Найти тему
Из жизни

Мне 20 лет и меня развели телефонные мошенники по дороге на семинар по финансовой грамотности

Оглавление
Petrov Sergey/Global Look Press
Petrov Sergey/Global Look Press

Вы думаете, на удочку аферистов попадают неграмотные пенсионеры? Нет, это будете вы.

Вероника БУКРЕЕВА.

Я совершенно не отношусь к "группе риска", которую принято оберегать от мошенников. Мне 20 лет, я учусь на третьем курсе бакалавриата. И, тем не менее, меня развели. Самое смешное, что в этот день у меня были курсы по финансовой грамотности от Центробанка России, где первая лекция посвящалась аферистам.

Жертвой мошенников может стать любой

Да, я была в курсе, что никому нельзя передавать код из СМС, что представители банка никогда не звонят насчёт безопасности счетов, что у официальных финансовых организаций есть свои известные номера. Но всё это вмиг улетучивается из головы, если застать человека врасплох. Со мной так и случилось.

В тот злополучный весенний день я ехала на курсы по финансовой грамотности от Центробанка России, где первая лекция посвящалась аферистам. Находясь на остановке, понимала, что уже опаздываю. Внезапно прошёл звонок с неизвестного номера. Трубку я всегда беру, такая работа - звонит много незнакомых людей.

Номер входящего звонка был очень похож на номер банка. Представившийся сотрудником службы безопасности мужчина уже знал мои фамилию, имя, отчество. Наш диалог буквально выглядел так:

- Вас беспокоит специалист финансовой безопасности банка. Только что на вашей банковской карте была зафиксирована подозрительная операция. Вы совершали покупку в Москве?
- Нет, я вообще не нахожусь в Москве. Что мне теперь делать?
- Не беспокойтесь. Сейчас вам нужно обезопасить средства на счетах. Все ли деньги у вас на одной карте?
- Нет, часть на счёте, часть на двух картах.
- Хорошо. Переведите все денежные средства на одну карту и сейчас вам придёт код безопасности по СМС от банка. Вам нужно будет сообщить его мне, чтобы мы сделали специальный счёт.

Почему я назвала те несчастные цифры из СМС, хотя в сообщении и была фраза: "Не сообщайте никому код". В тот момент казалось, что раз СМС от банка, то и звонит мне сотрудник, а не аферист!

Nikolay Gyngazov/Global Look Press
Nikolay Gyngazov/Global Look Press

На успех мошенников в моей ситуации сыграло ещё несколько факторов:

  1. Я опаздывала и торопилась, а потому хотела поскорее разобраться с нагрянувшей проблемой, которая могла лишить меня средств на жизнь. Всё-таки стипендии у студентов не сказать, чтобы очень высокие.
  2. Находилась на улице и пыталась найти укромное место, чтобы меня не слышали окружающие.
  3. Была слишком самоуверенна: уж я-то точно не попаду на мошенников.

Так и отдала телефонным аферистам 11 тысяч рублей. Интересно, что даже после блокировки моих счетов, мошенники продолжили названивать. У меня было около 20 пропущенных с комбинациями цифр, похожими на номер банка. После я пошла в полицию и написала заявление, но сотрудники правоохранительных органов сразу предупредили, что раскрываемость таких преступлений крайне мала. Для меня этот инцидент стал просто жизненным уроком.

Позже я узнала, что жертвами мошенников становились весьма умные люди: профессора университетов, руководители компаний, врачи, медиаличности и другие. Конечно, таких случаев не так уж много, но попасть на аферистов может любой человек. Главное, не терять бдительность и включать критический ум, даже если вокруг суматоха.

Небанальные правила, как не стать жертвой мошенников

Если вам кажется, что все правила безопасности уже известны и никогда мошенники до вас не доберутся, то всё равно стоит прочитать несколько рекомендаций. Вдруг среди этих советов найдутся те, которые раньше на глаза не попадались.

Мошенники постоянно меняют свои схемы, но ключевые пункты остаются неизменными. Телефонные аферисты используют типичные фразы при разговоре с жертвами. Они представляются сотрудниками службы безопасности банка, представителями сотового оператора, полицейскими или следователями.

Aleksander Polyakov/Global Look Press
Aleksander Polyakov/Global Look Press

Тут нужно помнить, что первым никто из названных выше работников не будет вам звонить. Сотрудник банка не имеет права и никогда не просит клиента совершить какие-либо операции с картой удаленно. У сотового оператора не предусмотрены звонки на тему сим-карт, так как они попросту не имеют срока годности. Сотрудники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону.

По данным Центробанка России, традиционно в начале звонка мошенников следуют такие фразы:

  • - «вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка»;
  • - «оформлена заявка на кредит»;
  • - «специальный безопасный счёт»;
  • - «идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию»;
  • - «ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция»;
  • - «истекает срок действия сим-карты»;
  • - «продиктуйте код из СМС-сообщения».

Слышите одну из этих фраз или что-то похожее, кладите трубку. Не продолжайте разговор, чтобы ненароком не помочь звонящим оформить на вас кредит или похитить деньги. После прекращения разговора лучше перезвоните в банк по официальным номерам, поговорите с родными, друзьями или коллегами.