История – вещь сложная и многоликая. Она бывает политической и экономической, светской и церковной, официальной и неофициальной. Последняя в наибольшей степени отражает быт, нравы и обычаи людей и потому ее еще именуют народной. Она наполнена горестями и радостями, окрашена эмоционально; в целом, она, возможно, менее научна, но зато более жива и колоритна. Нередко именно через познание этой стороны истории можно лучше почувствовать характер народа, отраженный в специфических терминах и названиях, которые далеко не просто понять сразу, но в которых спрятаны особенности душевного склада людей данной страны.
Вот, например, есть у нас такое слово – «шиш». Что оно означает? Многие скажут, что это эвфемизм, обозначающий фигу, кукиш, грубый отказ в чем либо или отсутствие чего-то. Действительно, это одно из значений. Но далеко не единственное, и, видимо, не основное.
Наверное, кто-то припомнит, что Шиш – это персонаж русских сказок. И это тоже будет верно. По всей видимости, Шиш – это собирательный образ, возникший в сказаниях и былинах жителей европейского севера России – поморов. Их предания были собраны писателем Борисом Шергиным, который создал на этой основе целый сборник увлекательных сказок. Его главный персонаж – Шиш – это герой, обладающий чертами русского солдата (находчивость), крестьянина (трудолюбие), а также Иванушки-дурачка, который на самом деле, как известно, вовсе не глуп и всегда с честью выходит из трудных ситуаций.
Кроме этого Шишу всегда присуща свобода. Это непременно человек веселый, непоседливый, в чем-то сумасбродный и обязательно вольный. Он гуляет где хочет и делает что хочет, но при этом он вовсе не богат, даже беден и часто страдает за свои взбалмошные выходки. В этом собирательном портрете, по всей видимости, воплотились народные чаяния и идеалы: свободная жизнь, воздаяние по заслугам господам (Шиш часто обводит вокруг пальца богачей), душевная широта и открытость, доброта и запрос на социальную справедливость.
Не секрет, что вплоть до начала XX века подавляющим большинством среди русского населения было крестьянство. Именно в этой среде и родился образ Шиша. Придавленный суровой природой, несущий бремя беспрестанного тяжкого труда и истязаемый господами, русский крестьянин всегда вдохновлялся людьми вольными. Таковыми были, например, казаки и различного рода странники, в том числе юродивые. В душе крестьянина всегда находилось место для мечтаний о приволье, и он завидовал такому образу жизни хотя бы даже в силу разительного отличия оного от убогой крестьянской повседневности.
В результате народная масса, не решившись в своем большинстве порвать с тяжелым крестьянским укладом, компенсировала это воспеванием тех, кто все же осмелился и сделал шаг в сторону лихой вольницы. Видимо, приблизительно так и появился на свет образ Шиша.
Любопытно, что это был не один лишь выдуманный архетип. Шишами в разные периоды называли реальных людей, и это непременно были люди, пошедшие на бунт.
Так, по имеющимся отрывочным сведениям еще во времена Ивана Грозного шишами называли превратившихся в бродяг и разбойников беглых крестьян и холопов, которые решили уйти от тяжелой крестьянской доли, выбрав нелегкую и опасную, но зато вольную жизнь.
В конце XVI – начале XVII вв. положение народных масс в России ухудшалось из-за череды социальных и природных катаклизмов. Это приводило к росту числа беглецов и бунтовщиков. В результате в период Смуты скопилось огромное количество бродяг, составивших основную массу отрядов Хлопка, Болотникова и других. Но из этой же среды вышли и те, кто примерно к 1610 году в северо-восточных районах страны начали формировать партизанские отряды для изгнания из страны польских захватчиков. Такие же отряды стали формироваться и в смоленских землях. Всех этих людей также именовали шишами. Это были главным образом ограбленные поляками и изгнанные из деревень крестьяне. Пользуясь хорошим знанием местности, шиши совершали дерзкие и эффективные вылазки, которые нередко приводили к истреблению целых отрядов интервентов. Большим преимуществом шишей было использование ими лыж, на которых они легко уходили от польской конницы, вязнувшей в глубоком снегу.
Не будет преувеличением сказать, что шиши в значительной мере способствовали победе второго ополчения Минина и Пожарского.
Но, как будто подтверждая противоречивый и своенравный характер сказочного Шиша, история приводит и другой пример деятельности шишей как социальной группы. Как и полагается шишам, это снова были бунтари.
Во время русско-польской войны за Украину (1654-1667 гг.) в землях Речи Посполитой, занимаемых русскими войсками, а именно на территориях Великого княжества Литовского, также сложилось партизанское движение. Но на этот раз оно действовало против русских войск. Последние теперь сами выступали в роли разорителей крестьян в бывших западнорусских землях, подвластных Польше. Эти-то разоренные крестьяне и собирались в отряды шишей по 300-500 человек и воевали против русских войск на стороне Речи Посполитой.
Таков наш взгляд на одну из загадок русской народной истории – Шиша и шишей.