Найти в Дзене
Мир фантазий

Армия страны, армия народа.

Оглавление

Все войны однажды заканчиваются - это ждет и СВО в один день. Я думаю, что этот день еще далёк, но, в чем я уверен - так это в том, что врагу уже не удастся сдвинуть нас с занятых рубежей, и, скорее всего, ему нужно готовиться к потере новых территорий.

Я так думаю потому, что противник упустил свою возможность во время "контрнаступа", а смелые заверения западных популистов, как Макрон, о том, что они введут свои войска на Украину скорее всего пустословие.

На самом деле, если они введут малый контингент - его быстро уничтожат, а если большой - есть риски применения ядерного оружия для защиты интересов России. Добавим к этому, что по данным на конец февраля, Россия освободила свыше 327 кв км территории новых регионов страны. Да, в относительных масштабах - это мало, но важна тенденция, в другом материале отдельно это обсудим.

-2

Здесь я хочу поговорить о том, что нам делать с армией - в широком смысле, т. е., в институциональном - после завершения конфликта. Здесь будет мое мнение, я мамкин эксперт, который даже не служил, пытаясь стать кандидатом наук, и я просто хочу пофантазировать, так что - это не истина последней инстанции. Но кто знает, может кому зайдет.

С чем мы столкнемся после войны

Да на самом деле - много с чем, давайте по порядку. Подчеркну, что тут речь исключительно о военной сфере.

Синий - НАТО; Красный - Россия; Зеленый - страны с прочным российским военным присутствием или влиянием; Салатовый - страны со слабым, либо временным, либо находящимся под угрозой, военным присутствием; Лазурный - Иран, союзник, поставщик вооружений и технологий.
Синий - НАТО; Красный - Россия; Зеленый - страны с прочным российским военным присутствием или влиянием; Салатовый - страны со слабым, либо временным, либо находящимся под угрозой, военным присутствием; Лазурный - Иран, союзник, поставщик вооружений и технологий.

Главная проблема - это НАТО и его производные. Нахождение НАТО у наших границ автоматически подчеркивает наши военные интересы в Восточной и Северной Европе, Прибалтике, на Украине, на Кавказе и Ближнем Востоке. Ух, какая у нас большая страна, а.

В первую очередь это будет касаться обеспечения безопасности ключевых городов, среди которых: Сочи, Белгород, Санкт-Петербург, Калининград, Донецк, Луганск, Мелитополь, Мариуполь, Севастополь.

Это будет украинский вопрос, где мы должны следить за тем, чтобы не было поползновений к её новой милитаризации и нацификации, нужно следить, чтобы вооружения были отведены как можно дальше от нашей границы, вести контроль её вооруженных сил (я пока отметил её на карте в текущих границах, что будет в итоге - покажет время).

-5

Нужно будет следить за тем, чтобы не было серьезной эскалации на стороне Азербайджана и Армении, пока она в составе ОДКБ, если выйдет - пусть учит турецкий.

-6

Нужно следить за Грузией - это агрессивно настроенное прозападное государство, которое известно своими преступлениями и стремлением в НАТО. Значит, нужно будет усиливать военное присутствие как в Кавказских регионах России, так и в зависимых территориях - Абхазии и Южной Осетии. Это вопросы и безопасности Сочи, Владикавказа, Грозного, и недопущения НАТО в регион.

-7

Присутствие в Сирии - залог свободы передвижения Черноморского флота и доступа к Средиземному. Значит и этот регион критически важен, хотя там наше присутствие довольно стабильное.

Пока не включаем сюда восточные угрозы, нам пока важнее НАТО, но про Японию и Корею забывать нельзя.

Все эти задачи будут требовать создания новых соединений, а также укомплектовки личным составом, т. е. солдатами, конкретными людьми, каждого из возможных направлений. Следовательно, общая численность армии должна вырасти, с постоянной ротацией, а её уровень должен быть непревзойденным.

Что мы имеем сейчас?

Сейчас, службу в армии используют, как наказание и страшилку, чего стоит один только кейс Дани Милохина.

Ряд политических деятелей из военного крыла продолжают пугать своими заявлениями релокантов, которые убежали от мобилизации (на что они имели право, ведь критерии мобилизации были определены самим президентом). Чего они хотят добиться этими заявлениями? Чтобы молодежь ходила в военкомат, как на жатву из Голодных Игр? Чтобы ЛОМы, как Даня Милохин (каким бы ущербным он ни был, но у него есть аудитория, значит его можно использовать для трансляции влияния), в ужасе бежали из страны?

Разве мало того, что во время частичной мобилизации на 300 тысяч человек призванных пришлось 700 тыс. уехавших. Многие пишут, что это фейк, но я не видел внятных разоблачений, и у меня нет ни одного знакомого мобилизованного (только контрактник), зато я знаю больше 10 уехавших, многие из которых не вернулись обратно. Я знаю иностранных граждан, которые не делают российского паспорта из страха, подчеркну, страха быть призванными не только на фронт, но и на срочную службу.

-10

Добавим к этому то, как тогда работало ЦиПСО - нагнетая до невозможности, и продолжая эту практику и после, рассказывая про всё новые волны вот-вот. Сколько улетало и уезжало из страны людей во время обычных, нейтральных, обращений Президента.

-11

Когда мы победим, нужно менять эту ситуацию, а значит - нужна реформа.

Какая реформа?

Масштабная, дорогая, требующая серьёзной вовлеченности правящих элит, политической воли и стратегического видения. Повторюсь, я мамкин иксперд, а не истина последней инстанции, но я хочу пофантазировать о том, что можно было бы сделать.

Для начала, скажу, что меня навело на мысль - это цитата батьки о том, что армия должна генерировать конкурентные преимущества для граждан, и я полностью с этим согласен. Я бы развил идею так:

Срок службы и экзамены

Начнём с того, что для призывников должна быть разработана учебная программа, которую можно было бы поделить на общую и специальные части. Программа, которая генерировала бы конкурентные преимущества, которые можно потом применить на гражданке, либо продолжить службу по контракту, используя армию, как социальный лифт. Да, прикиньте, большинство людей интересует собственная жизнь и её качество, а не эфемерные величины, как долг Родине, Царь и Вера, вот охеревшие, да?

Так вот, в общую программу я бы включил:

  • Физическую подготовку - но при этом не включал бы её в экзамен, либо не с критичными баллами. Физ-подготовка - это то, что можно потерять и вернуть в течении месяцев шести - плюс/минус;
  • Освоение базовых видов вооружения - пистолет, автомат и пр.; сборка-разборка, стрельба;
  • Освоение холодного оружия - к примеру метание ножей, топориков, саперных лопаток;
  • Освоение базового ПО и технологий;
-12

В специальную часть я бы включил разделение на военные специальности, в соответствии с которыми нужно было выбирать особые типы военного оборудования:

  • Освоение транспорта - с последующим получением прав с категорией, которую можно было бы потом использовать на гражданке. Вид транспорта определялся бы специальностью, но включены должны были быть грузовик, джип, БМП, БТР, пусковые установки;
  • Работа с артой - включим сюда артиллерию, ПВО, управление высокоточным оружием (база), беспилотниками и пр. - на выбор, в зависимости от специальности;
  • Отдельные задачи для десанта, флота, включая подводный - при выборе этих специальностей.

Также общим для всех было бы постоянная имитация боевых действий, возможно с применением страйкбольного оружия - для приближения условий к боевым - команда на команду, можно с финалами и полуфиналами. Добавим еще обязательную работу с психологами и психотерапевтами, чтобы не допускать в армию не тех людей.

-13

В конце года службы призывники бы сдавали экзамен, где должны были бы подтвердить полученные квалификации. Систему оценок я бы предложил такую:

  • 5 или отлично - все сдано, вопросов нет, призывник получает права той водительской категории, что освоил, справки, о пригодности ношения оружия и пр. Тут же выставляется оффер на трудоустройство в роли контрактника с повышенным коэффициентом оплаты, который можно принять, либо отказаться;
  • 4 или хорошо - тоже самое, только оффер без повышенного коэффициента оплаты. Если соискатель хочет повышенный - он возвращается на службу еще на полгода и пересдает экзамен, в случае улучшения результата - можно получить оффер с повышенным коэффициентом;
  • 3 или удовлетворительно - оффер не предполагается, если призывник в нем заинтересован - то также на пересдачу;
  • 2 или неудовлетворительно - только пересдача через полгода службы.
-14

Систему пересдач я бы предложил такую: максимум - 2 пересдачи с интервалом в полгода, если призывник не справился и у него всё еще 2 - ему не выдаются права и справки, но в военном билете пишется, что он зачислен в запас. Тоже самое для 3 и 4, только с вопросом оффера.

А что с уклонистами?

Они никуда не денутся, они были - и будут. Так почему бы не заработать на этом?

-15

Сама реформа, технологическое и строевое оснащение, вооружение, припасы, медикаменты, ФОТ контрактников - это всё очень дорого, значит, нужно искать баланс - согласованность интересов между государством и людьми, которые выбирают другой путь. Как вариант - создать официальный откуп, в крупном размере, к примеру - 1 миллион рублей, который призывник через Госуслуги оформляет, после чего получает военный билет с отдельной категорией, которая позволяет служить (это на случай мобилизации), но и не мешает работать.

Что-то между категориями В и Д
Что-то между категориями В и Д

Эти деньги, во-первых, перешли бы в руки государства, вместо взяток и оплаты услуг всяких призывов нет; во-вторых существенно улучшили бы финансовую картину Министерства. При этом, в пользу Минобороны я бы направлял 80% суммы, а 20 поделил бы на: 15% - в сторону региона, где прописан призывник, 5% - в сторону федерального бюджета. Сумма может быть иной, но тоже без излишеств - если реформа окупится - хорошо, но государственные задачи не всегда про экономическую эффективность.

А что с теми, кто служит давно?

Это ветераны Бородинского сражения перед Императором в 1912 году.
Это ветераны Бородинского сражения перед Императором в 1912 году.

Постоянная проверка профессиональной пригодности и уровня релевантных знаний и навыков. Разработать систему или тестов, или публикаций, или прохождения виртуальных сценариев - с критериями оценок. Контролировать прохождение должны сторонние структуры - может быть отдельное, новое, ведомство, мы сейчас фантазируем.

А вот контроль - должен быть общественным, по крайней мере для высших чинов - результаты должны публиковаться в официальных выпусках военных журналов и передаваться в СМИ. Чтобы это работало эффективнее - целесообразно перевести выплаты заработной платы на частично премиальную систему, где прохождение тестов имело бы высокий вклад в KPI. Низкие баллы были бы основанием для полного или частичного лишения премии, а крайне низкие, либо систематически низкие - основанием для увольнения.

-18

Заключение

У нас достаточно людей, которые любят страну и будут готовы работать по новым правилам - не надо пытаться им угрожать ограничениями - это все равно бесполезно, лучше дать им возможность развития - это куда эффективнее.

-19