2,3K подписчиков

Архитектурные стихи, шедевральный дом герцога Лейхтенбергского и другие красоты Петроградки

226 прочитали

Архитектурные стихи - так бы я назвала этот цикл стихотворных экскурсий от удивительного автора Натальи Моносовой, с которой мне удалось познакомиться вот именно здесь, на канале Дзен. Так же как и я, Наталья описывает свои любимые здания Санкт-Петербурга, но только в стихах. Это удивительно и невероятно! Тут и простыми словами не так-то просто описать архитектурный стиль, указать на особенности форм и оригинальность деталей, рассказать историю дома и судьбу его обитателей, упомянуть эпохальные события или сложившиеся легенды.

В общем, я в полном восторге и очень хочу им с вами поделиться. Стихи очень объемно описывают здания и дают возможность его себе представить, а ещё оказалось очень интересным находить визуальное подтверждение каждой строчке на своих фотографиях. Конечно, когда я фотографировала, стихов этих еще не читала, и тем приятнее было обнаружить, что нам понравились одни и те же дома и наше внимание привлекли одни и те же их детали или истории.

Далее буду приводить строчки из стихотворения, прикладывать найденные у меня подходящие фотографии, ну и добавлять что-то от себя прозой, ведь не все читатели со стихами дружат😉

А рассказываем мы сегодня с Натальей о шикарном Доходном доме герцога Лейхтенбергского, 1905 года постройки, который находится на Большой Зелениной улице, 28.

Итак, начнём со строк стихотворения.

Сейчас я не в Брюсселе, не в Париже.
На Петроградской стороне я это вижу.
Глазам своим не верю, что он здесь,
Что дом такой в Санкт-Петербурге есть.

Доходный дом герцога Лейхтенбергского - первая крупная постройка неизвестного тогда архитектора Фридриха фон Постельса, ставшая в итоге самым оригинальным зданием в стиле модерн во всем Санкт-Петербурге. Фантастический и разнообразный декор делает его настоящим произведением искусства. Симметричный фасад поражает каждым из своих пяти этажей.

Роскошный дом. Он в стиле ар-нуво.
На фризе из мозаики пейзажные панно.
Их пять. Они из смальты разных форм.
И темы, необычные для города на нем.
Соседствуют панно перетекая плавно
Из панорамы в панораму очень славно.
Урбанистические виды растворяются,
В простор полей легко они внедряются.
И превращаются поля в морские дали,
Такого в Петербурге люди не видали.
Эффект смешения цветов на высоте
Приближает фриз к небесной глубине.
Санкт-Петербург, Большая Зеленина улица, 28
Санкт-Петербург, Большая Зеленина улица, 28

Да-да, вот полюбуйтесь, вдоль всей стены фасада 5-го этажа тянется огромный мозаичный фриз, состоящий из пяти больших панно, созданных по эскизам художника Сергея Шелкового в мозаичной мастерской Владимира Фролова.

Впервые на здании были изображены пейзажи – природные и городские. Мотивы плавно перетекают один в другой, не имеют привычных обрамлений и заполняют всю свободную поверхность верхнего этажа. Собраны они из беспрецедентно крупных и разнообразных по форме кусков смальты. Смальтовая мозаика отличается от обычного декоративного стекла особой прочностью и непрозрачностью, так что сохраняется панно уже 120 лет под суровыми северными ветрами и бесконечными осадками.

Рисунки по пропорциям и очертаниям составлены с учетом того, что смотреть на них будут снизу вверх. Вдобавок к этому пейзажные мозаики по своей цветовой гамме близки всем возможным вариантам окраски неба и при любой погоде как бы сливаются с ним, делая дом гармоничной частью окружающего пространства, так что строчки "эффект смешения цветов на высоте приближает фриз к небесной глубине" удивительно точны.

Приём такой был применен впервые.
И удивляет этим фриз собой поныне.
Не только фриз, но дом сам необычен.
Он в синтезе искусств так органичен.
Симметрию в классическом стиле
Изгибы балкончиков обогатили.
Витрины, окна, эркеры чудные,
Объемные, но стильные такие.

Верхний этаж всегда сдавался под художественные мастерские - огромные стеклянные фонари-эркеры, разделяющие мотивы панно, создавали нужное художникам естественное освещение. Плюс на крыше имеются и световые окна (фото из интернета приложила, сама на крышу, как понимаете, не лазила - листайте галерейку вверху).

А врезающиеся в рисунки панно окна и балконы заставляют нас как додумывать пропущенное содержание, так и не забывать о том, что это все-таки жилой дом, а не картина перед нами, что еще более невероятно. Балкончики над эркерами декорированы фантастически, обратите внимание на металлические вставки в ограждении - это какой-то невероятный декоративно-индустриально-природный симбиоз.

Опускаем взгляд вниз дома и бежим ниже по стихотворным строчкам.

У входа девушки в летящих платьях,
Маркизу держат на своих запястьях.
И солнца два входящим святят ярко,
В загадочных орнаментах им жарко.
Декор главного входа
Декор главного входа

Первый этаж дома по деловому прост и строг, порезан на одинаковые симметричные прямоугольники витрин магазинов и соразмерной им арки для прохода во внутренний двор (листайте галерейку ниже). А по центру этого очередная художественно-архитектурная фантазия: две изящные девушки в летящих платьях держат не маленький и не лёгенький такой овальный навес над входом. Им помогают два солнечных круга по бокам, правда, солнца опять же фантазийно-затейливые.

Фасад в лепнине, как в пене морской.
На море шторм был, а теперь прибой.
Декор затейлив, полон жизни и кипит,
Восхищает и рельефами к себе манит.

Между монументальным панно и девичьими скульптурами - три жилых этажа с высокими окнами, объединенными сквозными пилястрами, своей формой и отделкой образующие своеобразный пояс на фасаде дома. По низу пилястры украшены диковинными рельефными фигурками, напоминающими не то золотых рыбок, не то морских коньков. А декоративная отделка эркеров похожа на морскую пену, оставшуюся на «песочном» берегу оштукатуренных стен с «глазками» морской воды из тех же самых смальтовых кусочков.

От впечатлений всех кружится голова.
Дом строил правнук русского царя.
Париж увидеть в Петербурге он хотел,
И воплотить прекрасный замысел успел.

Действительно, дом был построен для герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского - правнука Николая I с одной стороны и правнука императрицы Жозефины с другой. Он жил в Санкт-Петербурге с 1891 года , служил в Преображенском полку, отличился в Первой мировой войне. Выполнял обязанности флигель-адъютанта и был свидетелем происходившего во время отречения императора Николая II от престола. После революции герцог Лейхтенбергский стал активным участником Белого движения и вскоре эмигрировал.

Такой вот необыкновенный дом есть на Петроградской стороне. И если вам интересна архитектура Петербурга, в это место надо прийти обязательно, но не только ради этого дома. Рядом так же есть несколько удивительных зданий.

Например, на другой стороне располагается Доходный дом Кейбеля, 1901 года постройки, настоящий средневековый замок с эффектным угловым эркером и венчающей его живописной башенкой. Этот дом как будто сошёл со страниц сказки про Рапунцель, и эта сказочная история тоже отражена в стихотворении Натальи Моносовой:

На Большой Зелениной, дом тридцать три,
Стоит замок. Он невиданной красы.
Со страниц волшебной сказки он сошел,
И в Петербурге место сам себе нашел.

Замок Золушки, но только на Неве.
И конкурентен он для этого вполне.
Пусть башенка на нем всего одна.
Но необычна и видна издалека.

И замок поражает красотою неземной.
Он для принцессы был построен той,
Которой в Петербурге давно нет.
Она лишь красоты оставила здесь след.
Большая Зеленина улица, слева Доходный дом герцога Лейхтенбергского номер 28, справа желтый Доходный дом Кейбеля номер 33 и кирпичного цвета номер 31
Большая Зеленина улица, слева Доходный дом герцога Лейхтенбергского номер 28, справа желтый Доходный дом Кейбеля номер 33 и кирпичного цвета номер 31

Да и прям напротив дом в стиле модерн 1903 года постройки не менее чудесен и тоже имеет башенку. У этих двух зданий один архитектор - Густав фон Голи, и эти башенки как бы перекликаются друг с другом через дорогу.

А перетекает этот дом плавно как бы в совсем другую эпоху и страну - что-то есть от итальянской мансарды в этих балкончиках и колончатых арочках дома 29. Построен был в 1912 году, стиль неоклассицизм, архитектор Александр Лишневский, доходный дом купца Якова Шика. Глядя на него сразу представляется знойное лето, горячий ветер, развивающий лёгкие светлые одежды и шевелящий зеленый ползущий по стенам виноград 😇

Большая Зеленина улица, 29. Доходный дом Якова Шика
Большая Зеленина улица, 29. Доходный дом Якова Шика

Да, а если попали мы сюда с вами от метро Чкаловская, то встретил нас на выходе грандиозного размера угловой Дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества, 1900 года постройки, архитектор Михаил Гейслер.

Дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества, Большая Зеленина ул, д.13
Дом дешевых квартир Императорского человеколюбивого общества, Большая Зеленина ул, д.13

Кстати, если от перекрестка у метро взгляд чуть дальше по Чкаловскому проспекту кинуть, то там еще один поразивший моё воображение своим цветом и тонкостью отделки дом, оказавшийся бывшим театром, о котором подробно писала раньше и сейчас вспомнила с удовольствием.

Петроградская сторона почти каждым своим домом радует, так что есть еще что посмотреть и о чем рассказать. А как вам, кстати, архитектурные стихи?

Надеюсь мы продолжим это сотворчество с Натальей и в следующую свою поездку в Питер я уже осознанно пройдусь по адресам из её книги "Из Петербурга в Ленинград и обратно" и, надеюсь, смогу более точно проиллюстрировать каждую строфу. А желающие уже сейчас познакомиться с другими экскурсиями в стихах могут найти эту книгу в продаже.

По Питеру соскучилась невозможно, но жду погоды и возможности снова туда отправиться🙏

📷Все фото в статье сделаны автором, если под фото не указано другое. Съемка - март 2023 года, фотограф ph_zakharenkova