Полотно оказалось огромным. Но не это привлекло мое внимание. Не в размере дело, в этих бликах! Как неудачно падает свет, вдруг мелькнула мысль и куда-то пропала... Мозаика. Не может быть! Только подойдя к картине вплотную, я поняла, что это просто эффект широких мазков. Техника исполнения картины — живопись масляными красками на холсте по светлому грунту. Мазки плотные, широкие, яркие! Переливаясь разными оттенками, они так славно сочетаются с нейтральным нижним слоем, имитируя эффект мозаики. Зелень, бирюза, кобальт вступают в игру со светом и рождают это мозаичное впечатление смальтового поблескивания. Поэтому я и не смогла сфотографировать картину удачно, так уж случилось. Конечно, лучше увидеть полотно воочию! Откуда оно приехала на выставку? Из Санкт-Петербурга, Государственного Комплекса "Дворец конгрессов".
Она впервые в Москве!
"Сокровище ангелов" Н.К.Рериха смотрится потрясающе и очень впечатляет!
На полотне изображены холмы с древами жизни, Небесный Град и Силы Небесные, охраняющие Краеугольный камень мироздания, дозор у которого несёт Архангел, иконографически схожий с образом архангела Михаила.
Что за камень?
Читаем в описании полотна о том, что "краеугольный камень" является памятником древних викингов, а также свидетельством возникновения Дании как государства. Относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Еллингский Камень установлен королем Харальдом I Синезубым не ранее 965 года. Надпись гласит о крещении датчан.
Николай Константинович Рерих глубоко интересовался этим периодом в истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. Вот так на полотне художника и оживают легенды древности.
А ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло! Символы начертаны на камне.
Рерих не придумывает свой Камень, а обращается к известному историческому памятнику. Только цвет камня меняется на темно- синий.
Полотно "Сокровище ангелов" могло предназначаться для небольшого сооружения вроде семейной усыпальницы. На этот счёт есть разные версии. Полотно широко известно и экспонировалась на многих выставках в Вене, Париже, Лондоне, Мальмё. В двадцатые годы художник привез картину в США, где её можно было увидеть во многих городах, а с 1929 по 1935 годы она находилось в музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Существует пояснительная записка к эскизу "Сокровища ангелов". Она написана Николаем Константиновичем перед одной из выставок и была опубликована в газетах в 1908 году. Записку можно будет прочитать в комментарии к статье.
Статья написана по материалам выставки «Николай Рерих» в Третьяковской галерее и по личным впечатлением автора от посещения выставки.
Выставка проходила с 10.10.2023 по 10.03.2024, была приурочена к 150- летнему юбилею Николая Константиновича Рериха.
Спасибо за прочтение, за ваши комментарии, за лайки! Не забывайте, обратная связь важна для автора.