Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Варварские законы Джима Кроу – что это такое и как они влияли на жизнь американцев в XIX–XX веках?

Оглавление

Печально, но факт: во все времена и в разных странах мира одни люди находили повод для утверждения своего превосходства над другими. Причинами для дискриминации могло стать все, что определяет принадлежность человека к той или иной группе: национальность, раса, социальное положение, пол, религиозная принадлежность. Вот и в США в XIX–XX веках появились так называемые законы Джима Кроу, которые привели к чудовищному разделению общества на «высших» и «низших». Кто же такой этот Джим Кроу и в чем состояла суть законов?

Предыстория

Как вы, может, уже догадались, речь пойдет о разделении американского общества на «белых» и «черных» (в более широком смысле – «цветных»). И расизм в Штатах имеет долгую историю, которая началась с самого основания государства.

Афроамериканцы, XIX век
Афроамериканцы, XIX век

Большинство первых переселенцев на американский континент были белыми англосаксонскими протестантами. Жертвами расизма сразу стали индейцы, а вскоре – и темнокожие. Многие из них были вынуждены работать на белых в сфере обслуживания. Постепенно в США, в первую очередь в южных штатах, закрепилось рабство. Чернокожее население было лишено всяких прав и трудилось в сельском хозяйстве, во владении южных плантаторов.

Рабов массово завозили из стран Африки и продавали на невольничьих рынках. Негр был не человеком, а вещью, собственностью: его можно было купить, продать, подарить, проиграть в карты.

В северных штатах темнокожие тоже находились в низшем положении по отношению к белым, но рабами не были, а в основном продолжали работать в сфере обслуживания или в качестве домашних слуг.

Гражданская война Севера и Юга (1861–1865) изменила эту ситуацию. Президент Авраам Линкольн ввел поправку к Конституции и официально отменил рабство. Отныне темнокожее население стало свободным, получило гражданские права. Но на деле все было не так-то просто.

Законы Джима Кроу

Еще в 1830-х годах стала популярна песенка «Прыгай, Джим Кроу», спетая английским эмигрантом Томасом Райтом. Музыкант исполнял ее в так называемом гриме блэкфейс – с лицом, вымазанным жженой пробкой, что придавало коже темный оттенок – как у африканцев. А Джим Кроу был, собственно, комическим персонажем этой песенки, глупым, необразованным негром. От его лица и пелся текст.

Со временем песня широко разошлась по южным штатам. Словосочетание «Джим Кроу» стало нарицательным и собирательным для обозначения бедно одетого и малограмотного темнокожего. Песенку исполняли в том числе уличные музыканты.

-2

А при чем тут законы? Сейчас расскажем. После Гражданской войны афроамериканцы де-юро стали свободным населением. Но южане, привыкшие воспринимать негров исключительно как рабов, дешевую рабочую силу, были категорически не согласны с таким поворотом событий. Сыграла свою роль и горечь побежденных – ведь положение темнокожих порой было даже лучше, чем у бывших богатых южных плантаторов, лишившихся всего в войну.

В результате, южное население начало бороться с такой «несправедливостью» собственными силами. В ряде южных штатов были приняты собственные местные законы, которые и получили неофициальное название в честь персонажа популярной песенки.

Расовая сегрегация

Законы Джима Кроу насаживали расовое разделение населения – то есть сегрегацию. Все началось в 1890 году в штате Луизиана, где черные пассажиры поездов не имели права занимать места там же, где белые.

Зона для «цветных»
Зона для «цветных»

В следующие 25 лет подобные законы появились во всех южных штатах. Разделение по расовому признаку наблюдалось в любых общественных заведениях и организациях: школах, гостиницах, ресторанах, магазинах, парикмахерских, больницах. Даже в общественном транспорте и туалетах темнокожие часто не имели права находиться вместе с белыми.

В зданиях были отдельные входы для представителей разных рас, отдельные залы ожидания. Напиться из питьевого фонтанчика для белых темнокожие не могли. В судах тоже была особая практика. Как известно, перед дачей показаний в американском суде нужно давать присягу на Библии. Так вот, в зале суда было две Библии: одна для белых, другая – для черных.

Каррикатура на свадьбу темнокожих
Каррикатура на свадьбу темнокожих

Интересная ситуация складывалась вокруг выборов. По идее, афроамериканцы имели избирательное право, могли участвовать в голосовании. По факту, для допуска их к выборам были введены ограничения, например тест на грамотность. В какой-то мере разумно, верно? Но вот нюанс: белое население, среди которого тоже полно было безграмотных, таким ограничениям не подвергалось.

Ситуация усугублялась тем, что в Америке во второй половине XIX века распространялись идеи дарвинизма и евгеники. Белое население считало свою расу превосходящей, а афроамериканцев – от природы неспособными к культурному и интеллектуальному развитию.

Публицистика не оставалась в стороне. Появлялись всевозможные статьи, заметки, карикатуры. Все они изображали индейцев и чернокожих в самом неприглядном свете.

-5

А что же темнокожие – неужели так и мирились с подобным положением дел? Не совсем. Конечно, были попытки защитить свои права. Но не тут-то было: сразу после войны на Юге была создана ультраправая расистская организация, о которой вы наверняка слышали: Ку-клукс-клан. Действуя исподтишка, по ночам, прячась под белыми балахонами и масками, члены этой организации запугивали негритянское население, а то и жестоко убивали, линчевали.

В XX веке

В первой половине XX века сегрегация продолжала набирать обороты. В связи с ней было немало примечательных случаев. Например, в 1919 году был убит темнокожий подросток. В чем была его вина? Бедняга посмел на озере заплыть на ту сторону, где отдыхали белые.

А вот еще. В 1944 году белые рабочие транспорта устроили забастовку, когда руководство транспортной компании разрешило нанимать на работу темнокожих кочегаров и кондукторов. А в 1955 году чернокожую швею, не уступившую в автобусе место белому джентльмену, арестовали и оштрафовали. Это лишь пара примеров, но таких случаев были сотни по всей стране.

Зал ожидания только для афроамериканцев, 1921 год
Зал ожидания только для афроамериканцев, 1921 год

От расовой сегрегации жестоко страдали дети. Даже когда после Второй мировой войны в школах белые и черные дети стали учиться вместе, темнокожим ребятам часто приходилось сталкиваться с насмешками и издевательствами соучеников и даже учителей.

В северных штатах ситуация была значительно лучше, чем на Юге. Но и их коснулась расовая сегрегация. Например, где-то запрещены были смешанные браки белых и черных, где-то избирательное право имели лишь темнокожие, владевшие недвижимостью. А еще существовали так называемые «закатные города», где жили только белые.

-7

Во второй половине прошлого века сегрегация значительно уменьшилась, законы Джима Кроу формально перестали применяться. Но отголоски расизма и дискриминации доносятся до сих пор.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: Авраам Линкольн. Как и за что был убит главный борец против рабства в США?