«Для аспиранта очень важно, какой у него научный руководитель», – с этим высказыванием ассистента кафедры ГПЗиС Анастасии Штанкевич невозможно не согласиться. Тем более, что на научной тропе её наставляют сразу двое мудрых учителей – профессор, к.т.н. Нина Александровна Бузало и доцент, к.т.н. Надежда Геннадьевна Царитова. О научной преемственности между учёными-строителями и пойдёт речь в сегодняшнем материале.
Более 20 лет Нина Александровна Бузало руководит научно-исследовательской деятельностью аспирантов нашего вуза. Научный интерес профессора охватывает три направления, активно развивающихся в сфере современного строительства: висячие и вантовые конструкции; пространственные стрежневые конструкции; усиление, обследование, реконструкция существующих зданий, в основном производственных.
За все годы труда в стенах университета Нина Александровна помогла шести молодым учёным достичь степени кандидата наук. Одна из них – Надежда Геннадьевна Царитова сейчас работает на кафедре ГПЗиС в должности доцента и является научным руководителем у восьми аспирантов.
С Ниной Александровной Надежда Геннадьевна познакомилась, ещё будучи студенткой строительного факультета.
- Тогда было очень много мужчин, которые вели профильные дисциплины, а Нина Александровна стала одной из первых женщин-преподавателей, с которой я познакомилась. Мне было очень интересно на её парах,– рассказала Надежда Геннадьевна. - Позже мне предложили пойти в аспирантуру под руководством Нины Александровны, и я начала развивать тему пространственных стрежневых конструкций в своей научной деятельности.
Надежда Геннадьевна вспоминает, что ещё одним человеком, приобщившим её к науке, был профессор, кандидат архитектуры – Александр Анатольевич Тумасов, который уже вышел на заслуженный отдых, но все равно принимает участие в научной работе.
Больше года назад под руководством Надежды Геннадьевны в ЮРГПУ (НПИ) была сформирована группа для выполнения инициативной научно-исследовательской работы по теме № ПЗ-963 «Научное обоснование информационного моделирования мобильных пространственных конструкций зданий, предназначенных для развёртывания в зонах, пострадавших от стихийных бедствий». В состав научной команды входят девять учёных-строителей, в том числе Нина Александровна Бузало и к.т.н., заведующая кафедрой ГПЗиС Оксана Николаевна Осипова.
- Сейчас очень популярная тема – это возведение модульных быстровозводимых зданий, – рассказала Нина Александровна. - Такие здания в состоянии компактно сложенных частей можно привезти, например, к месту стихийного бедствия для возведения какого-либо временного пункта. Собрать здание можно без привлечения тяжёлой техники.
Основой модульных быстровозводимых зданий и являются пространственные стержневые конструкции. Сейчас приоритетная цель научной группы – создание нового варианта узловых соединений в пространственных конструкциях. Конкретно этой разработкой занимается аспирант Надежды Геннадьевны, ассистент кафедры ГПЗиС Анастасия Владиславовна Штанкевич.
- Всё больше требований в таких конструкциях предъявляется к лёгкости и мобильности, чтобы пространство внутри не было ничем загружено и оставалось максимально «воздушным», – отметила Анастасия Владиславовна. - Наша задача состоит в том, чтобы разработать узловое соединение, которое позволит ускорить сборку конструкций. Чтобы можно было оперативно доставлять детали и устанавливать здания в труднодоступных местах.
Со своими научными наставниками Анастасия Владиславовна придумала новый шарнирный узел, который отличается от существующих узлов подвижностью деталей. Шарнирные узлы позволят собирать конструкции различных архитектурных форм, а также компактно переправлять предварительно собранные фрагменты, которые останется просто соединить на месте. Сейчас работа находится на этапе конструирования опытного образца в металле, над которым позже проведут пробные испытания.
- Таких узлов шарнирных пока ещё не было. Это наша уникальная разработка,– подчёркивает степень новизны изобретения Анастасия Владиславовна, планируя в скором времени зарегистрировать патент.
В рамках исследования учёные-строители отдельно уделяют внимание вариантам покрытия таких конструкций. В холодных районах будет актуальным применение сэндвич панелей, а в теплых краях пространство между каркасом конструкции можно закрыть прозрачными стеклянными панелями, что придаст строению эстетичности.
Спектр мест использования модульных быстровозводимых зданий с новыми шарнирными узлами достаточно широк. Это зоны военных действий и стихийных бедствий, когда при массовых разрушениях необходимо быстро организовать, к примеру, перевязочный пункт. Также это могут быть и места отдыха, где временные здания возводятся для проведения каких-либо развлекательных мероприятий.
Разработка наших политехников активно освещается на различных конференциях и симпозиумах, а также в научных журналах ВАК, РИНЦ, Scopus.
Для Анастасии Владиславовны научная ниша стала способом саморазвития и реализации потенциала. Своими открытиями ассистент кафедры ГПЗиС делится со студентами, ведя в Новочеркасском политехническом колледже дисциплины «Проект производства работ» и «Организация технологических процессов на объекте капитального строительства». В этом году Анастасия Владиславовна отпразднует юбилейную дату – 15 лет работы в нашем университете.
Первым примером как в научной деятельности, так и в преподавательской стезе для Анастасии Владиславовны стал её дедушка Виктор Васильевич Артемов, который некогда был заведующим кафедрой и деканом строительного факультета.
- Я буквально выросла на кафедре, – вспоминает Анастасия Владиславовна. - Нину Александровну я знаю, наверное, с двух лет. Тогда дедушка приводил меня в НПИ. Мне очень нравилось смотреть, как он ведёт пары. Я наблюдала за преподавателем, который не просто зачитывал материал, а вёл диалог со студентами, делился с ними своим опытом.
Анастасия Владиславовна отмечает, что для аспиранта очень важно, какой у него научный руководитель. У Нины Александровны и Надежды Геннадьевны она научилась терпению, сдержанности и рвению к чему-то новому.
- Если руководитель сам горит научной работой, то он поможет своему аспиранту достичь высот в карьере ученого, – подчёркивает Анастасия Владиславовна. - Чтобы через время он мог с гордостью сказать «это мой ученик», указывая на профессионала, у которого уже свои аспиранты есть. Каждый научный руководитель должен быть педагогом-наставником.