Найти тему
#КсенВещает

Хотите настольную игру с отечественным колоритом? Она есть у меня. Обзор «Иван Грозный: Первый царь», дамы и господа

Оглавление

Вообще, это интересная «история любви» между мной и автором настольных игр Станиславом Кордонским :-) В 2020 году я делал анонс-обзор на «Взаперти» (у меня её даже на руках не было). В марте 2024 я таки смог потестить желанную многие годы игру «Рюрик». Сейчас ребята из «Hobby World» (спасибище!) мне прислали на обзор «Ивана Грозного» и... что дальше? Станислав позвонит в дверь и такой «Ксен-кун, у меня есть настолка для тебя»? Я бы вместе с ним покекал, если бы такое случилось :-) Поехали!

Начнём мы, традиционно, с обзора компонентов

Сразу хочу обратить ваше внимание на обратную сторону игрового поля. Если не знать, что перед нами настолочка, можно подумать, что это постер к фильму. Очень годно, на мой взгляд. Люблю, когда не забывают про задник поля. Ещё отмечу очень приятный цвет фракций (здесь есть род Бельских (белые), Чернятинских (чёрные), Заболотских (цвет морской волны, очень редко встречается в настольных играх) и Пожарских (такой... кирпичный цвет. Тоже очень красивый оттенок)) и ресурса ржи, внезапно — кислотно-зелёный.

Сюжет! Кому при Иване Грозном было жить хорошо?

-2

С точки зрения сюжета тут всё просто: вам необходимо привести к успеху один из боярских родов, что были представлены выше. Нужно будет прожить аж четыре десятилетия («это были мои, 1580-е») и успеть набрать максимум очков за указанный временной период. Как? А я вам сейчас расскажу, как :-)

Игра «Иван Грозный» с точки зрения геймплея

-3
-4

У каждого рода есть три боярина. Каждого боярина необходимо отправить на, скажем так, «задание» (сие здесь зовётся «палатами», но для понимания будем звать их «заданиями»). Всего их пять: «Доход» (собираем дань с городов, в которых базируются ваши миниатюры), «Манёвры» (можем сделать два действия (в том числе одинаковых): либо призвать в город, где уже есть ваша фигурка, нового воина; либо переместить из одного города в другой либо вашего воина, либо вашего боярина), «Проекты» (опять же, два действия. Опять же, можно одинаковые. Либо берём с поля проект, который нам нужен, либо выполняем тот, что у нас уже есть. Проекты делятся на три типа: строительные (в случае выполнения можно построить в городе, где ещё ничего не забабахали, дом (похоже на церковь / палату белокаменную. Один дом даёт два очка влияния в регионе), военные (в случае выполнения можно отправить воина в Дикое Поле (отдельный регион с трофеями. Присутствие там ваших войск даёт как трофеи, так и победные очки)) и торговые (в случае выполнения можно разыграть два торговых жетона с ваших планшета (дают как ресурсы, так и иные действия типа обмена ресурсами)), «Обмен» (меняем всё, что угодно, на всё, что угодно, в соотношении 2:1. Дополнительно можно взять один заморский ресурс) и «Пожалования» (можно взять себе либо титул (карта, дающая победные очки за что-то. За каждый ваш выполненный военный проект, например), либо поместье (бонус, что можно разыграть раз в раунд. Получить какой-нибудь ресурс, например). Это не всё.

-5

Фишка тут чуть-чуть в другом. Хорошим тоном при Иване Грозном считалось зайти в хату палату не просто так, но с деньгами. Тот боярин, что пришёл с наибольшим количеством денег, считается наиболее значимым. И он имеет право воспользоваться одной из своих печатей, чтобы выполнить не обычное действие, а усиленное. Например! Если выполнить усиленный «Доход», то можно собрать дань не с трёх городов, а с пяти. Если выполнить усиленный «Манёвр», то можем сделать не два перемещения / призыва, а три. И так далее. Когда бояре с деньгами зашли в палаты, начинаем по очереди выполнять действия (когда выставляли бояр, была «фаза планирования». Когда выводим бояр из палат — фаза действия). После того, как действие сделано, боярин обязан отправиться в город того цвета, что изображён под выбранным им действием (боярин на поле даёт два очка влияния). В определённом случае (если карта выпала. Каждый раунд карты с пунктами конечного назначения меняются) боярин никуда не едет, но остаётся в Кремле, получая золото и царскую милость. Царская милость — тот аспект, из-за которого игра понравилась не так сильно, как ожидал. Расположение самодержца очень сильно влияет на ситуацию на поле (может быть нам так повезло, но довольно часто были «ничьи». При «ничьей» преимущество получает тот, кто на более хорошем счету у государя. А способов получить царскую милость, прямо скажем, крайне мало). Затем начинается «фаза конца раунда» (отличается во втором и четвёртом раунде. Грубо говоря, мы обновляем карточки на поле и считаем, кто имеет наиболее влияние на Юге, Севере, Западе и Востоке (регионы включают в себя несколько городов).

-6
-7

Я, пожалуй, так скажу: не впечатлило. Были большие надежды на игру, это правда. В этом сеттинге очень хочется подраться и тут даже есть упрощённый контроль территорий (тут вы можете верно заметить «Ксен, это ж «евро». Какого конфликта ты ждёшь от «евро»?». Сложно объяснить. Игра вот просит, чтобы один боярин дал другому по бороде и всё тут)! Но, по факту, ваши воины просто стоят в городах и грозно хмурятся на воинов другого боярина. Меня подкупает сеттинг (это хорошо), расстраивает сильное значение царской милости (это плохо), радуют достаточно простые правила (при которых нужно нормально пораскинуть мозгами, считая влияние на территориях и продумывая тактику. Это хорошо) и расстраивает... сухость. Пожалуй, это нужное слово. «Иван Грозный» — сухое «евро», без какой-либо изюминки. Тем не менее, если подкупает сеттинг — обязательно попробуйте.

-8