Тема радиопиратов в совсем, как до сих пор кажется, недавнем прошлом для нашей страны была как никогда актуальны, и несмотря на некое представление о всеобъемлющей свободе выражения в странах Запада, там тоже на заре 1960-х годов было не так просто для музыкантов получить свою делянку на сцене.
В данном случае имеется ввиду Великобритания накануне невероятного культурного взрыва, который подарил "свингующий Лондон". Этой теме ранее на канале было уделено некоторое время, однако здесь выступлю с некоторым обобщением.
Итак, в Британии начала 60-х годов не было шумной музыкальной сцены, которую можно было бы себе представить. В сети была только одна коммерческая телевизионная сеть, и эфир полностью принадлежал Британской вещательной корпорации BBC (Би-би-си).
К несчастью для тех, кто искал развлечений, BBC стремилась показывать самые скучные передачи, какие только можно было найти. Настроившись на каналы BBC “Light” и “Home”, можно было получить надежный, но часто пресный поток новостей, сомнительных развлекательных программ и детских передач.
Другими словами, Британии и близко не подошли к рок–н-ролльной революции, которая в это время происходила по другую сторону океана.
Но счастью для Великобритании, отыскались бунтари, которые были готовы встряхнуть это спокойное болото.
Группа диск-жокеев, любящих рок, отказалась подчиняться законодательству и нормативным актам начала 1960-х. Многие амбициозные ди-джеи решили, что если они не смогут добиться желаемого с британским вещанием на суше, то вместо этого отправятся в море.
На восточном побережье Англии зародилась революция пиратского радио, определяемая загадочными ведущими, которые посвятили себя трансляции песен нелегальных групп, таких как The Rolling Stones.
Именно так началась история радио «Radio Caroline».
Пиратский корабль «Radio Caroline» был, вероятно, одной из самых известных “неофициальных” радиостанций в Великобритании. Придерживаясь прибрежных локаций, судно гарантировало, что сможет оставаться вне законной досягаемости британских властей.
Без каких-либо законов о вещании, которые могли бы их сдерживать, ди-джеи на таких лодках, как «Radio Caroline», давали своим слушателям сырую, аутентичную музыку и развлечения, которые они искали. Эти пираты рок-н-ролла навсегда изменили радиоэфиры.
Radio Caroline появилось в начале 1960-х, когда поклонники музыки были не слишком избалованы выбором радиостанций. На выбор были две основные вещательные станции – BBC и "Radio Luxembourg".
Музыкальное вещание BBC представляло из себя проигрывание новых пластинок таких артистов, как Клифф Ричард, с обильными вкраплениями джаза и классической музыки. Причём представляли всё это обыкновенные ведущие, обходительные и приятные, такие, как Пит Мюррей и Дэвид Джейкобс, но они не были ни ди-джеями, ни диск-жокеями.
И неудивительно, что подавляющее большинство молодёжи ожидало и хотело чего-то большего. И предприниматель Ронан О'Рахилли/Ronan O’Rahilly был полон решимости дать им то, чего они ждали.
Ронан О'Рахилли был опытным и искушённым бизнесменом, который уже в 25 лет захватил Великобританию штурмом. Он управлял клубом в лондонском районе Сохо под названием “Scene” и занимался пиаром актеров, поп-певцов и моделей.
О'Рахилли дружил с актёром Джорджем Лэзенби, который сыграл Джеймса Бонда в фильме «Секретная служба ее величества» («On Her Majesty's Secret Service»). Кинематограф в то время был неотъемлемой и такой же важной частью культурного подъема в Британии. Музыкальные связи Ронана включали Джорджи Фэйма – эклектичного клавишника, известного джазом и блюзом. Когда Фэйм изо всех сил старался, чтобы его музыку услышали, О'Рахилли основал новую звукозаписывающую компанию, чтобы записать его песни на диск и передать результат на BBC и "Radio Luxembourg".
Видео с сайта www.youtube.com, канал: Джорджи Фэйм – тема
Когда ни одна из радиостанций не захотела транслировать музыку его клиента, Ронан решил, что создаст собственную радиостанцию, а для получения лицензии на это он не будет обращаться к правительству.
До того, как началась история «Radio Caroline», концепция оффшорного радио уже была хорошо известна. BBC владела монополией на британский эфир, и различные станции решили, что единственный способ получить свою долю вещательной среды - это выйти в национальные воды. Скандинавские страны начали делать эту идею популярной еще в 1958 году, потом за ними последовали голландские радиостанции, такие как "Radio Veronica" в Голландии.
Конечно, запустить что-то вроде пиратского корабля «Radio Caroline» было непросто. Для начала предприятия нужен был, собственно, корабль или большая лодка. К счастью, отец О'Рахилли был владельцем порта в Северной Ирландии, где у них был доступ к пассажирскому парому "MV Frederica".
С небольшой помощью своей звукозаписывающей компании и различных инвесторов О'Рахилли собрал средства, необходимые для превращения "MV Frederica" в пиратский радиокорабль.
Снаряженное судно, названное «Radio Caroline», бросило якорь в Северном море недалеко от Эссекса и О'Рахилли объявил, что ему нужны диск-жокеи.
В Пасхальное воскресенье марта 1964 года голоса Криса Мура и Саймона Ди представили миру «Radio Caroline» песней «It's All Over Now» группы The Rolling Stones.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: ABKCOVEVO
Наверное интересно, в честь кого было названо «Radio Caroline»?
Согласно рассказам ди-джеев, которые ранее работали на радиостанции, название которой было в честь некой “Кэролайн”, оно было выбрано самим основателем радиостанции Ронаном О'Рахилли. Он был вдохновлен на то, чтобы дать кораблю то же название, что и дочери президента Джона Ф. Кеннеди, Кэролайн Кеннеди.
Ронан вспоминал такую историю, что его вдохновила увиденная им фотография Кэролайн, ползающей под столом своего отца в Овальном кабинете. Тогда вместо того, чтобы попросить свою дочь покинуть важную деловую встречу, Кеннеди полностью остановил конференцию, чтобы у него было несколько минут, чтобы поиграть с ней (да, уж!). В то время Джон Ф. Кеннеди был самым могущественным человеком в мире, и Ронан был вдохновлен его решением отменить важную встречу в пользу своей дочери. Кроме того, семья Кеннеди была очень привлекательна для Ронана.
По словам О'Рахилли, именно такой индивидуальности и атмосферы он хотел для своей радиостанции. Он хотел, чтобы «Radio Caroline» было игривым и подрывным.
Кроме того, его ирландская семья, когда-то была в аутсайдерах, и она когда-то бросила вызов существующему положению вещей.
Но вернёмся непосредственно к самому «Radio Caroline». Важную роль нового формата радиостанций стали играть диджеи. Кем они были на «Radio Caroline»? По словам Джонни Уокера, одного из самых известных ди-джеев пиратского корабля «Radio Caroline», их на станции объединяла любовь к музыке. Все они хотели услышать музыку, которую BBC отказывались транслировать в эфире.
Джонни Уокер, известный своей работой на "BBC Radio 2", был одним из первых диджеев на «Radio Caroline». До работы на корабле он был продавцом автомобилей, а затем диск-жокеем на станции “Swinging Radio England”. Прейдя на «Radio Caroline», Уокер стал известен своими захватывающими темами для разговора и приверженностью к исполнению новейших рок-н-ролльных мелодий.
Наряду с Уокером, на «Radio Caroline» работало около 38 диск-жокеев, большинство из которых работали как на Северной, так и на Южной станциях. Многие из них нашли работу на "BBC Radio 1" и других станциях после того, как движение пиратского радио было закрыто.
Первую программу в истории «Radio Caroline» вел Крис Мур, человек, который впоследствии вошел в зал славы радио. Спонсором первой программы также был Саймон Ди, диск-жокей, который в конечном итоге начал карьеру на BBC и "Radio Luxembourg".
Диджеями также были Тони Блэкберн, Роджер Гейл, Боб Стюарт и другие. Также было много ди-джеев, посетивших «Radio Caroline» из США и из других зарубежных стран, в том числе Грэм Уэбб, Кит Хэмпшир и Колин Николь.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: BillsOldiesUK
Один диджей, Том Лодж, даже взял с собой на борт свою давнюю партнершу, которая, по-видимому, разгуливала по кораблю в прозрачном неглиже. Вскоре после этого женщинам было запрещено появляться на судне, за исключением краткосрочных визитов.
По словам поклонников «Radio Caroline», независимо от того, кто были ведущие, слушатели чувствовали себя так, словно они вступают в тайный клуб каждый раз, когда слушали программу на радиостанции.
Каждый день подростки возились со своими радиоприемниками, пока не услышали голоса своих любимых ведущих, которые вели передачи в обход ограничений и требований BBC и других местных правил.
Появление «Radio Caroline» стало толчком к появлению новых пиратских радиостанций, которые также пришвартовались к берегам Великобритании. Например, Кенни Эверетт обрел свой запоминающийся голос на корабле "Radio London", в то время как легендарный Джон Пил познакомил мир с первоначальной идеей прогрессивного рока.
Где бросало свой якорь судно «Radio Caroline»? Об этом не стоит забывать, что это была не только радиостанция, но и полноценный корабль. Чтобы обойти законы Великобритании, пиратский корабль «Radio Caroline» изначально был пришвартован недалеко от Эссекса. Затем часто плавал вокруг побережья Великобритании, от Феликсстоу до острова Мэн, транслируя по пути музыку и забавные шоу.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: Lost 1960s TV and Radio
Благодаря мобильности «Radio Caroline» и такие же подобные суда смогли охватить большую часть Британских островов, на Севере и Юге. В то же время вдоль побережья появлялись конкуренты.
Так австралийский бизнесмен Алан Кроуфорд создал плавучую радиостанцию “Mi Amigo”, которая появилась месяца на полтора позже, чем «Radio Caroline».
В конце концов, Кроуфорд и Ронан решили, что у них есть “общее дело” - делиться музыкой со всем миром, и они решили объединить усилия. Две радиокомпании объединились в 1964 году, а О'Рахилли и Кроуфорд выступили в качестве совместных директоров.
Корабль Кроуфорда стал работать под именем «Radio Caroline South» у побережья Фринтона, в то время как детище О'Рахилли стало вещать под названием «Radio Caroline North» близ острова Мэн.
В октябре 1965 года Ронан О'Рахилли приобрел долю Алана Кроуфорда и попросил диджея Тома Лоджа внести изменения в программу, которые привлекли бы аудиторию "Radio London". Были наняты новые ди-джеи, и к 1966 году команда обнаружила, что им удалось привлечь дополнительную аудиторию в 23 миллиона человек. Ронан О'Рахилли даже пытался организовать слияние с "Radio London", но сделка оказалась неудачной.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: Lost 1960s TV and Radio
В течение 3 лет, до 1967 года, ди-джеи на пиратском корабле «Radio Caroline» транслировали свою музыку и делали шоу 24 часа в сутки и продавали рекламные площади, чтобы заработать деньги. За исключением "Radio Luxembourg", ни одна другая станция никогда раньше не продавала рекламные площади.
«Radio Caroline» стала прообразом и задала темп тем болтливым и по сути безобидным и игривым радиостанциям, которые придут после них, изменив полностью представление о радиовещании.
К сожалению, по мере того, как популярность пиратского радио и «Radio Caroline» продолжала расти, из различных источников поступали требования к правительству принять меры и закрыть оффшорное вещание.
По словам Джонни Уокера, у "Кэролайн" было достаточно слушателей, чтобы охватить половину Великобритании, и взрыв популярности напугал правительство. В 1967 году лейбористское правительство Гарольда Вильсона официально ввело Закон о правонарушениях в области морского вещания.
Закон был направлен на официальное прекращение пиратского вещания, что нанесло ущерб пиратскому движению и вынудило некоторых ди-джеев вернуться к работе на суше.
Различные популярные имена оказались в поиске работы на недавно запущенной радиостанции "BBC Radio 1", которая отчасти была задумана как приемлемая альтернатива пиратским станциям.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: Lost 1960s TV and Radio
Корабль «Radio Caroline» тем временем был вынужден перенести свою базу в Нидерланды, в то время как другие станции, такие как "Radio London", замолчали. В конце концов, закон продолжал расширяться, и в августе 1974 года появилась голландская версия, которая вывела "Каролину" еще дальше в море. Несмотря на это, история «Radio Caroline» продолжалась, и различные передачи выходили по всему миру.
Второе судно под название «Radio Caroline South», затонуло в штормовом море после того, как оторвалось от причала близ Саутенда. 107-футовое судно затонуло на глубине 25 футов, и его пришлось отбуксировать британскому правительству.
По словам диджея Тома Андерсона, который во время крушения находился на борту, лодка в тот момент была не в лучшем состоянии. Двигатель работал не так, как следовало, а руль был в беспорядке. Когда судно начало тонуть из-за набегающих волн, у них не было штурвала, чтобы управлять транспортным средством. Все, что было на судне исправным - это работающая радиостанция.
После того, как «Radio Caroline South», О'Рахилли нашел вариант замены, который, по его мнению, команда должна была покрасить полностью в розовый цвет. Однако на капитана это решение не произвело впечатления, и он ушел с корабля. Он оставил записку, в которой говорилось, что он отказывается быть капитаном розовой лодки.
Видео с сайта www.youtube.com, канал: 1963BlueBox
Несмотря на все проблемы «Radio Caroline» продолжала вещать, по большей части используя спутниковое радио вместо традиционного аналогового формата AM. В Кенте была даже создана еще одна наземная радиостанция, и она частично стала легальной вещательной компанией.
Другой пиратский корабль, поднятый со дна, все еще жив и здоров по сей день. Большую часть своего времени он скрывался в заводях Кента и Эссекса или размещался в доках Тилбери. Время от времени судно открывается для публики для проведения специальных мероприятий и экскурсий.
История «Radio Caroline» была сложной - с потоплениями, конфискациями, многочисленными изменениями длины волны и проблемами с законом, с которыми приходилось сталкиваться. Несмотря на всё это, и название и сама станция продолжают жить.
Штаб-квартира «Radio Caroline» теперь официально находится в Кенте, и она доступна в Интернете или через Sky wavelengths.
В 2018 году новый менеджер «Radio Caroline» Питер Мур успешно подал заявку на получение лицензии на вещание AM на полный рабочий день. Мур объявил, что хочет снова вести вещание с корабля «Ross Revenge», с реки Блэкуотер в Эссексе.
Спустя более 50 лет после принятия закона о нарушениях в области морского вещания «Radio Caroline» возвращается на воду, и Мур надеется транслировать для тех же людей, которые принимали «Radio Caroline» в первые дни его существования.
По словам Мура, судно будет использоваться как “живая капсула времени”.
Пираты, стоящие за радиостанцией «Radio Caroline», и сегодня остаются громкими именами, вещающими на BBC или других более традиционных каналах. Киту Скьюсу сейчас 70 лет, и он выступает на "BBC Radio Norfolk" по воскресеньям вечером. У Джонни Уокера есть шоу по субботним вечерам, которое транслируется на "Radio 2". Они оба исполняют хиты своих пиратских дней и обсуждают взлет и падение радио.
На официальном сайте «Radio Caroline» Ронан О'Рахилли рассказал, что однажды близкий друг сказал ему, что он потратил большую часть своей жизни впустую, работая на «Radio Caroline». У О'Рахилли на этот счет другое мнение - он считает, что создание чего-то, способного доставить миллионам людей бесплатное удовольствие, было положительным моментом.
За более чем четыре десятилетия он преобразил эфир, и Ронан О'Рахилли описывает «Radio Caroline» как самый "полезный" способ, которым он мог бы провести свою жизнь.
Несмотря на то, что, как уже сказано, «Radio Caroline» продолжает своё вещание, вызвать те эмоции, которые радиостанция могла подарить когда-то, теперь она уже неспособна.
Корабль «Radio Caroline», известный ранее как “корабль, который потряс мир”, теперь способен только вызвать ностальгию. Что, возможно, не менее важно...