Найти тему
Русская армия. История.

Зачем снайпер Жижин собрал 40 стрелянных гильз и пронумеровал их ножом

Советский снайпер с винтовкой СВТ
Советский снайпер с винтовкой СВТ

На войне у солдат были свои ритуалы и обычаи. У кого-то довольно простые и предсказуемые. У кого-то не очень. Некоторые по старым традициям хранили иконку или молитву под гимнастеркой, несмотря на запрет коммунистов и политруков и верили, что это сбережет от пули. Иные обращали свои ритуалы в сторону ненависти к врагу. Например, снайпер Семен Номоконов каждого убитого немца отмечал на своей трубке:

На казённой винтовке нельзя отметки ставить. Скажут — портишь. Да и заменить её могут, а война кончилась — сдал её. Трубка же всегда со мной. (Данилов А. Семён Номоконов — почётный солдат).

Таких отметок у него должно было собраться целых триста шестьдесят восемь. Другой таежный охотник-снайпер делал пометки завязывая узелки на веревочке. Вот и у снайпера Жижина Алексея Михайловича была своя традиция - он хранил гильзы от своей винтовки. Причем на каждой ножом выцарапывал номер.

Снайпер Алексей Жижин со своим боевым товарищем
Снайпер Алексей Жижин со своим боевым товарищем

Но была в этой традиции какая-то странность. Во-первых, отмечать сраженных немцев можно было множеством других более простых способов (а всего за войну Жижин уничтожил сто восемьдесят фрицев). Во-вторых, Жижин "отмечал гильзами" не все сраженные цели. Свой счет он начал вести с момента, когда пал в бою его друг:

Дела у снайперов шли на лад, но были и неудачи, потери. Как-то Алёша ушёл в засаду вместе с рядовым Колеровым, таким же молодым снайпером, как и он. Этот день оказался роковым для Колерова. Когда Жижин выследил гитлеровца и послал в него пулю, Колеров на какое-то мгновение чуть приподнялся, приветливо махнул товарищу рукой. Это была непростительная недисциплинированность. Жижин тотчас увидел, как его друг рухнул на землю, роняя винтовку... (Источник: Шмелев М. Г. Фронтовая юность. — М.: Воениздат, 1975)

Жижин Алексей Михайлович родился в 1925 году в Казахской ССР. На фронте оказался в марте 1944 года. Сперва был обыкновенным стрелком 4-й стрелковой роты 961-го стрелкового полка, затем освоил снайперское дело. Ну а закончил войну Алексей Михайлович в подразделении разведки. За годы войны награжден двумя орденами Красной звезды, орденом Красного знамени и медалью "За боевые заслуги".

...он 19.7.44 в боях за местечко Мосур... ворвался в траншею противника и в рукопашной схватке убил 2-х немцев солдат... (Из наградного листа на Жижина Алексея Михайловича)
Советский снайпер ведет огонь из укрытия
Советский снайпер ведет огонь из укрытия

После смерти друга Жижин особенно рьяно принялся за отстрел захватчиков. Возвращаясь вечером в блиндаж он делился с товарищами успехами произнося всего одну короткую фразу: "двух снял" или "тремя гадами меньше". Если день был неудачный или Жижину удавалось снять только одного фашиста, то снайпер становился хмурым и неразговорчивым. Впрочем, напрямую спросить Жижина зачем ему гильзы никто не решался:

Однажды в блиндаже собралось почти всё отделение. Разговор зашёл о Жижине, находившемся ещё на "охоте".
- Для чего он хранит гильзы от патронов? - спросил товарищей Степан Рудь. - Как придёт с "охоты", скажет: сегодня столько-то - и стреляные гильзы в платочек заворачивает.
Кто-то из бойцов достал из-под перекладины наката блиндажа свёрточек. Когда его развернули, то увидели 12 гильз.
- Что бы это могло значить? - гадали боевые друзья.
(Источник: Шмелев М. Г. Фронтовая юность. — М.: Воениздат, 1975)

Вскоре ответ на этот вопрос был получен. Оказалось, что этот подсчет не какое-то бахвальство. Это был скорее ритуал в память о друге. А еще месть за его гибель. Жизнь Колерова стоила немцам сорока жизней своих солдат:

Прошло несколько дней. Во время очередных занятий в поле снайперы оказались недалеко от могилы Колерова. На ней из песка и глины был аккуратно выложен орден Славы, а края лучей звезды обложены винтовочными гильзами, на которых поблескивали на солнце неровно выцарапанные ножом цифры от 1 до 40. Чувствуя на себе пристальный взгляд товарищей, Жижин сказал:
- Это в память о друге. Я дал себе слово бить фашистов и за него, и за себя. (Там же)

Окончательный боевой счет Алексея Жижина неизвестен. Он погиб в мае 1945 года. Ведь и за него какой-то друг мог сразить сорок врагов из своей винтовки. Но к счастью фашизм был разгромлен и война закончилась. А чтобы почтить память героя нам сегодня не нужно "уничтожать сорок фрицев". Достаточно просто помнить о подвиге Алексея Михайловича и о его жертве ради нас и ради мира. Мира, который мы должны хранить, чтобы никому больше не пришлось терять друзей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.