В марте этого года вышел фильм режиссёра Сарика Андреасяна «Онегин». Как понятно из названия это экранизация великого произведения «Евгений Онегий», созданного А.С. Пушкиным.
Фильм вышел совсем недавно, но вокруг него уже немало споров. Дело в том, что режиссёр принял много смелых решений во время его создания. Это не просто экранизация, но и достаточное творческое дополнение для современной действительности.
Прежде всего, в произведении поэта Онегин был «молодым повесой», то есть возраст его явно был менее тридцати лет. Роль же этого юноши сыграл сорокалетний Виктор Добронравов. С первого взгляда может показаться, что это невнимательное отношение режиссёра к мелочам и описаниям персонажей.
На самом деле, Сарик в своём интервью признался, что у него была цель показать героев старше лет на десять, а то и пятнадцать. Дело в том, что в те времена двадцатилетний юноша уже был достаточно взрослым и умудрённым опытом. Именно поэтому современные подростки никак не подошли бы для роли этих «молодых взрослых».
Почему этих? Потому что и Татьяна, и Ольга, и Ленский явно старше своих оригиналов. Так, помимо возраста Ольга утратила прекрасные льняные локоны, голубые как небо глаза, которыми наградил её Пушкин, и стала старше на восемь лет. Ей, как мне кажется, не хватает легкомысленности и непосредственности, свойственной девушке её лет.
Татьяна, которую сыграла Лиза Моряк, жена режиссёра, тоже стала гораздо старше, чем того хотел Александр Сергеевич. В сети ходит множество различных споров по поводу предыдущих ролей актрисы, после которых она осмелилась сыграть такого чистого персонажа. Я думаю, что актёр не просто может, но и должен справляться с ролями, порой совершенно противоположными, что позволяет ему не носить ярлык злодея, страдальца или клоуна. Так как Пушкин не описывал образ Татьяны детально, чтобы сделать акцент на её внутренней красоте, думаю, Лиза отлично справилась со своей ролью.
Мне не понравилось только, что такой чистой и светлой героине, любимице Пушкина, костюмеры не смогли подобрать ничего получше мрачных чёрных платьев, в которых она появляется в картине. Хотелось бы сделать её образ немного легче визуально.
Что касается Ленского, его сыграл тридцатилетний Денис Прытков. Он также стал старше внешне, как и хотел того режиссёр. К слову, у него тоже отобрали яркую деталь, которой наделил его Пушкин. У Ленского в новой экранизации вместо чёрных до плеч кудрей теперь совсем короткая стрижка. Этому персонажу достаточно мудрости, но не хватает, как мне кажется, юношеской прыти, которая в его восемнадцать ещё не должна была исчезнуть. В фильме же Ленский, будто, немного устал от происходящего и от самой Ольги.
Образ матери девушек, Лариной старшей, совершенно поразил зрителей. У Пушкина это милая старушка. По факту же, образ, созданный Алёной Хмельницкой с её гордыми чертами лица, хорошей внешностью напоминает больше современную светскую львицу. В отличие от других персонажей она явно помолодела.
Режиссёр уделил большое внимание семье Скотининых, о которых сам Пушкин не считал необходимым написать больше трёх строк. То есть, массовка стала ведущими персонажами. Мать детей всех возрастов хочет женить Онегина на своей дочери и буквально следует за ним по пятам.
Во время просмотра бросаются в глаза некоторые ляпы, как большие, так и не очень. Например, во время дуэли не были определены границы. А ведь в те времена соблюдались все нормы и правила приличия. Когда же крепостные собирали яблоки в саду, одеты они были слишком чисто и нарядно для постоянно работающих женщин.
В общем, творческий полёт режиссёрской фантазии здесь раскрыт в полной мере. Каждый имеет право на своё видение, поэтому осуждать или одобрять эту картину пусть будут квалифицированные критики. Я же могу сказать, что постановка мне понравилась с точки зрения наслаждения процессом.
______________________________________