Весна, солнышко, красота - самое время смотреть вдохновляющие фильмы, которые ласкают взор яркими кадрами. И кинокартины про художников подходят для этих целей как нельзя лучше.
Вот вам пять фильмов, которые понравились и запомнились мне самой. Все они служат источником эстетического наслаждения и погружают зрителя в мир искусства. Что ж, приступим!
Итак,
1. Кракелюры (Le vernis craque) сериал 2011
Этот мини-сериал состоит всего из двух серий, так что заскучать вы не успеете. Обе серии охватывают период конца 19-го и начала 20-го веков. Первая серия рассказывает о создании картины Пьера-Огюста Ренуара "Завтрак гребцов".
У Ренуара была традиция - каждое воскресенье он выезжал за город со своими друзьями, которые позировали ему для новой картины. Но один из сеансов живописи закончился трагически: в реке неподалёку от дислокации творческой братии обнаружили утопленницу.
Это была молодая девушка с рыжими волосами. Когда Ренуар вернулся в свою мастерскую, он узнал, что куда-то исчезла его рыжеволосая натурщица. Подозрение пало на поэта, одного из позировавших Ренуару...
Вторая серия "Бал в Мулен де ла Галетт" повествует об одной из картин Анри Тулуз-Лотрека, и является продолжением первой серии. Тулуз-Лотрек тоже жил в Париже и был знаком с Ренуаром, поэтому персонажи из первой серии пересекаются с оными из второй.
Обе серии сняты в мелодраматическом ключе, они прекрасно передают атмосферу того времени и знакомят зрителя с миром искусства. Историческая эпоха конца 19 - начала 20-го века показана роскошно и ярко, "Кракелюры" замечательно иллюстрирует особенности того времени, в котором жили и творили эти знаменитые на весь мир художники.
Несомненным плюсом таких фильмов как этот является то, что зрители могут узнать больше об истории искусства, социальных и культурных особенностях различных эпох, что может быть интересно само по себе.
2. Паула (Paula) 2016
Пауле Модерзон-Беккер пришлось творить в те времена, когда считалось, что женщина не может и не должна быть художницей - это только мужская прерогатива. Поэтому Паула стала одной из женщин-первопроходцев в творческой среде. Несмотря на насмешки коллег и окружающих её обывателей, она не только выбрала для себя путь живописца, но и стала работать в непривычном тогда стиле "экспрессионизм".
Отец строил Пауле преграды, только бы она не начала обучаться живописи. Позже в частной художественной школе преподаватели высмеивали стиль и образы в её картинах, называли их нелепыми.
Знакомые советовали ей как можно скорее выйти замуж и забыть про все эти глупости. Но несмотря на все преграды, Паула настойчиво двигалась своим путём, она бесстрашно шла навстречу зову своего сердца, и в конечном итоге пришла к успеху.
Фильм насыщен яркими эмоциями и напряжённым драматизмом. Но по-другому быть и не могло, сама художница была выдающейся личностью, хоть и немного странной. Особенно мне понравилась цветовая гамма, которая соответствует эпохе (по моему представлению) и усиливает эффект присутствия.
Но этот фильм не только о Пауле и её работах, он ещё и о непростой борьбе в мире, котором у мужчин было больше привилегий, чем у женщин. Наблюдать за реакцией общества того времени на бунтарку-художницу весьма увлекательно. Лично для меня подобные сюжеты о трудностях и препятствиях на пути к успеху являются источником вдохновения и особенных переживаний - у меня художественное образование.
Ещё такие истории как эта показывают, что талант и успех не приходят сами по себе, а требуют усилий и упорства, как в случае с Паолой. Фильм помогает зрителям понять, какие чувства и мысли вдохновляли Паолу на создание своих работ.
3. Девушка из Дании (The Danish Girl) 2015
Несмотря на его невысокий рейтинг, этот фильм мне очень понравился. Он затрагивает сложную тему, которая многим придётся не по нраву. Наверное, он не совсем про художников, хотя они в нём присутствуют.
Герда и Эйнар - счастливая семейная пара. Оба они деятели искусства, живописцы. Герда специализируется на портретах, а Эйнар предпочитает пейзажи. Однажды натурщица Герды не приходит на сеанс, а художнице необходимо закончить работу для выставки. Герда просит своего мужа попозировать ей в женском платье, ещё не представляя, чем может закончиться этот невинный эксперимент.
Эйнар облачается в женский наряд, слегка подкрашивает лицо, укладывает волосы. Садясь в кресло для позирования, изящно вытягивает одну ногу. Он испытывает смутное ощущение, что всё это - его. Ему нравится быть в женском костюме, нравится делать макияж, и в этом образе он нравится самому себе...
Эта драма снята на основе биографии одного из мужчин, впервые подвергшихся операции по смене пола. Здесь всё обыграно в художественном ключе и слегка романтизированно. Поэтому многие нелицеприятные моменты из жизни прототипа здесь опущены, и сама история трактуется достаточно вольно. Это фильм об обретении себя, о сложном пути и нелёгком выборе.
Мне понравился Эдди Редмэйн в роли Лили, он довольно органично перевоплотился из мужчины в женщину. Это был первый фильм, который я увидела с его участием, и потом мне было довольно сложно переключиться на его "мужские роли", настолько он гармонично проявил себя в "Девушке из Дании".
Завораживают предельно эстетические кадры, тщательно выверенные, длинные, пленительные. Костюмы и образы проработаны на славу - от них трудно оторвать глаз. Атмосфера жизни в Париже в начале 20-го века передана превосходно, ярко и красочно - вы только посмотрите на кадры из фильма. Проблема, затронутая авторами, даёт пищу для ума. Несколько дней я была под впечатлением от этой удивительной истории.
4. Мисс Поттер (Miss Potter) 2006
Не думала, что буду когда-то смотреть такой "сказочный" фильм, но как ни странно, мне он понравился. Из названия несложно догадаться, что это биографическая драма о жизни детской писательницы и иллюстратора Беатрис Поттер.
Конец 19-го века, викторианская Англия с её чопорностью и консервативными традициями. Большинство женщин мечтают только об удачном замужестве, но Беатрис не из их числа. Эта особа (явно не от мира сего) увлечена своим любимым занятием - она пишет детскую книгу и сама же её иллюстрирует.
Из-под кисти художницы выпрыгивают очаровательные зверушки, герои её книжек. Надо сказать, этот момент очень интересно обыгран в фильме и здорово поддержан музыкальным сопровождением. Беатрис создаёт в своём воображении волшебные миры и сама будто бы живёт в них.
Однажды мисс Поттер заявляется в книжное издательство и предлагает выпустить в печать её книги. Не особо опытный в этом бизнесе, Норман Уорн всё же решает принять участие в этом проекте.
И неожиданно их совместный труд приносит плоды - книги нашли своих читателей, и первая партия разошлась довольно быстро. Норман понимает, что испытывает к Беатрис не только дружеские чувства, и он делает ей предложение руки и сердца...
Фильм очень живой и добрый. История писательницы отображена в тёплых солнечных тонах, это создаёт особенное настроение. Порой мне казалось, что я смотрю мультфильм, настолько на экране всё выглядело сказочным и "нарядным".
Невероятно красочные сельские пейзажи, захватывающие дух картины лондонской жизни, тщательно подобранные костюмы (мужчины в цилиндрах, леди в чепчиках, роскошные платья, а так же великолепные кэбы и изысканные клубы) - английская жизнь показана ярко и где-то даже "мультяшно", глаз не оторвать! Фильм оставляет невероятное впечатление, он трогательный и душевный, несмотря на печальный финал.
5. Фрида (Frida) 2002
Яркий, чувственный, колоритный фильм. Такой же, какие картины самой Фриды, написанные широкими мазками и сочными красками. Он повествует о жизни Фриды Кало, от начала становления её как художницы и до самой смерти.
В этой кинокартине освещаются разные аспекты не только из жизни Фриды, но и социальный контекст, в котором она жила. Искусство, политика и личные мотивы смешиваются в сложную композицию.
Полиомиелит, страшная авария, несчастливый брак, предательство - на долю Фриды пришлось немало испытаний. Но ни сложные отношения с мужем, известным художником Диего Риверой, ни ежедневные боли не смогли сломить стойкую натуру Фриды и разрушить её любовь к жизни.
Музыкальная составляющая фильма скомпонована особенным образом, музыка будто бы соединяется с картинами Фриды, которые оживают на экране и рассказывают истории из жизни художницы. Каждая картина - это определённое событие из её прошлого, и образы на ней отображают внутренний мир художницы, иллюстрируют его ещё лучше, чем игра Сальмы Хайек.
Помимо того, что фильм классно передаёт дух эпохи начала 20-го века и особенности мексиканской культуры, такой непривычной для нас, он так же открывает дверь в мир, в котором господствовали мужчины. Фриде, как и Паоле, пришлось прикладывать невероятные усилия, чтобы проторить себе дорожку в современном ей обществе.
Это фильм о человеке, который не закрылся в своей скорлупе, а жил, творил, любил и наслаждался жизнью в меру своих возможностей. Но несмотря на это, он оставляет тягостное впечатление фатальности, и дело здесь не только в безрадостном финале.
Ещё о художниках: