Найти в Дзене
Русская открытка

Кострома. Беседка Островского: символ Костромы

Оглавление

Беседка Островского — это архитектурное сооружение, ставшее одним из главных символов города Костромы. Расположенная на Центральной набережной, она привлекает внимание туристов и жителей своей грациозной статью и возможностью насладиться прекрасной волжской панорамой.

Вид на беседку с оборонительного вала
Вид на беседку с оборонительного вала

Построенная в 1956 году по проекту архитектора Г. Зосимова в дань мудрому замыслу прежних градостроителей, беседка также призвана напомнить о связи Костромы с великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Несмотря на то, что сам писатель никогда не посещал именно эту беседку, она носит его имя в знак уважения к его творчеству и связи с городом.

Вид из парка
Вид из парка

Архитектурные особенности

Архитектурно беседка выполнена в классическом стиле, напоминающем летние павильоны старых усадеб XIX века. Семь стройных колонн ионического ордера и выразительная расчерченная диагональными перекрещивающимися линиями шлемовидная крыша придают ей изящество и величие. Из беседки открывается великолепный вид на реку Волгу и улицу 1 Мая, а путь к ней по аллее прежнего «Малого бульвара» возвращает вас в эпоху романтизма. Каскадные лестницы по бокам насыпи, смотровая площадка с балюстрадой на нижнем ярусе и тенистая аллея, тянущаяся от парка Ленина, влекут гостей и жителей города совершить вечерний променад и сделать несколько памятных фотографий.

Вид со стороны улицы Чайковского
Вид со стороны улицы Чайковского

История создания

История беседки тесно связана с историей города. Первоначально близ этого места стояла деревянная беседка в китайском стиле, построенная в XIX веке в период активного благоустройства по поручению губернатора К. И. Баумгартена территории погибшего в пожаре Костромского кремля. Она венчала край крепостного вала, подходящего вплотную к Волге и ежегодно наново мостившегося камнем у основания (ледоход и эрозия наносили немалый ущерб насыпи, угрожая её обрушением).

Изображение прежней беседки в "Китайском стиле"
Изображение прежней беседки в "Китайском стиле"

Именно её увековечил Островский в своих путевых записках:

«Правая от Волги улица упирается в собор довольно древней постройки. Подле собора общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар, далеко протянутый к Волге по нарочно устроенной для того насыпи. На конце этого бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видали до сих пор. Мимо нас бурлаки тянули барку и пели такую восхитительную песню, такую оригинальную, что я не слыхивал ничего подобного из русских песен.»
Вид на прежнюю беседку с "Малого бульвара"
Вид на прежнюю беседку с "Малого бульвара"

Позже, из-за планов провести береговую железнодорожную ветку, часть крепостного вала была срыта, и от прежнего «Малого бульвара» (позволю себе небольшой каламбур) осталась лишь малая часть. Беседка также была демонтирована, но осталась в памяти города и вскорости вернулась на законное место обновлённой и прекрасно вписанной в ансамбль основных значимых культурных построек города.

Беседка в наши дни
Беседка в наши дни

Из воспоминаний архитектора Зосимова Г. И. :

Следующей работой был скромный проект беседки, связанной с именем А.Н. Островского. Место на выходящем к реке валу было просто сценой для любого сочинения на завершение этого вала. В процессе работы я понял ответственность за этот проект и сделал фанерный макет в натуральную величину, который помог определить высоту купола и количество колонн.
Почти все беседки стоят на чётном числе колонн - 6 или 8. Макет показал, что при шести колоннах в некоторых ракурсах антаблемент, опирающийся на колонны, слишком сильно выступает за внешний контур. Поэтому потребовалось добавить седьмую колонну.
Был и второй аргумент. При шести колоннах, если войти внутрь между двумя колоннами, перед тобой будут видны еще две колонны, через которые как бы можно было выйти к реке. Но спуска там нет, седьмая же колонна останавливает движение и направляет взгляд на окружающий пейзаж.

Часть города и ландшафта

Одна из отличительных особенностей Костромы - это большое количество хорошо сохранившейся ансамблевой застройки, формирующей цельный исторический облик города и воспитывающей сдержанный архитектурный вкус в её жителях. Ротонда на набережной города - распространённый в России феномен (достаточно вспомнить беседки в соседнем Ярославле, ротонды в Волгограде, Перми, Петрозаводске), однако именно в Костроме она является частью "атмосферы" города, органичной и необходимой.

Расположенная на возвышенности она часто становится фоном для свадебных фотосессий и прогулок влюбленных пар, а парковая зона слева от насыпи и тенистый тротуар вдоль улицы Чайковского - местом для отдыха и размышлений.

Жестокий романс

Знаменитый фильм Эльдара Рязанова, ставший советской классикой, был вдохновлён "Бесприданницей" Островского и частично снимался в Костроме. Беседка появляется в Картине, олицетворяя тоску и одиночество в душе героини. Одна-одинёшенька в промозглую пору, она подставляет лицо холодному речному ветру - ясная метафора режиссёра.

Посетив Кострому, обязательно пройдитесь по набережной мимо дебаркадера и поднимитесь в беседку Островского, чтобы, отложив декадентство, насладиться памятниками ушедшей эпохи, ощутить неспешность провинциальной жизни и полной грудью вдохнуть Волжский простор.

Антон Сидоренко