Небольшой обзор нашумевшего фильма «Бедные-несчастные».
Давайте посмотрим, что получилось у неординарного режиссёра Йоргоса Лантимоса в его сюрреалистическом эксперименте. Руками крайне одиозного героя автор создал своего рода «Франкенштейна» и провел по разным мирам и эпохам. И если оригинальный Франкенштейн был ужасным снаружи, но добрым внутри, то здесь в прекрасное женское тело помещен мозг ее же нарождённого ребенка.
Первая часть этого кинопроизведения отсылает нас к английским готическим романам викторианской эпохи. Герой попадает в таинственный дом по приглашению зловещего хозяина, и зритель вместе с героем исследует это пространство, которое, по сути, является другим миром и существует вне правил окружающей дом извне реальности.
В центре мира, в который мы попадаем вместе с героем, странная красавица по имени Белла, таящая внутри себя жуткую тайну. Герой проникается чувствами и влечением к таинственной красавице, и если в классических готических романах тема сексуальности довлеет постоянно, но в завуалированном виде, то в этом произведении проявляется открыто, порой принимая шокирующие формы. Вместе с этим красавице становится тесно и душно в замкнутом мире дома.
Готический роман заканчивается с появлением трикстера — ловкого пройдохи-адвоката, который соблазняет красавицу и вырывает ее из мира мрачного черно-белого мира, после чего фильм начинает играть уже совсем другими, желто-кислотными красками абсурдной комедии. Героиня с головой погружается в исследование мира, включая и порочной его стороны.
Мир феерии сменяется мягкими синими тонами, и повествование плавно переходит в женский роман начала двадцатого века, рассуждающий о месте женщины в обществе, изменившемся в ходе технического и социального прогресса. Чувственные поиски наслаждений сметаются нравственно-интеллектуальными исканиями. Героиня узнает, что мир несправедлив и в нем есть страданье и нужда.
Дальше вместе с героиней мы попадаем в белоснежный французский роман в духе произведений Виктора Гюго. Как и герои романов этого автора, Белла оказалась во тьме, но нашла дорогу к свету.
В финале своего путешествия героиня возвращается в Лондон, но это уже не тот готический Лондон из начала повествования. Этот обновлённый Лондон красиво нарисован в мягких тонах довоенного цветного кино. В дом своего создателя Бела возвращается совсем другим, образованным и имеющим свой твёрдый взгляд на мир человеком и узнает страшную тайну своего происхождения. В традициях довоенных романтических историй из жизни высшего общества героине приходится пройти через ряд испытаний, но в итоге зрителя ждет счастливый финал, правда, с привкусом гротеска.
На первый взгляд, смены формаций фильма — это аллюзия на стадии, которые проходит женщина на протяжении жизни, от зачатия до старения. И это действительно так, но подана эта, казалось бы, заезженная концепция в виде любопытного эксперимента. Нигде в фильме не указывается пол ребенка, мозг которого был пересажен Белле, и, если предположить, что это мальчик, многое в манере поведения героини заиграет новыми красками.
В заключение нельзя не отметить виртуозную игру актрисы Эммы Стоун. В этой картине актриса превзошла себя, хотя уже до этого в фильмах «Отличница лёгкого поведения» и «Ла-Ла Ленд» она проявила себя как очень сильная исполнительница сложных ролей.