла никакого

Остается лишь 2 варианта:

  • Делать самодельный патрубок глушителя
  • Покупать патрубок от питбайка и допиливать под свои нужды

Необходимый нам размер трубы под патрубок:

  • Внутренний диаметр 25мм
  • Внешний диаметр 27-28мм
  • Фланец патрубка внешний диаметр 32мм
  • Фланец патрубка внутренний диаметр не менее 25мм
Ведутся работы

Устанавливаем масляный радиатор

Это необходимо выполнить, так как у вашего двигателя изменился тепловой режим работы и для лучшего охлаждения он будет не лишним. По возможности можно установить датчик температуры масла с выводом показаний на руль, во избежания перегрева.

Изменяющийся УОЗ

УОЗ — это угол, на который успевает повернуться коленчатый вал от момента возникновения искры до момента достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ). При нормальном угле опережения зажигания смесь воспламеняется за 10–12° до попадания поршня в ВМТ.

-28

При корректно выставленном УОЗ, энергия, высвободившаяся при сгорании смеси, должна с силой толкнуть поршень вниз. Для этого воспламенение должно происходить в момент до достижения поршнем ВМТ — на такте сжатия.

-29

На двигателях 139,152,153,154 момент опережения зажигания равен 24 градусам, что является слишком ранним зажиганием, что способствует следующим негативным последствиям:

  • перегрев деталей ДВС,
  • падение мощности,
  • разрушение прокладки под ГБЦ,
  • разрушение перегородки поршневых колец.

Если поджечь смесь позже оптимального момента (позднее зажигание), когда поршень после достижения ВМТ начинает движение вниз, энергия от сгоревших газов уходит в выпуск, снижается эффективность работы мотора.

Неправильно подобранное зажигание негативно влияет на эффективность и ресурс двигателя, а также приводит к увеличению расхода топлива.

Возможные проблемы с неправильно выставленными углами зажигания:

  • затрудненный пуск мотора,
  • увеличенный расход топлива,
  • плохая отзывчивость мотора на нажатие педали газа,
  • детонация в ДВС,
  • черный дым из глушителя.

От чего зависит угол опережения зажигания:

  • Прежде всего УОЗ зависит от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Чем больше количество оборотов в минуту делает коленчатый вал, тем раньше надо воспламенять рабочую смесь, чтобы пик максимального давления был в нужной нам точке. следовательно текущий угол опережения зажигания слишком большой для маленьких оборотов двигателя и маленький для больших оборотов двигателя.
  • От температуры. Чем ниже температура двигателя и рабочей смеси, тем ниже скорость реакции окисления (горения), соответственно УОЗ должен быть более ранним.
  • От нагрузки на двигатель. Чем больше нагрузка на двигатель, тем больше наполнение цилиндра рабочей смесью, тем меньше должен быть УОЗ для того чтобы избежать детонации.

Варианты управления углом опережения зажигания:

  • Использование коммутатора с регулируемым углом опережения зажигания, но имеет свои плюсы и минусы
-30

Стоимость: 442руб.

Купить можно на Ozon:

  • Физическое изменение угла опережения зажигания с помощью изменения геометрии формирователя, тем самым при любых режимах движения достигается максимальный крутящий момент и максимальная мощность двигателя, смесь сгорает значительно лучше, предотвращается образование нагара на поршне и в глушителе, мотор быстрее набирает обороты. Этот способ является проверенным и рекомендуемым.

Как определить угол опережения зажигания на вашем двигателе:

-31

Диаметр ротора с учетом высоты формирователя = 110 +2*2,4 = 114,8 мм

Вспоминаем длинна окружности = 2ПR= 2*3,14*57,4= 360,4мм

Делим длину окружности на 360 градусов и получаем длину соответствующую 1 градусу 360,4 / 360 = 1мм / 1 градус

-32

Метки на роторе и что они означают:

-33
  • Т - верхняя мертвая точка
  • F - угол опережения зажигания равный 12 градусам
  • оо - момент опережения зажигания смеси равный 24 градусам

Расстояние от Т до 00 пропорционально длине формирователя на роторе:

-34

На всем диапазоне оборотов я наблюдаю угол опережения зажигания равный 24 градусам:

-35

Этот угол опережения слишком большой для маленьких оборотов и маленький для высоких оборотов

Меняем геометрию формирователя как показано на картинках ниже:

-36
-37
-38

Вот вам график зависимости угла опережения зажигания, согласно которому можно судить, что данные двигатели имеют ограничение по производительности за счет ограничения угла опережения зажигания на 24 градусах и имеют низкий КПД за счет неполноты сгорания топлива особенно на высоких оборотах

-39

После проведенных работ угол опережения составляет 18 градусов, при увеличении оборотов свыше 3000 угол опережения смещается на 24 градуса, а после 6000 об/мин смещается до 30 градусов.

После проведенных работ двигатель стал раскручиваться до 13000об/мин

Замена ведущей и ведомой шестерней привода цепи на 17/36

-40
-41

Чтобы поднять мощность ещё выше, необходимо:

  • Установить прямоток
  • Заменить генератор на одно катушечный
  • Увеличить степень сжатия
  • Уменьшить вес коленвала и выполнить балансировку

При серьезных доработках этого мотора можно выжать до 15л.с.

Таблица соотношения показателей скорости и мощности двигателя

Многие слышали про дин-стенды для определения мощности двигателя, естественно это не дешёвое удовольствие, но можно обойтись и без него и определить конечную мощность вашего двигателя после проведённых работ, путем измерения среднего показателя максимальной скорости.

Итак приведу таблицу Эквивалент максимальной скорости и мощности двигателя:

Общая таблица соотношения мощности и скорости:

-42

Заключение

После проведённых работ я добился прибавки мощности на "Х"л.с. до Ул.с и максимальная скорость выросла с "Х" км/ч до "У" км/ч и теперь совершенно спокойно можно двигаться с крейсерской скоростью 80км/ч на большие расстояния не опасаясь перегрева двигателя.

Фото мопеда
Фото максималки по GPS

Статья дописывается и скоро будет закончена

Надеюсь вам понравилась статья и материал окажется полезным при ваших доработках своего железного друга.

Авто
268,3 тыс интересуются