В Ростовской области — голод. Кадровый. Ищут пожарных, учителей, врачей, водителей... Свободные вакансии есть в любой профессии. За последние три года донской рынок труда кардинально поменялся.
Что это за изменения, и с чем они связаны? Как повлияли на заработную плату в регионе? Какую роль в этом вопросе сыграли санкции? Разбирался rostov.aif.ru.
Все при деле и при деньгах
Казалось бы, низкой безработице стоит радоваться — мы же так долго к этому шли. Все при деле и при деньгах! Сегодня в Ростовской области зарегистрировано около 7 тыс. безработных. Ещё несколько лет назад их было 118 тысяч — в 16,5 раза больше. Успех? Смотря с какой стороны посмотреть.
Так, главной проблемой ростовских предприятий стали не сами по себе экономические санкции, а дефицит кадров. Особенно остро это коснулось импортозамещающих производств. Только в этом году на Дону открылось три таких завода — сельхозтехники, трансмиссий и тракторный. Потенциально это 3,2 тыс. новых рабочих мест. Но где взять столько новых рабочих рук и голов?
«Все новые производства сегодня — высокотехнологичные, инновационные, современные. Нужны и знания соответствующие, и квалификация. На рынке труда таких работников единицы. Они на вес золота, — рассказывает менеджер по подбору персонала одного из донских кадровых агентств Олеся Рябова. — Поэтому предприятия стали готовить кадры сами, на производстве. Это новый тренд».
А спрос на рабочие руки продолжает расти: на водителей, слесарей, механиков, токарей, сварщиков. Впрочем, острым дефицитом «синих воротничков» давно никого не удивишь. Но в регионе не хватает и трудовой интеллигенции: врачей, учителей, экономистов, бухгалтеров, инженеров и т.д. Даже на вечно дефицитные категории ИТ, интернет и телеком на 308 вакансий 598 резюме.
«То, что резюме почти вдвое больше, чем вакансий, давно не вводит в заблуждение. Большинство из тех, кто забрасывает резюме, не безработные: они ищут или подработку, или более выгодное место», — поясняет Олеся Юрьевна.
Бывает, что работодателю нужны сотрудники с одними навыками, а соискатели обладают иными. В итоге, люди не могут найти работу, а у предприятия дефицит кадров.
Пять причин
Открытие новых производств, которые требуют рабочей силы, только одна причина кадрового голода. Вторая — демографическая яма: сегодня в расцвете трудоспособности находятся люди, родившиеся в 90-е годы. Рождаемость тогда была крайне низкой. Предыдущее поколение (папы и мамы детей 90-х) выходит на пенсию. Заменить их порой просто некем. Третья причина — очередная эмиграционная волна. За пределы донского края уезжают, в основном, молодые, энергичные и грамотные — едут туда, где больше платят и лучше условия труда: в Москву, Санкт-Петербург и за рубеж. Четвёртый фактор — мобилизованные, контрактники, добровольцы, оставившие гражданские рабочие места. Ну, а пятая причина — уход трудовых мигрантов: из-за ослабления рубля работать в России им стало невыгодно.
Усугубило ситуацию и то, что мигрантов и желающих получить гражданство РФ начали ставить на воинский учёт. На днях в Ростове-на-Дону и Аксайском районе прошёл совместный рейд МВД, УФСБ и Росгвардии: проверяли рынки и производственные объекты.
«В ходе проверки документов установлено отсутствие отметок о постановке на воинский учёт у 46 граждан. Им вручены повестки о необходимости явки в военные комиссариаты», — пояснили в региональном ГУ МВД России.
Больше денег и свободы
Ситуация, когда предложение рабочих мест превышает спрос на них, заставляет работодателей меняться: переходить на временные трудовые договоры, включая фриланс и аутсорсинг, создавать дополнительные бонусы и преференции для ценных работников. Меняются и стереотипы. Уходят в прошлое: разделение на мужские и женские профессии, «не берут на работу после 50 лет», «одна профессия на всю жизнь».
Работодатели конкурируют за сотрудников, повышая зарплаты. Но иногда это больше маркетинговый ход. На Дону, судя по объявлениям, работодатели готовы платить швеям 75-100 тыс. рублей в месяц. А по факту?
«Больше 50 тыс. рублей в месяц вряд ли получишь. Чтобы заработать хотя бы 70 тысяч, нужно жить на работе, — говорит работница одной из швейных компаний Елена Коваленко. — Лично я, как и многие другие швеи, была бы не против получать такие деньги, но давно уже не верю в сказки».
Подобная ситуация в транспортных компаниях и ритейле. Получить обещанную (сто тысяч рублей) зарплату редко кому удаётся: не позволят установленные нормы выработки, накатанных часов и штрафы.
«Умом руководство понимает, что за хорошую работу нужно достойно платить. Но двигаться в прибыли не желает, вот и придумывают разные способы не платить. Пора бы им придушить свою "жабу" и понять, что времена изменились», — считает водитель одной из ТК Василий Сонин.
Дончане становятся всё привередливее в выборе места работы. Предпочитают то, где больше денег и свободы: 78% ростовчан решающим фактором называют размер зарплаты, а 32% — гибкие условия труда. Есть и те, кто заявляет, что им вообще лень работать постоянно. Мужчины ссылаются на то, что найти работу им мешает несобранность, интернет и хобби. А женщины указывают домашние дела и переутомление.
По прогнозам аналитиков, такая ситуация на рынке труда может продлиться до 2030 года. Значит, работодателям и работникам нужно будет и дальше подстраиваться к рынку и идти на компромиссы, чтобы найти друг друга.
За и против
Низкая безработица имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы
- Снижение нагрузки на бюджет: не надо платить социальные пособия.
- Повышение доходов населения: зарплата обычно выше любых пособий.
- Проще найти дело по душе: большое число вакансий позволяет выбрать лучшее.
Минусы
- Рост инфляции: рост покупательной способности людей толкает вверх цены.
- Замедление экономики: нехватка кадров тормозит развитие бизнеса, предприятий.
- Рост себестоимости производства товаров и услуг: снижается конкурентоспособность товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Мнение эксперта
Урбанист, кандидат экономических наук Иван Макаров:
— Низкая безработица означает, что регион развивается, реализует крупные инвестпроекты, создаёт новые рабочие места — это хорошо. Но кадровый дефицит тормозит развитие экономики. Кроме того, низкий уровень безработицы говорит о том, что региону не хватает людей. Вот за них хорошо бы побороться: Ростовская область довольно привлекательна для жизни, но очень мало себя презентует в плане внутренней миграции. Из Сибири и с севера больше едут в Краснодарский край. Хорошо бы перенаправить этот поток на Дон.
Помогут всем
Центры занятости адресно работают не только с соискателями, но и с предприятиями. Среди их клиентов — почти все крупные компании региона. Сотрудники центров помогают составить резюме, рассказывают, как вести себя на собеседовании. Трудоустроить готовы всех: молодых специалистов, людей предпенсионного возраста и пенсионеров, мам с детьми и тех, кто хочет сменить сферу деятельности.
Официально
Директор АНО МФК «РРАПП» — оператора центров «Мой бизнес» Ростовской области Яна Куринова:
— Недостаток специалистов с нужными навыками и компетенциями — один из самых серьёзных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются предприниматели. Особенно производители. Возможный выход из ситуации — взращивать специалистов со студенческой скамьи. На официальном портале центра поддержки предпринимательства РО «Мой бизнес» заработал «Кадровый сервис»: он состыкует работодателей с заинтересованными в стажировке молодыми ребятами.