Найти тему

Владислав Повалихин: «Заинтересованность — это половина успеха»

Молодой, амбициозный, перспективный — его педагогический стаж не более 5 лет, а за плечами уже солидный научный опыт, десятки благодарных учеников и успешное участие в крупнейших региональных конкурсах педагогического мастерства. В канун главного педагогического праздника — Дня учителя — нам удалось пообщаться с выпускником Педагогического института ПГУ, учителем истории и обществознания средней общеобразова­тельной школы № 7 имени Виталия Ивановича Лебедева, ассистентом кафедры «История России и методика преподавания истории», серебряным призёром конкурса «Учитель года Пензенской области — 2023» Владиславом Викторовичем Повалихиным.

— Влад, уже пять лет твоя судьба неразрывно связана с профессией учителя. Этот выбор был сделан осознанно?

— Вполне. К 9-му классу выбор у меня стоял между сразу двумя социально значимыми профессиями — врача и учителя. Мне хотелось быть полезным людям и помогать им. Как видите, победила педагогика, причём по нескольким причинам. У нас в школе, где я когда-то учился, а сейчас преподаю, очень хорошо развита система самоуправления и в рамках этого, скажем так, проекта нам удавалось проводить уроки самостоятельно, и мне это очень понравилось. И, наверное, как и у многих, большую роль сыграла личность одного из учителей. В моём случае это была Светлана Владимировна Халикова — в школьные годы моя учительница, а сейчас коллега. Ей удалось заинтересовать меня и привить интерес к истории. А когда ты заинтересован, то это половина успеха.

— Любовь к истории и желание стать учителем привели тебя в Педагогический институт. Правда ли, что студенческие годы — лучшие в жизни?

— Можно сказать, что все годы в университете были, скажем, интеллектуально насыщенными. Приходилось обрабатывать море информации. Мне повезло с людьми: меня окружали чудесные преподаватели, старшекурсники, одногруппники. Я с ностальгией вспоминаю это время! В школе была своя прелесть, но в институте всё по-другому. Если говорить о самых ярких воспоминаниях, то их очень много. Первый зачёт, первый экзамен... Со временем это, конечно, стало чем-то обыденным. Но когда эту обыденность теряешь, начинаешь ностальгировать. А что уж говорить о том, как мы двигали вагон на Студенческой весне в 2016 году! Такое не забывается!

-2

— В Год педагога и наставника мы не можем обойти стороной вопрос о твоих учителях, которые привели тебя в эту профессию.

— Первыми моими наставниками стали школьные учителя — Светлана Владимировна Халикова, про которую я уже упоминал, и мой классный руководитель Наталья Ивановна Конкина, учитель математики. Несмотря на то что её предмет из сферы точных наук, а моя сфера гуманитарная, я сейчас особенно ощущаю важность этого предмета. Математика приводит в порядок ум и развивает формальную логику.

Целой плеяде талантливейших университетских наставников я говорю спасибо. Особенно я благодарен выдающемуся историку с нестандартным мышлением, профессору, доктору исторических наук Владимиру Ивановичу Шувалову и моему научному руководителю, профессору, доктору наук, декану родного историко-филологического факультета Ольге Александровне Суховой.

— Как начинался твой профессиональный путь?

— Около 4 лет я работал в средней школе № 66 имени Виктора Александровича Стукалова, а затем вернулся в родные пенаты — 7-ю школу и наш пединститут на свою кафедру. В школе я прошёл весь учительский путь: сначала работал с 5–8-ми классами, теперь веду уроки истории у 9–11-х, и это мне оказалось интереснее. Наверное, исторически и психологически так сложилось.

Современные дети такие же, какими были и мы. Я не согласен с фразой, что это поколение потеряно. Они выросли и живут немного в другой информационной среде. Возможно, они менее глубокие, но более активные, чем были мы. У них больше здорового креатива, они больше «завязаны» в этом цифровом мире. Они креативные, талантливые и интересующиеся. Просто нужно уметь пробудить у них этот интерес.

-3

— Особенно остро сейчас стоит проблема искажения истории нашей страны. Как этому противостоять?

— Нужно просто доносить до детей правду и самим не заниматься искажением истории. Ребята сейчас блестяще ориентируются в информационном пространстве, и если мы сами будем приукрашивать или в чём-то быть не совсем честными, ничего хорошего не выйдет. Нужно преподносить нашу историю такой, какая она есть: героической, трагической. И тогда поля для искажения истории России у наших идеологических оппонентов не будет.

Я был в аналитической группе, которая изучала новый учебник по истории для 11-го класса. И могу с уверенностью сказать, например, про период перестройки, так как в аспирантуре именно он в центре моего внимания: с точки зрения новых концепций он написан неплохо. Новые учебники под редакцией Мединского хороши и по методическому аппарату, и по содержанию. А говорить про современные события и верность их изложения пока сложно: исторический процесс ещё не осмыслен, это не совсем история, а скорее процесс её создания и попытка борьбы с фальсификацией. Учебник — это просто инструмент, а то, как его использовать, решает сам учитель.

— А насколько важно детям изучать и знать историю родного края?

— Я работаю в школе, которая с февраля 2023 года носит имя выдающегося краеведа Пензенской земли Виталия Ивановича Лебедева, который учился в стенах нашей школы первые 8 лет своего образования. Поэтому и для нашего учебного заведения, и для меня лично как для её выпускника, а теперь учителя история Пензенской области — это тема особенно важная. Я всегда участвовал в игре «Знатоки родного края», мы побеждали на городских соревнованиях. Конечно, это невероятно важно для каждого. Это же возможность прикоснуться к истории, увидеть дома, где жили выдающиеся деятели, где они творили и созидали. С этого года во всех школах региона стал обязательным курс внеурочной деятельности. И, мне кажется, это большое подспорье для развития именно гражданско-патриотического воспитания. Поэтому я всецело поддерживаю любые формы активной работы по развитию краеведческого движения: экскурсионную деятельность, проектную деятельность, встречи и совместную работу с выдающимся земляками. Это живая история, к которой нельзя не прикоснуться.

— Ещё один актуальный вопрос сейчас — возвращение к традиционной системе высшего образования. Ты сам учился на бакалавриате, затем в магистратуре. Как ты оцениваешь реформу этой системы?

— Про модернизацию высшего образование мне сложно говорить, но кажется, что здесь нужно придерживаться такого принципа: нельзя ломать то, что уже работает. Это принципиально неправильно. На мой взгляд, неверно говорить, что всё, что было до этого, было плохо. Даже история показывает нам это: опыт всех реформ в России учит тому, что, если мы ломаем полностью, нет гарантий, что из этого что-то потом выйдет хорошее. И нельзя списывать те успехи, которые были у нас в рамках системы бакалавриата. Даже при имеющихся у неё минусах. И мне кажется, что именно в рамках реформ нынешних наступило понимание этого.

-4

— Перейдём к вопросу о сложностях в профессии. Встретил ли ты на своём пути трудности?

— С одной стороны, сложно всё, а с другой стороны — ничего. Можно сказать, что профессия учителя непроста и безотносительно каких-то конкретных компонентов. Она сложна психологически: тебе нельзя терять концентрацию, ты находишься в постоянном эмоциональном и интеллектуальном напряжении. Но в этом и её плюс: постоянное общение с учениками и коллегами держит тебя в тонусе и толкает к дальнейшему росту и развитию. А вот если говорить о каких-то вещах, которые меня напрягают, то это заполнение электронного журнала. Я никогда не любил работать с бумажками — лучше семь уроков подряд проведу.

-5

— Этот год был для тебя успешным и в конкурсной сфере — ты стал серебряным призёром конкурса «Учитель года Пензенской области». Каковы твои впечатления?

— Обращусь к тем, кто хотел бы принять участие в любом масштабом конкурсе педагогического мастерства: это крайне сложно! И в первую очередь из-за груза ответственности. Здесь ты представляешь не только себя, но и школу, коллектив. Ты — лицо своего образовательного учреждения, а на всероссийском этапе — целого региона. Не пасть под этим грузом ответственности помогает команда. И здесь речь о помощи не столько методической, сколько моральной — ты не один. Когда у меня опускались руки, меня выручала команда: коллеги, воспитанники, одногруппники, друзья.

— Какой он — современный учитель?

— Активный, разносторонний и стрессоустойчивый.

— И в завершение: что для тебя ПГУ?

— Это люди. И это самая главная ценность! Мне везёт по жизни на окружение, и Пензенский госуниверситет — одно из ярчайших этому подтверждений!

Беседовала Мария Мельникова,

Университетская газета № 7 (1789) от 19 октября 2023