Автор Алексей Слаповский
1. Нет коротких и длинных диалогов, есть хорошие и плохие.
2. Хороший диалог (и монолог) – тоже действие.
3. Действие – когда что-то меняется.
4. Ошибочно считаются действием только физические движения. Слова персонажа меняют не только ситуацию и отношения, они меняют и сам персонаж. То есть меняют отношение к нему зрителей. Это – действие.
5. Многие забывают о музыке диалога. Высушивают, оставляя смыслы. А ведь у каждого человека инструмент речи неповторим, как и ритмы – у кого сплошь адажио, у кого анданте, у кого престо. Мы забываем об этом, отсюда сплошной пинг-понг: сказал – ответил, сказал – ответил, стук-стук. Монотонно.
6. Монолог – тоже диалог. Персонаж говорит всегда с двумя собеседниками: с партнером (группой людей, толпой) и с самим собой. Мы, что-то выговаривая, проверяем и слушаем себя. Мы всегда свои партнеры.
7. В пьесе пояснительные ремарки не обязательны: каждый актер все равно прочтет по-своему. Для кино лучше подробно объяснять, т. к., увы, надежд на понимание актеров и режиссеров никогда нет. А вариант будет лишь один.
8. Диалог только тогда искрит, когда одному персонажу от другого что-то очень нужно. Желательно обоим.
9. В жизни мы употребляем много лишних слов, делаем неожиданные паузы: мы находим слова на ходу. В театре и кино боязнь лишних слов делает персонажей исполнителями, произносящими чужой текст. Иногда лишние слова – самые ценные.
10. Хорошо, когда что-то мешает диалогу или создает затрудненные условия. Ветер, дождь, собака под ногами, посторонние люди, звонки. Создается эффект: «всюду жизнь». Объем.
11. Нет коротких и длинных диалогов, есть хорошие и плохие. Я это уже говорил? Но большинство людей не обладает феноменальной памятью. Они не записывают слова на бумаге, где можно себя проверить. Повторяются в диалоге, и это помогает понять, что для них важно.
12. Угол падения равен углу отражения только в физике, в диалоге интригует, когда партнер реагирует неадекватно. Ибо все мы слышим не то, что нам говорят. Как и читаем не то, что написано. Этого текста тоже касается.
13. Самые интересные моменты, когда персонаж неожиданно произносит то, что вам и в голову не приходило. Ваши герои должны вас удивлять. Значит – они живые.