Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Храм Воскресения Словущего в Барашах, или Необычная церковь с необыкновенной судьбой

Оглавление

Этот храм расположен в нескольких десятках шагов от усадьбы Апраксина-Трубецких, о которой я рассказывал в прошлой своей заметке. И, наверное, это одна из самых необычных церковных построек в современной Москве.

Много лет гуляя вдоль Покровки, я даже не замечал здесь другой церкви, кроме Введенского храма. Тот, известный всем и вся, видим издалека благодаря своей колокольне и древним, ветхим навершиям.

-2

Воскресенский, хоть и массивен и весьма не мал по размеру, всегда ускользал от взглядов. Что, впрочем, неудивительно: это некогда величественное, выстроенное кораблем здание снова передали Церкви лишь в 2016 году.

А когда-то он был вот таким.

Храм Воскресения Словущего в Барашах. Изображение из открытых источников
Храм Воскресения Словущего в Барашах. Изображение из открытых источников

Бараши, согласно словарю Даля, это люди, служба которых заключалась в том, чтобы в походах разбивать шатры и палатки для царя и царской свиты. И как раз здесь, на востоке Земляного города, неподалеку от Покровских ворот в шестнадцатом-семнадцатом веках располагалась их слобода.

Есть, кстати, мнение, что были то люди скорее всего служивые, военные, что-то вроде армейских квартирмейстеров. Впрочем, речь сегодня не совсем об этом.

Фотогалерея при входе в церковь
Фотогалерея при входе в церковь

Впервые храм в Барашах сделался известен в 1620 году, упомянутый в Переписных книгах. Правда, тогда это была деревянная церковка Успения Пресвятой Богородицы «что под Сосенки». И простояла она недолго, сгорев в 1652 году.

-5

После чего здесь и появился Воскресенский храм, выстроенный уже из камня, с приделом во имя Святых Симеона и Анны.

-6

Шло время, и приход храма увеличился настолько, что его...

...Здание перестало вмещать всех молящихся

В 1732 году решили построить новую церковь, двухэтажную. С теплым зимним храмом внизу и летним, неотапливаемым, во втором ярусе.

Проект постройки в 1733-м выполнил архитектор Иван Александрович Мордвинов буквально за год до своей кончины в 1734-м. Возможно, с его смертью и случилась задержка в строительстве.

-7

Дело в том, что первый ярус построили и освятили уже спустя всего один год после начала работ. По-видимому, большей частью в него вошли стены прежнего здания семнадцатого века, поэтому работы велись быстро. В 1746 году возвели новую колокольню взамен прежней. А вот запланированный второй ярус удалось освятить лишь в 1773 году.

-8

Согласно преданию, в строительстве верхнего храма принимал деятельное участие граф Александр Иванович Шувалов.

Когда верхний храм был готов, Воскресенский престол перенесли в него, а нижний освятили во имя Покрова – в память о разобранных Покровских воротах Белого города. Сюда же перенесли престольную икону из надвратной церкви Покровской башни.

Верхний барочный храм во имя Воскресения Словущего, 1887-1906 годы. Изображение из открытых источников
Верхний барочный храм во имя Воскресения Словущего, 1887-1906 годы. Изображение из открытых источников

В трапезной же устроили придел Симеона и Анны, как и в прежнем храме.

(9 фото нижнего храма)

В итоге все здание получило яркий облик в стиле Аннинского барокко (5 фото).

Его первый ярус, некогда окруженный открытым гульбищем, был оформлен скромно и лаконично, а второй – более нарядно: с барочными наличниками и коринфскими пилястрами.

Колокольня – восьмигранная, с дорическим портиком в основании, украсившим главный вход в церковь. А с севера и юга устроили лестничные всходы, что вели ко второму ярусу. Но их в начале девятнадцатого столетия разобрали.

(5 фото)

Существует легенда, что в этом храме венчались Императрица Елизавета Петровна и граф Алексей Григорьевич Разумовский, в память о чем храм увенчала глава с царской короной. Впрочем, большинство историков утверждает, что венчание происходило не здесь, а в Перовской усадьбе. А в этот храм молодые зашли по пути из Перова в Кремль, а то и вовсе лишь проезжали мимо. Последнее, правда, звучит странновато.

Впрочем, как и вся эта история, ведь официально императрица, скончавшаяся в 52 года, замужем не была, а то венчание, если и состоялось, то тайно.

-13

В 1837 году верхний храм обновили на средства Анны Федоровны Мазуриной. Видимо, тогда же бывшие в нем Севастиановский и Елизаветинский приделы переосвятили в честь Алексия человека Божия и Святителя Николая.

А в 1929 году...

...Церковь закрыли

А в 1930-м обезглавили. Уничтожили позолоченную корону, вынесли все ценности, снесли до первого яруса колокольню, которую затем надстроили новыми этажами без всякого стиля..

При этом фактический памятник архитектуры не просто так взяли и начали уничтожать. Под это подвели целую «материально-техническую базу».

-14

Провели исследование, в котором, похоже, что-то решили подтасовать, а о чем-то умолчать. И как результат – выдать храм за постройку гораздо более позднюю, чем на самом деле:

«Осмотр начался с нижней церкви. Обращено было внимание на то, что ея высота может быть названа достаточной чтобы предполагать первоначально самостоятельное существование нижнего этажа как особой церкви, а не как только подклета для верхней. Существование же в западной части трапезной поперечной стенки, не согласованной с прочими частями церкви загораживающей свет от одного окна с севера и другого окна с юга, и явно назначенной, чтобы быть подпоркой для западной стены верхней церкви, указывает на то, что при постройке нижней церкви еще не имелись ввиду даже размеры верхней церкви…
…Проходя в алтарь, члены Комиссии рассматривали большой крест, стоящий у левого клироса. Четырехконечная форма указывала бы на очень древнее время устроения этого Креста, но имеющиеся на концах кружки указывают на польское влияние. В кресте помещены частицы мощей многих святых, причем сами эти святые изображены тут же на поверхности Креста. Весь Крест покрыт прорезными металлическими листиками, образующими собою как бы одну ризу на все изображения святых…
… В алтаре любопытным оказался напрестольный киворей. Его рисунок указывал бы скорее на XVIII век, но работа могла бы быть исполнена в Николаевское время в виде подражания старым образцам… По справкам оказалось, что киворей этот упоминается в церковных записях уже в 1838 году, хотя местный настоятель говорил, что о киворее позаботился в 1874 году жертвователь из местных прихожан И.В. Пирогов. Во всяком случае киворей лучшей работы и лучшего рисунка, чем тут же стоящий семисвечник, несколько затейливой формы»
(Архитектор Михаил Иванович Александровский, участник Комиссии по изучению Старой Москвы Московского Археологического общества)
-15

Но, тем не менее, судьба храм пощадила, и несмотря ни на что пострадал он не так сильно, как это могло случиться.

-16

С 1960 по 1990-е годы здесь располагалось Управление пожарной охраны Москвы и пенсионный отдел ГУВД.

-17

Вновь богослужения здесь (пока еще только в нижнем храме) начались совсем недавно. А процесс возрождения церкви еще продолжается, и будет продолжаться, по всей видимости, еще долго.

-18
Храм Воскресения Словущего в Барашах, православный храм, ул. Покровка, 26/1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!