Статья: Польза и вред использования мобильных телефонов для детей
Для начала дадим определение:
Мобильный телефон – это устройство переносной портативный радиотелефон (массой около 100 г), предназначенный для осуществления дуплексной радиосвязи.
Сотовый телефон – это устройство предназначенное для работы в сетях сотовой связи; использует традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети.
Теперь что такое сотовый и мобильный телефон мы знаем. Но остаётся ещё один вопрос, нужен ли он детям?
Для того, чтобы разобраться в данном вопросе обратимся к нейропсихологии, а точнее к нейрофизиологии и строению головного мозга человека. Имея представление об Анатомии мозга мы сможем ответить на поставленный вопрос.
Итак головной мозг человека – это самый важный и сложноустроенный орган в организме человека.
Строение мозга
• Продолговатый мозг – ствол
• Мост
• Средний мозг
• Промежуточный мозг
• Передний мозг
• Мозжечок
• Полушария большого мозга
• Мозолистое тело
Далее идёт разделение коры головного мозга на доли, каждая из которых выполняет свою функцию: Например
1. Затылочная доля отвечает за зрительное восприятие информации
2. Теменная доля отвечает за Высшие психические функции
3. Височные доли обрабатывают слуховую информацию: звуки, музыку, речь
4. Лобная доля отвечает за поведение человека и его программирование, регуляцию и контроль.
5. Базальные ганглии – это нейронные узлы, которые расположены в центральной части мозга отвечают за двигательную активность, взаимосвязь мыслей, чувств и движений. Благодаря базальным ганглиям мы принимаемся ходить по комнате, когда волнуемся или чего-то ждем, замираем на месте от испуга или пускаемся бежать, когда нас переполняют радостные эмоции.
Основные функции базальных ганглий: Выражение эмоций в виде телесных реакций.
Теперь, зная и имея представление о том, как устроен человеческий мозг, можно говорить о том, какую пользу и вред несёт мобильный, сотовый телефон, как устройство для ребёнка. Мозг ребёнка формируется ещё с момента его рождения, здесь важно отметить то, чтобы он развивался правильно, равномерно.
Как было рассмотрено выше, мозг человека имеет в своём строении различные зоны, доли, участки, они растут, наполняя мозг информацией, поступающую через органы чувств. Вместе с мозгом растут и формируются нейроны, образующие нейронные связи и сеть.
Дело в том, чтобы ребёнок рос и развивался, становился умнее, для этого необходимо соблюдение важного условия!
Перед этим рассмотрим два Мифа о мозге и об уме человека:
1 МИФ: Чем больше весит головной мозг, тем умнее человек. На самом деле это не так, прямой зависимости между этими показателями нет!
2 МИФ: Чем количество нейронов больше, тем умнее человек.
Поскольку речь идёт о работе мозга, логично предполагать, что чем больше будет нейронов в этом органе, тем умнее должен быть этот человек. Однако нейроны могут располагаться во всей структуре мозга, важное условие: их расположение в Коре головного мозга!
Отсюда вывод: Для работы мозга важно не только количество нейронов, но и место где они расположены!
Заглянем в мозг новорождённого: он имеет ту же структуру и состав как у взрослого человека, имеется почти полный набор нейронов. При этом весит он 3 раза меньше чем мозг взрослого.
Остаётся задуматься над тем, чем он будет наполнен по мере взросления. Какие доли мы будем развивать:
1 вариант самый простой: Мы дадим в руки мобильный телефон, забыв про его изначально предназначение! И на какое-то время 3-4 года забудем о его развитии. Аргументируя свое поведение тем, что Мой ребёнок «умный», ведь он даже разбирается сам в мобильном телефоне, без моей помощи! А потом пойдём к специалистам с жалобой на поведение, отставание в развитии, ЗПР, ЗРР и Умственная отсталость. Конечно прозвучало банально, но зато правда, ведь так и есть!
ОТВЕТ ПРОСТ: все это время у ребенка развивалось только определённые участки мозга, а именно Затылочная доля, где расположены зрительные центры и базальные ганглии, которые отвечают за мышечную память!
ОШИБКА 1 Забыв о развитии остальной части коры головного мозга, теменной, височной, ложной доли и Центр принятия решения, находящийся в подкорковой зоне, Промежуточный мозг (таламус, гипофиз, гипоталамус)
ОШИБКА 2 Не развиваем Мозжечок , это мозг в миниатюре, отвечающий не только за координацию движений, но и за эмоции и координацию мыслей. Таким образом движение получается только одно нажатие пальцем руки на клавишу, ладно если это был кнопочный телефон, но на сегодняшний день мы имеем перед собой сенсорные устройства, при работе с которыми достаточно провести пальцем по экрану и готово!
НО! В момент когда ребёнок занят телефоном, его Мозжечок «ленится», это можно легко заметить, о беспорядке в комнате, на письменном столе, разбросаны игрушки, шкаф с одеждой, но самое главное беспорядок мыслей, эмоций и чувств ребенка! Он становится чрезмерно капризный, требовательный, тревожный, раздражительный. Знакомо?
ПРИЧИНУ ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ!
2 вариант Лучше заниматься развитием ребёнка, всесторонне и равномерно. Давайте на минуту представим свое детство, конечно времена были другие! Но зато какими умными мы росли с вами без «гаджетов». А сколько было игр, помните? Нас было порой с улицы не загнать домой! А что мы имеем теперь?
Современные дети не то что на улицу не выходят, книги перестают читать, обычные бумажные книги, забыли какие бывают игры. Зато отлично знают телефон, разбираются лучше нас с вами, и знают все электронные компьютерные игры, умеют засорять свой наивный детский мозг героями вымышленных виртуальных игр.
ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ!
Есть игры, которые ничуть не уступают мобильным приложениям, Но зато они тренируют МОЗГ, а именно:
Дидактические игры
Настольные игры
Различные головоломки
Немного поговорим и о пользе мобильных телефонов, а польза безусловно есть! Первое преимущество телефона исходит из его изначального определения: то, что это мобильное устройство, можно взять с собой, занимает мало места при его переноске. Удобно носить!
Второе преимущество это сотовая связь мобильного оператора, которым вы пользуетесь, но это означает лишь то, что вы можете дозвониться до ребенка, поддерживать связь с ребёнком!
Третье преимущество телефона скорее для вас и вашего успокоения, позвонили, проконтролировать, убедились что все хорошо, ваш ребёнок вам ответил. Хотя сам он до конца не понимает смысл телефона, ведь для него это всего лишь игрушка. И тогда он приходит в недоумение, почему на мою игрушку звонят мне мои родители. Согласитесь, звучит нелепо! Но так есть на самом деле.
ПРАВИЛО 1
Если вы хотите поддерживать связь с ребёнком 24 часа в сутки, контролируя его каждый шаг, то можете купить ему для этих целей обычный кнопочный телефон, где есть простой интерфейс: звонки, смс сообщения, будильник, калькулятор, фотоаппарат, галерея, музыка. Уберите сразу выход в Интернет!!!
НО: при этом помните, что совсем скоро вы потеряете доверие к вам вашего ребенка. Вспомните свое детство, представьте что вам каждый час звонят родители, приятно? Нет!
ПРАВИЛО 2
Научитесь доверять своему ребёнку, уважайте его права, но не позволяйте детям переходить свои границы, потому что когда вы идёте на условия ребёнка, вы подчиняетесь его правилам, здесь имеет место МАНИПУЛЯЦИИ!
Заканчивая статью, хочу обратиться именно к вам, Уважаемые Родители, следите за тем, чем занят ваш ребёнок! И помните если вы уделите свое время ребёнку, поиграть с ним поведение его станет лучше, отношения к вам и к семье будет другим, тепло и доверие придёт к вам и вашему ребёнку!
И последнее: пожалуйста используйте телефон по его истинному предназначению, помните о чем говорилось в начале статьи! Давайте сделаем жизнь наших детей лучше, наполнив их мозг знаниями!
С наилучшими пожеланиями ваш нейропсихолог, психолог Наталья Николаевна!
Автор: Дашунина Наталья Николаевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru