Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Не пожалел и собственной рубахи... К чему призывал человек, столкнувший христиан и мусульман?

Оглавление

Даже сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман нередко косвенно влияют события, основа которых была заложена чуть менее тысячи лет тому назад. Те времена вошли в историю как «эпоха крестовых походов». Однако толчком к противостоянию представителей разных религий стала речь одного человека. Слова папы римского Урбана Второго изменили ход истории и положили начало многолетней вражде. Кем же был этот понтифик, которого по праву называют одним из самых влиятельных людей в истории человечества?

Молодой и успешный

Эд де Шатильон де Лажери – именно таким было мирское имя будущего папы, данное ему при рождении. Он появился на свет в середине XI века в графстве Шампань. О детстве человека, которому суждено было стать понтификом, известно совсем мало. Судя по его фамилии, происходил он из знатного семейства. Вероятно, посвятить себя духовной службе он решил уже в юные годы, что в те времена, в общем-то, не было редкостью для молодых людей из дворянских семей.

Не возникает сомнений, что Эд был человеком образованным и очень сообразительным. Приблизительно в тридцать лет он уже был назначен кардиналом Остии. Кроме того, расположение папы Григория Седьмого молодой священнослужитель сумел приобрести благодаря своим взглядам.

Он всячески поддерживал григорианские реформы и оказывал поддержку понтифику. Да-да, именно Эд входил в число немногих людей, кого Григорий считал не только своими доверенными лицами, но даже называл возможными преемниками.

Правда, Эд не смог стать понтификом. После смерти Григория на папский престол взошёл Виктор Третий, что ничуть не расстроило героя нашей истории. Эд спокойно ждал своего часа и наконец дождался его.

На папском престоле

Правление Виктора оказалось совсем недолгим. К моменту его кончины Эд уже приобрёл значительную поддержку в рядах высших представителей духовной власти. Новым папой римским он был выбран единогласно. Став понтификом, он принял новое имя, превратившись в Урбана Второго.

Надо признать, что времена правления этого папы оказались крайне непростыми. Ему не раз приходилось демонстрировать дипломатическую гибкость, достойную блестящих политиков. Так, к примеру, Урбан понимал, что в Риме находится антипапа Климент Третий, однако вынужден был мириться с его присутствием.

Новый понтифик решил продолжить дела, начатые Григорием, но реформы эти реализовывал более осторожно и хитро, нежели предшественник. Как и многим другим лидерам католической церкви, ему предстояло вести борьбу с монархами. В этом противостоянии Урбан вышел победителем, отлучив короля Филиппа Первого от церкви за супружескую неверность.

Словом, правление Урбана Второго начиналось вполне типичным и даже несколько предсказуемым образом. Но тогда мир ещё не знал, что именно этот человек будет стоять у истоков крестовых походов, значительно поменявших ход истории. Как же изначально «благое дело» обернулось многовековым противостоянием? И к чему призывал человек, столкнувший христиан и мусульман?

Антуан Ривалз «Папа Урбан II освящает базилику Сен-Сернен в Тулузе» (фрагмент) / Музей Августинцев, Франция
Антуан Ривалз «Папа Урбан II освящает базилику Сен-Сернен в Тулузе» (фрагмент) / Музей Августинцев, Франция

Удачное стечение обстоятельств

Он мечтал обладать абсолютной властью и понимал, что прежние понтифики едва ли позволяли себе мечтать о подобном. Но папа римский Урбан Второй был уверен в своих силах. «Приструнив» французского короля, он затеял борьбу с самим императором Генрихом Четвёртым. Понтифик хотел сам назначать как светскую, так и церковную власть, и епископом должен был становиться лишь человек, выбранный папой.

Человек смелый, хитрый, умный и решительный, Урбан сочетал в себе все качества успешного лидера, и очень скоро Европа увидела, кто же правит всем западным христианским миром.

Когда к папе римскому обратился византийский император Алексей Первый Комнин, Урбан был немало удивлён. В ту пору церковь уже была разделена на две ветви, причём священнослужители с каждой из сторон взаимно предали своих противников анафеме. Алексей решился на этот шаг, поскольку иного выхода не видел. Лишь поддержка папы могла помочь ему в борьбе с мусульманскими захватчиками.

Урбан был доволен. С одной стороны, его призывали совершить благое дело – помочь братьям по вере, пусть и «заблудшим» восточным христианам. С другой же, это дело он мог обернуть в свою пользу. Проблем в период его правления накопилось немало, и именно паломничество к священным землям могло решить многие из трудностей. По крайней мере, показать понтифика благодетелем и борцом за правду, что дало бы ему преимущество перед императором Генрихом.

Пламенная речь

В ноябре 1095 года состоялся Клермонский собор, на котором Урбан Второй выступил с обращением к своим подданным-христианам. Неслучайно речь эта считается самой эффективной в истории Европы – слова понтифика изменили мир:

«Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи... Земля та течёт молоком и мёдом. Кто здесь горестен, там станет богат».

Согласитесь, более напоминает на призыв к грабежу других земель, однако на сознание европейцев эта речь оказала огромное воздействие. Именно так началась эпоха крестовых походов, и своими словами Урбан, по сути, столкнул христиан и мусульман. Добровольцев, пожелавших отправиться в это «паломничество», нашлось немало. Они решили пришить к своим одеждам кресты из ткани. Для столь благого дела папа отдал собственную сутану.

Как тонкий психолог и хитроумный человек, папа римский знал, чем можно «зацепить» людей. Очень скоро на его призыв откликнулись тысячи феодалов и землевладельцев Европы. Они мечтали заполучить трофеи и ценности, разбогатеть за счёт чужих сокровищ – тем более, на разорение другой земли их «благословил» сам папа римский.

Несомненно, папа Урбан Второй с восторгом наблюдал за подготовкой Первого крестового похода. Быть может, он и сам не ожидал, что его слова произведут столь ошеломляющий эффект. Всего лишь одна речь оправдала войну с мусульманами и положила начало противостоянию на многие века. Сам же Урбан умер в 1099 году, спустя две недели после взятия крестоносцами Иерусалима. Вот только столь радостное для него известие понтифик так и не успел получить – послание было передано в руки его преемнику Пасхалию Второму.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))