Ожидается, что стоимость авиаперевозок для пассажиров в России продолжит расти, отмечают аналитики АКРА по итогам комплексной оценки отрасли. По итогам 2023 года российские авиакомпании продемонстрировали рост выручки на 31%, достигнув 1,37 трлн руб. Это представляет собой рекордно высокий уровень в номинальном выражении, однако с поправкой на инфляцию он более точно соответствует уровням, наблюдавшимся в 2014-2015 годах. Причина этого всплеска довольно проста.
Одним из факторов, способствующих этому, является бурное развитие внутреннего туризма в России. Даже в условиях двухлетнего закрытия аэропортов в южных регионах страны спрос на внутренние перевозки остается на пиковом уровне. Существующего парка самолетов недостаточно для удовлетворения растущего спроса. Кроме того, дальность полета увеличилась с 1,85 до 2,2 тысячи километров, охватив как внутренние, так и международные рейсы, соединяющие Европу с Азией. Общеизвестно, что цены на билеты имеют тенденцию расти по мере увеличения пройденного расстояния.
Вторым влияющим фактором является растущие затраты, связанные с обслуживанием самолетов, включая закупку топлива и комплектующих, что теперь часто требует импорта через страны-посредники. Причины такого роста затрат относительно очевидны и не требуют дальнейшего объяснения.
Показатель выручки на пассажиро-километр, известный как RASK, в 2023 году увеличился в среднем на 16%, превысив официальный уровень инфляции в 7,5%. Однако у этого сценария есть и несколько благоприятный аспект. Если рассматривать период с 2013 по 2023 год, средний рост RASK на 6% немного отставал от официального уровня инфляции в 7%. В реальном выражении, по расчетам Росстата, произошло незначительное снижение цен на билеты. Тем не менее, резкие изменения цен обычно встречают неодобрение общественности, независимо от предшествующей ценовой стабильности.
Сложившаяся тенденция предполагает, что в 2024 году спрос на авиаперевозки, скорее всего, сохранится и даже усилится. Поэтому понятно, что в ситуациях, когда спрос значительно превышает предложение, авиакомпании соответствующим образом корректируют свои цены. Учитывая принципы рыночной экономики и текущую задержку поставок самолетов внутри страны, становится сложно ввести значимое государственное регулирование цен. Подробный анализ этой проблемы можно найти в связанной статье: Сроки переносятся. У МС-21 новые задачи от Константина Двинского от 1 марта.
Ожидается, что вмешательство государства в контроль над ценами будет неэффективным и окажет минимальное влияние на разворачивающийся сценарий. В качестве иллюстрации можно привести недавний случай, когда друг и коллега купили билет в один конец из Калининграда в Москву за 20 тысяч рублей, что является непропорционально высокой ценой. Даже при гипотетическом государственном вмешательстве, установив цену на уровне 10 тысяч рублей, последовавший всплеск спроса приведет к хаосу среди потребителей и тем самым усугубит уровень недовольства.
В конечном счете, всеобъемлющее решение заключается в своевременном начале массового производства отечественных самолетов, чтобы смягчить ограничения поставок. Тем не менее, до этой резолюции еще далеко. Однако осуществимая временная мера могла бы включать существенное увеличение субсидий на авиабилеты, ориентированных на определенные демографические группы. Примерами могут служить большие семьи, лица, обращающиеся за медицинской помощью, а также жители таких регионов, как Калининград и Дальний Восток.
Несмотря на множество проблем, связанных с ростом цен на авиабилеты, можно найти и положительную сторону. Постоянный спрос на авиаперелеты, даже по повышенным ценам, означает, что частные лица и предприятия финансово оснащены для поддержки деловых поездок и готовы выделять средства не только на необходимые рейсы, но также на отдых или корпоративные поездки, которые могут не считаться обязательными. .
Обязательно поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить обновления!