В сентябре 2021 года в своей статье я рассказал об уникальном автобусе повышенной проходимости ЗИС-8-42. Правда в то время мне удалось показать ни одного фото "живого" экземпляра этой уникальной машины. И вот сегодня мы имеем редчайшую возможность не только увидеть все варианты машины, но и узнать ее технически характеристики. Дело все в том, что в архиве нашлись таки фотографии которые я сегодня вам покажу.
Итак, еще в 1928 году на станицах журнала "За рулем" развернулась целая дискуссию между изданием и его читателями. В ней на полном серьезе обсуждался вопрос о закупке подержанных автомобилей из США. Приводилось масса доводов и аргументов которые свидетельствовали как в пользу такого шага, так и указывали на его тупиковость.
К началу 30-х годов ситуация стала меняться. Заработало сразу несколько предприятий. Это были Московский завод имени Сталина, срочный завод Коммунистический Интернационал Молодежи, оба располагались в Москве. Но если ЗИС делал машины самостоятельно, то КИМ фактически собирал модели компании Ford отверточным способом из комплектов приходивших из Америки. Позднее в тогда еще Нижнем Новгороде, с 20 декабря 1931 года заработало предприятие ГАЗ(Государственный автомобильный завод), которое с октября следующего года будет именоваться Государственным заводом имени Молотова или Молотовским Первым. Так вот, поскольку дорожное строительство сильно запаздывало с темпами развития автомобильно промышленности, то очень остро встал вопрос о создании неких универсальных автомобилей и автобусов, которые могли бы легко перемещаться как о дорогам, так и не использующих твердое покрытие направлениях. В НАТИ(Научно-исследовательском тракторном институте) используя заработки водителя бывшего водителя Императора России Адольфа Кегресса создали некий прототип полугусеничного грузовика ЗИС-22М, позднее он получит иной индекс и сегодня более известен как ЗИС-42. О нем написано много статей и его все знают.
Однако, параллельно на самом заводе ЗИС начались разработки аналогичного транспортного, причем в качестве донора использовался не грузовик ЗИС-5, а построенный на удлиненной базе машины автобус ЗИС-8. Главным конструктором КБ "КМАБ" был Бушуева А.В., а главным механиком Хлопцев Ю.И. К концу 1940 года машина, которую обозначили в документах как ЗИС-8-42 прошла все положенные испытания и ее естественно привезли в Кремль. Что бы высокое начальство, которое всегда знакомилось с автоновинками страны, приняло окончательное решение о судьбе проекта.
Сталину, а он по всей видимости разбирался досконально во всех вопросах, с одной стороны, новый автобус повышенной проходимости понравился. С другой его заинтересовал вопрос а как траки расположенные в задней части зарекомендую себя на снежном покрытии. Даль ответ на это испытатели не смогли и тогда им было поручено осуществить довольно внушительный пробег по маршруту Москва- Нарьян-Мар - Салехард - Норильск - Анадырь. В сопровождение испытателям было дано два грузовых ЗИС-5 и они отправились в путь. Сам же автобус ЗИС-8-42 немного модернизировали. В частности на передней оси закрепили специально разработанные для него лыжи. Тем самым конструкторы хотели обезопасить автомобиль от зарывания в снег. А в салон установили большую печку для его обогрева.
Как известно пробег был завершен удачно и вся группа благополучно вернулась в Архангельск. Дело было за малым, главный конструктор Бушуев и механик Хлопцев написали подробный отчет и были готовы предоставить его высокому начальству. Увы, в одну из ночей экспериментальный автобус полностью сгорел. Был ли это теракт или просто чья-то халатность неизвестно, следствие ничего не выяснило. К счастью никто из участников пробега обвинен в саботаже не был и все вернулись в Москву. Скорее всего во всем была виновата печь установленная в салоне автобуса.
Казалось бы проект закрыли. Но, в июне 1941 года СССР вступил во Вторую мировую войну, и шасси а их было изготовлено четыре экземпляра, снова потребовались. Еще до эвакуации ЗИС на рамах автобусов ЗИС-8-42 были смонтированы корпуса санитарных автомобилей. Там были и мобильные операционные и простые санитарки для перевозки раненных. Кстати на фотографии хорошо видна труба "буржуйки". увы о судьбе этих машин вообще ничего не известно, скорее всего их потеряли уже в первые дни войны. К счастью в архивах удалось найти уникальнейшие фотграфии и даже плакаты напечатанные в начале 1941 года.
Вот такая вот история. Машина была действительно редкая и необычная. Жаль, что судьба ее оказалась печальной.