Найти в Дзене

Рагнарёк — это окончательный конец космоса

Как следует из вышеизложенного, в скандинавских источниках присутствуют две версии мифа о Рагнароке. В одном из них Рагнарёк — это окончательный конец космоса, и за ним не следует никакого возрождения. В другом происходит возрождение. Что нам делать с этим конфликтом?

В книге «Дух викингов: введение в скандинавскую мифологию и религию», утверждается, что версия, согласно которой перерождение не происходит, является более старой, более чисто языческой точкой зрения, а история возрождения — это дополнение, которое появилось лишь в конце эпохи викингов под Христианское влияние. Рагнарёк был интерпретирован по-новому, чтобы описать религиозную трансформацию, которую переживал мир викингов, в результате которой боги точно умирали, но также заменялись чем-то другим. Относительно короткая статья, подобная этой, не место для представления этого аргумента и доказательств в его пользу, как это делается в книге, поэтому, если вы хотите увидеть рассуждения, прочитайте книгу. Этой теме посвящено полглавы. Но вот суть: дополнение о возрождении происходит только из трех поздних источников, один из которых зависел от двух других, тогда как все предыдущие упоминания о Рагнароке говорят только о разрушении, а не о каком-либо возрождении.

Что бы значила такая вера для норвежцев?

Представьте, что вы викинг. Вы живете в мире, который, как вы знаете, однажды будет уничтожен. Вместе с ним погибнут и сами боги. Ничто ценное не будет сохранено – даже память о чем-то, что когда-либо имело ценность. Как такой мир выглядит для вас в настоящий момент, учитывая, что семена окончательного разрушения уже посеяны и мир неумолимо приближается к этому последнему решающему моменту? Не придало бы это темный оттенок трагизма, бессмысленности и тщетности миру и всему, что в нем происходит? Действительно, трудно избежать вывода, что именно так викинги видели мир на одном уровне.

Однако Рагнарёк нес для них и другое значение, которое дополняло, но и изменяло этот трагический взгляд на жизнь. Помимо того, что миф о Рагнароке был пророчеством о будущем, которое многое раскрыло об основной природе мира, он также служил парадигматической моделью человеческих действий. Для викингов эта сказка вселяла не столько безнадежность, сколько вдохновение и воодушевление. Подобно тому, как однажды умрут боги, умрет и каждый отдельный человек. И так же, как боги выйдут и встретят свою судьбу с достоинством, честью и мужеством, так же смогут и люди. С этой точки зрения неизбежность смерти и несчастий не должна парализовать нас, а вместо этого должна побуждать нас придерживаться благородных взглядов и совершать благородные поступки – такие, которые достойны того, чтобы о них рассказывали барды через много поколений после того, как нас самих не стало.