Найти в Дзене
Смирнова.ru

Парк в индустриальном ландшафте. "А как у них"?

Парки как общественное пространство - тема многих публикаций в сети. Здесь будет несколько статей подряд, посвященных зеленому каркасу города, постараемся взглянуть на этот вопрос немного по-другому. В предыдущих материалах рассказывалось про два популярных общественных пространства на Васильевском острове, и каждый раз хотелось увидеть здесь больше зелени и «лесных уголков». Возможно, наступит время и там будет больше деревьев, кустов, и может быть даже маленький сад, сегодня мы посмотрим как бывшие индустриальные зоны превращаются в парки, рубрика «а как у них?». К слову, на Васильевском острове нет парков. Итак, наш пример Домино-парк (Бруклин, Нью-Йорк), открылся в 2018г на месте когда-то существовавшего, с 1856 по 2004 год, огромного рафинадного завода Домино – сахарной империи, крупнейшей в США и одной из крупнейших в мире. У парка есть свой сайт: Парк Domino, Field Operations. Фотографии Александра Можаева. Отличительная черта Домино-парка – четкое функциональное зонирование

Парки как общественное пространство - тема многих публикаций в сети. Здесь будет несколько статей подряд, посвященных зеленому каркасу города, постараемся взглянуть на этот вопрос немного по-другому.

В предыдущих материалах рассказывалось про два популярных общественных пространства на Васильевском острове, и каждый раз хотелось увидеть здесь больше зелени и «лесных уголков». Возможно, наступит время и там будет больше деревьев, кустов, и может быть даже маленький сад, сегодня мы посмотрим как бывшие индустриальные зоны превращаются в парки, рубрика «а как у них?».

Санкт-Петербург. Набережная на месте бывшего кожевенного завода Брусницыных
Санкт-Петербург. Набережная на месте бывшего кожевенного завода Брусницыных

К слову, на Васильевском острове нет парков.

Итак, наш пример Домино-парк (Бруклин, Нью-Йорк), открылся в 2018г на месте когда-то существовавшего, с 1856 по 2004 год, огромного рафинадного завода Домино – сахарной империи, крупнейшей в США и одной из крупнейших в мире. У парка есть свой сайт: Парк Domino, Field Operations. Фотографии Александра Можаева.

Отличительная черта Домино-парка – четкое функциональное зонирование территории, протянувшейся вдоль реки на четверть мили при ширине около 50 м. Она разделена на секции для активностей разного рода, с юга на север следуют: зона выгула собачек, газон для безделья, площадки для игры в модное бочче и в пляжный волейбол, водяные забавы, общепит, детская и смотровая площадки. В индустриальном парке сохранили частички истории, и тут можно увидеть разные артефакты. Это элементы, находившиеся внутри зданий сахарной промышленности, швартовные кнехты, винтовые и ковшовые конвейеры, баки для хранения сиропа, краны и колонны склада. Есть несколько промышленных детских миниплощадок. Дети могут пройтись по ним и узнать о процессе переработки сахара: от склада сахарного тростника до центрифуги.

С точки зрения оценки парка как общественного пространства, он выглядит гостеприимным, здесь например, рядом с набережной - киоск с кофе, что реально может сблизить людей. На более широком уровне можно об этом поговорить так - если читальный зал в детской библиотеке расположен рядом с игровой площадкой в парке и рядом еще имеется киоск с едой, то на этой территории может происходить намного больше активных действий, чем если бы все эти элементы располагались по отдельности.

Следующий наш пример - парк на старой верфи Чжуньшань, Китай. Этот уникальный памятник природы был построен в 2001 году на месте обанкротившегося судостроительного завода. Строительство этого парка длилось 2 года, в результате чего удалось добиться экологической и ландшафтной гармонии при минимальных затратах. Этот проект берут на вооружение во многих странах мира.

Верфь была построена в 1950-х годах и обанкротилась в 1999 году. Несмотря на небольшие размеры, она отражает замечательную 50-летнюю историю социалистического Китая, включая культурную революцию 1960-х и 70-х годов. Таким образом, это место, где можно вспоминать и рассказывать тем, кто не пережил этот период истории. Парк сливается с городской частью через сеть тропинок и городских объектов, которые были расширены и интегрированы в парковое хозяйство. Продумана организация дорожно-тропиночной сети, которая связывает удалённые уголки парка и выводит его посетителей к старым докам, которые сейчас оборудованы как чайные домики и клубы по интересам, с удобными террасами. Озеленение проводилось с использованием местного растительного материала. Авторы фотографий: Концзянь Юй, Ян Цао.

В парке предусмотрены занятия для любого возраста. Коснемся немного темы urban-95. Идея Urban-95 заключается в том, что следует изменить городской ландшафт таким образом, чтобы он стал удобным и дружественным для самых маленьких детей — от 3 до 5 лет ростом до 95 сантиметров.

И заключительный наш пример, парк Хафенсити (Гамбург, Германия) - как устаревший порт стал новым лицом города. Концепцию развития Хафенсити начали разрабатывать в 1996 году, и уже к 2000 году она была принята. Функциональная структура района рассчитывалась исходя из общей рентабельности инвестиций. В итоге жилью было отдано 30% площадей, бизнес-пространствам – 50%, а остальные 20% – это общественные пространства. Собственно, про общественные пространства мы сегодня и поговорим.

Изначально, в плане 2000 года Хафенсити виделся люксовым районом с бизнес-центрами для размещения штаб-квартир крупных корпораций. Уже позже, после изменения городского законодательства и «поворота к устойчивости», в мастер-план района были внесены существенные изменения: треть вводимого жилья зарезервирована за социальным жильем, строгое зонирование заменяется на интеграцию нескольких функций, прописываются механизмы взаимодействия с местными сообществами и их возможность влиять на район.

Если западная часть района спроектирована еще по старым подходам, то в новой, восточной, реализуются принципы создания устойчивых сообществ. В частности, принцип радикального смешивания – подход, при котором в одном квартале смешиваются разные типы жителей, форм собственности и функции. Так, кроме частных инвесторов в район вкладываются строительные кооперативы и товарищества собственников. Для строящихся зданий заранее продумываются различные типологии жилья.

Таким образом, Хафенсити вновь стал местом притяжения для жителей всего города, здесь создана возможность общения и установления различных социальных связей.

Город - это про сложные социальные связи.

Если нравится статья, буду рада комментариям! Просьба поставить "нравится", если было интересно, так вы поможете развитию канала.

Больше материалов по урбанистике на странице сообщества Урбанистический Форум в Вконтакте.

Для тех, кто пропустил прошлую статью, обязательно прочитайте: Васильевский остров. Брусницын культурный квартал