Найти в Дзене

«Мы не работаем с болезнью, мы работаем с человеком»

Ариф Ибрагимов, главный врач Центра паллиативной помощи

Ариф Ибрагимов — главный врач Центра паллиативной помощи. Сегодня он руководит нашими 13 филиалами, взаимодействует со всеми врачами, заведующими, Департаментом здравоохранения. Но начал он свой путь с работы младшим медицинским братом в Первом московском хосписе. И его наставником была Вера Миллионщикова:

«Те знания, которые я получал от Веры Васильевны, по сути были философские и идеологические. Это в целом отношение к болезни, отношение к людям. Я очень любил утренние понедельничные конференции в хосписе, потому что Вера Васильевна очень готовилась к этим конференциям, всегда помимо рабочих вопросов, нам рассказывала о громких ситуациях в стране и мире, объясняла свое отношение к этим событиям, рассуждала. Это была утренняя пятиминутка, которая затягивалась часа на два. И это было всегда интересно, никогда в тягость, несмотря на то, что ты после смены, ты студент, тебе надо в институт успеть. Было приятно».

Получив прекрасное образование онколога, Ариф Ибрагимов так и не ушел в куративную медицину. Остался в паллиативной помощи, в 2012 году был переведен на должность заведующего стационаром Первого московского хосписа. Позже был заместителем главного врача Центра паллиативной помощи. А в 2022 году занял пост главного врача. Хотя о назначении долго размышлял: «Не хотел браться за должность, осознавая, что могу с ней не справиться. Прежде, чем соглашаться, надо думать, хватит ли меня».

-2

В итоге на должности главного врача Ариф Ибрагимов уже два года. Все это время он не уходит «в бумажную», административную работу. Сам признается, что любит работать «в поле», с людьми. И знает обо всех пациентах — потому что без взаимодействия с ними нет роста.

По мнению главного врача, важно не только быть хорошим специалистом, но и искренне хотеть постоянно развиваться не только в плане медицины, но и в плане психологии, эмпатии, сочувствия. А еще — беречь свою психику.

-3

«Моя психика меня защищает. Это же все тяжело, все всегда через себя пропускаешь. Я легко в себя это впускаю, и настолько же легко выпускаю. Мне кажется, это адаптивная функция человека. Если ты хочешь продолжать работать в паллиативной медицине, если ты хочешь оставаться способным отдаваться этой медицине, не надо в себе все копить, надо пропускать через себя, грамотно внутри обрабатывать и потом человека отпускать».

За время практики у Арифа Ниязовича происходили разные ситуации. Однажды, на выезде (в выездной службе он также поработал), пациент кинул в него топором:

«Пациент в спутанном сознании, но еще в силах, признан нуждающимся в паллиативной помощи. Я поздороваться даже не успел — в меня топор летит. Имеет право человек, он не в себе, в силу заболевания. Была еще история: приехал как-то на адрес, там молодая женщина. Посмотрел, вижу, что человеку часы остались. И муж с посттравматическим синдромом после войны в Афганистане в алкогольном опьянении. Говорит, я тебя не выпущу, пока не вылечишь. Пара-тройка часов разговора и выпустил. Женщина ушла при мне. Это неотъемлемая часть работы в паллиативной помощи, в том числе и работа с агрессией родственников».

-4

Главный врач признается, что не может работать лишь с детьми. После ухода в стационаре нескольких малышей, осознал, что тяжело переносит смерть в таком юном возрасте. Поэтому помогает взрослым.

В обычной жизни Ариф Ниязович увлекается автомотогонками, когда-то занимался охотой. Но все это — хобби. Настоящая страсть —  медицина. Врачом он хотел стать еще в дошкольном возрасте, хотя в семье медиков не было. О выборе профессии никогда не жалел:

«Я бы хотел, чтобы студентов-медиков более профессионально учили паллиативной помощи. В мои годы этому совершенно не учили. За шесть лет 40 минут было уделено паллиативной помощи, это мало. А мы работаем не с болезнью, мы работаем с человеком. Этому учиться долго».