Артистка уже почти 20 лет холодным взглядом и жёстким словом подгоняет коллег по съёмочной площадке к поимке преступников. В созданный ей образ «сильной женщины» зрители верят почти безоговорочно, но какой ценой ей досталась эта правдоподобность?
Сериал «След», страшно подумать, выходит с 2007 года и всё это время, с оговоркой на «больничные», его символом и одной из главных звёзд остаётся Ольга Копосова, на экране – руководитель Федеральной экспертной службы Галина Рогозина.
Сегодня, 28 марта, актриса отмечает 54-й день рождения, а её персонаж продолжает расследовать преступления в сериале. Причём если сам проект становится предметом критики даже фанатов, то вот Рогозину любят почти безусловно.
Секрет может быть в том, что Ольга Копосова сама пережила достаточно трагедий, чтобы идеально вжиться в роль суровой и сильной женщины.
К «Следу» через Абдулова
До своей главной актёрской работы Ольгу Копосову не то чтобы баловали главными ролями. До судьбоносных проб в «След» у актрисы было не так много приглашений, хотя сниматься она начала ещё с 80-х.
Актёрского образования у Копосовой нет. Как она сама рассказывала в интервью, её мама была против поступления дочери в театральный. В институт им. Бориса Щукина будущая актриса поступить не смогла и поэтому окончила музыкальный колледж.
Первую роль она получила, по сути, благодаря счастливому случаю: актёров для эпизода пришли искать в спортшколу, где у Копосовой как раз был выпускной год. По словам Ольги, её даже выбрали не первой, потому что в подростковом возрасте она была «несозревшая». Однако съёмка в том эпизоде запустила её карьеру: режиссёр посоветовал Копосову для другого фильма и далее по цепочке.
Из ярких эпизодов её карьеры до прославившего актрису сериала можно вспомнить, например, совместную работу актрисы с Александром Абдуловым. Сотрудничество у них было крайне пикантное: актрису буквально выцепили в коридоре «Мосфильма» со словами: «Вы мне нужны!». Это была ассистентка режиссёра фильма «Леди Макбет Мценского уезда» (1989 года), которой нужна была дублёрша для постельной сцены с Абдуловым – его партнёрша была беременная и не могла сниматься.
– Всех выгнали, сказали раздеться догола. Ничего не было видно, всё в полумраке-темноте. Мы там мотались-болтались. Потом Абдулов говорит, лежа на мне: «Я буду тебя целовать, сколько тебе лет?». Я говорю: «Восемнадцать». Он начинает целовать. Это было смешно, мы не сексом занимались, но поцеловал он меня в губы, – рассказала актриса в интервью youtube-каналу PROжизнь.
Несмотря на ранний старт, уже в нулевые, если не считать «Следа», в её фильмографии числятся лишь два проекта. Это, конечно, связано с восьмилетним перерывом, который актриса взяла после рождения ребёнка, но и в 90-е она снималась регулярно, но чаще в эпизодах и рекламе.
Выстраданная роль
Вероятно и поэтому 37-летняя на тот момент актриса не возлагала надежд на пробы в «След». Известна история, что она чуть не упустила эту роль, когда не пришла на первые пробы – нужно было отвести ребёнка в поликлинику. Однако её всё-таки «вызвонили» и кастинг состоялся. Копосовой, которая пробовалась вообще-то на другую роль, сразу же предложили сыграть руководителя ФЭС Рогозину.
Однако в дальнейшем ей пришлось пережить множество трудностей «на посту». В 2008 году в жизнь Копосовой произошла трагедия – её мама попала под поезд.
– У меня был какой-то камень на душе пока я не увидела маму. Потом я поехала на опознание. Я не думала, что поезд так может сбить человека. Сестра вообще не могла на это смотреть. У неё были больные ноги. Видимо она не заметила поезд. Я настолько благодарна своим родителям, что они мне дали. Я была очень близка с мамой и до сих пор переживаю из-за этой трагедии, – описала ужасающий опыт актриса в эфире «России-1».
Она едва оправилась от потрясения, когда в 2010 году нащупала в груди уплотнение. Актриса долго откладывала поход к врачу, а когда всё-таки сдала анализы в платной клинике, ей сказали, что всё в порядке, но ошиблись.
– В 2011 году уже начало болеть, беспокоить. Оно там живёт своей жизнью, увеличилось это образование явно. Я забила тревогу и пошла уже конкретно в онкологическую клинику, – рассказала Копосова.
Тогда ей и поставили диагноз – рак. Актриса легла на операцию, но только после того, как они досняли очередной сезон. Её героиня также иногда пропадала, и это совпадало с лечением самой Ольги. Всё это время она продолжала работать, в ответ за неё держались продюсеры сериала.
– Я понимаю, что в любом проекте, особенно успешном проекте, боятся, что актёры зазнаются, «зазвездятся», начнут «качать права». И начальники всегда на всякий случай дают понять, что вы никто. Я понимаю, почему это делается: «Не нравится? До свидания мы таких же найдём». И нам так же говорили, я не была главной героиней, у нас все главные. Так просто сложилось, что я была начальницей и была в каждой серии. А тут позвонил мне главный продюсер и сказал: «Ольга, вы наш человек, вы наша команда, на вас всё держится». У меня ком в горле. Рука дрожала, – описала тот звонок Копосова.
Ей даже продолжали выплачивать гонорар так, будто бы она продолжала работать. Актриса на такую лояльность ответила взаимностью, снимаясь по сей день – после 30 сезонов и десятков сообщений о том, что «Рогозина уволилась из сериала».
Выбор быть сильной женщиной
Параллельно с описанными событиями развивалась и драма в личной жизни Ольги Копосовой. Она вышла замуж за бизнесмена Владлена Горелика в конце 90-х. Актриса признавалась, что и раньше за супругом замечала, скажем так, «странности», но после того, как выстрелил «След» – всё стало хуже.
Актриса, получив «роль жизни», работала по 12 часов, а, вернувшись однажды домой, услышала, как благоверный говорит по телефону с некой женщиной. При этом тон беседы не оставлял сомнений, что это не деловой или дружеский разговор. Ольга приняла решение о разводе.
От брака у неё остался сын, Глеб, которому сейчас уже за 20. Он родился в 1999-м и тогда актриса взяла восьмилетний перерыв, который сильно сказался на её карьере. Про опыт домохозяйки Копосова отзывалась очень кратко – «это ужасно». Развод дня неё, по сути, стал освобождением.
– Когда я вышла замуж, я всё время была какая-то нелюбимая. Когда я пошла работать, оказывается я всё-таки красивая, у меня есть чувство юмора, а муж мне всегда говорил, что его нет. Я потеряла своё лицо в своих глазах. Мы расстались не из-за сериала, а из-за того, что развалилась система отношений: он – добытчик, я – мама. Мы вечером пересекались, и каждый был в своей нише. Я терпела, не нравится мне муж – ну ничего. Зато я замужем, у меня растёт сынок прекрасный. Всё время себя уговаривала. А когда я пошла работать, я поняла: «Зачем я себя уговариваю – вот она жизнь! Я смеюсь, я нужна людям, меня уважают», – рассказывала Копосова.
В какой-то момент, видимо, характеры Копосовой и её персонажа переплелись – если до этой роли актриса не была «суровой сильной женщиной», то стала в процессе, столкнувшись со всеми испытаниями.
Может, поэтому, на месте её персонажа не могут представить другую актрису? Это уже не роль, а персона.