Сегодня на второй седмице Великого Поста начали по традиции читать Евангелие на часах, ранее этого не делали, потому что ранее, видимо, не было такой возможности. Да, и чтение это по традиции, вообще в прежние времена, а возможно где-то и сейчас все Евангелия, крома "страстных" зачал прочитываются в первые дни Страстной Недели. Но, для прихода это очень тяжело, да и для батюшек. Если читать в монастыре там найдутся для этого возможности, у нас же на приходах, где обычно служат 1 -2 батюшку поднять такое чтение очень трудно, да ещё и слушателей будет мало. Поэтому сложилась такая практика прочитывать все Евангелие по средам и пятницам во время всего поста, начиная со второй седмицы. Ранее мне приходилось присутствовать на таких богослужениях, когда рукоположили, в Богоявленском соборе города Москвы, потом на некоторых приходах. Составили график, вернее взяли его из Богослужебных указаний. Начали в первый день чтения. На это ушло где-то минут сорок. Читал батюшка максимально быстро, но с оглядкой, спрашивал в промежутках, уловили мы что-то. Мы отвечали: Конечно. Батюшка читал негромко, но понять можно. Конечно, некачественное чтение большая проблема нашей Церкви, но священнослужитель, церковнослужитель не артист и должен стремиться максимально использовать свои вокальные возможности, но это т недолжно быть целью, как говорится, что Бог дал. Но есть еще и проблема слышания. Человек слушающий, должен быть несколько продвинутым по пути православной аскетики и уметь бороться с помыслами, через которые враг человеческий не дает нам слышания. Где, только душа не витает, не бегает по каким порою странам, в то время, когда надо слушать, принимать и молиться. Тут чтец, конечно, может повлиять на восприятие, но очень слабо. Душа должна тренировать в покаянии в борьбе с помыслами. Впрочем, чтобы читать, надо уметь сосредотачиваться и побеждать помыслы. Это небольшое отступление. Первый день чтения Евангелия. Но вечером я задумался. Вспомнилась оговорка из "Богослужебных указаний" В современной практике существует обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность". Но, не торжественность склонила меня к размышлению. Если Церковь в эти дни намеренно убирает из службы Евангелие, как, к примеру, не читают Евангелие на вседневных утренях, то не является ли это некоторым своеволием, читать Его весь пост на часах, да еще в таком объеме? Когда только единицы смогут восприять все чтение на четверочку, а другие будут просто маяться, потому что не могут услышать. Есть и другой аспект: если церковь в своей многовековой практике во дни поста убрала Евангелие из Богослужения, то это что-то да значит. В этот пост на своей домашней молитве я стал максимально точно обращаться к чтениями, которые устанавливает в эти дни Церковь. Сейчас это чтения книг: Бытия, Притч, Исаи пророка... И понял, что эти книги более подходят к теме покаяния. С началом поста мы как бы начинаем путь от начала нашего бытия, от творения, проходим путь грехопадения Первых людей и далее. А чтение самого Евангелия сейчас как-то входит в диссонанс с самой темой. К евангелию мы подойдем в ходе нашего великопостного странствия, пусть и нескоро. С одной стороны нам необходимо читать и изучать эту книгу максимально, с другой как бы всему свое время. С другой стороны выдержать предписываемое чтение Четвероевангелия за три дня не только трудно, но сейчас и не имеет смысла. Скорее всего, это следует отнести к одной из церковных антиномий. Кроме того, мы таким наложением оттеняем чтения книг Ветхого Завета. Получается сейчас время чтения Ветхого Завета, которое очень важно, хотя бы потому он содержит множество лиц и событий, который стали для христианина назидательными. Сегодня, к примеру, в церковь предписывает читать пятую главу книги Бытия. Там дается родословие Сифа. Мелькают быстро имена Еноса, Мафусала (чемпиона среди долгожителей, но самое главное Еноха. Возлюбленный всеми нами свт. Иоанн Златоуст, подробно останавливает на этом человек в 21 Беседе.
Ст. 22-24. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его
Слушайте это и мужи и жены, поучитесь добродетели праведника, и не думайте, будто брак препятствует угождать Богу. Божественное Писание для того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох) родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив тоже самое: «и угоди, по еже родити ему», для того, чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует благоугождать Богу... А что слова мои справедливы, доказывает этот праведник. «По еже родити, – говорит Писание, – Мафусала, угоди Енох Богу»; притом, он подвизался в добродетели не малое число лет, но, как говорит Писание, двести лет. И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. «И угоди, – говорит Писание, – Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог». Видишь премудрость Господа? Преложил живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего Еноха. А если кто захочет любопытствовать и спросить: куда же его переселил, и неужели он доселе жив, – то пусть научится не увлекаться человеческими соображениями и не наследовать с любопытством дел Божиих, но верить тому, что говорится (в Писании). Когда Бог возвещает что-либо, то не должно противоречить словам Его, но возвещаемое от Бога, хотя бы и не было видимо для глаз, нужно считать достовернее того, что подлежит нашим взорам. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не вкусившим смерти, так что за свое благоугождение (Богу) он стал выше произнесенного над родом человеческим приговора, об этом божественное Писание сказало; а куда переселил его, и как он ныне живет, этого не присовокупило. Видел ты благость Господа, как Он, нашедши мужа добродетельного, не лишил его того достоинства, которое даровал первому человеку до преступления заповеди, и этим дал нам разуметь, что и тот, если бы не предпочел обольщения данной заповеди, удостоился бы тех же, или еще и больших благ?
То есть сегодня чтение Ветхого книги Бытия позволяет нам поразмышлять об одном из самых таинственных мест Писании. Бог не мог изъять праведника из человеческой природы, но не мог подвергнуть его общему наказанию из-за его необыкновенной праведности. А в чем она заключалась можно только рассуждать. Ещё ранее, на шестом часу, читалась шестая глава Исаии пророка. И опять удивительное чтение! В послании Исаии на проповедь, очищении его углем как в кристалле можно видеть разные грани.
прп. Иоанн Дамаскин видит прообраз будущего приобщения Тела и Крови Христовых
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника
И приложив глаза и уста, и чело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, приняв воспламенение от угля, сжег наши грехи и просветил наши сердца и чтобы присутствием Божественного огня мы возгорелись и обожились. Исаия увидел уголь, но уголь - не просто дерево, а соединенное с огнем; так и Хлеб приобщения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одна природа, но одно - тело, а другая - соединенного с ним Божества. Так что оба они - не одна природа, а две.
свт. Григорий Палама в этом событии, в упоминаемых клещах видит Богородицу
Исаия видел, что Серафим не непосредственно взял уголь с жертвенника, но взял при помощи клещей, при помощи которых коснулся и уст пророческих, дая (ему) очищение; сие видение клещей тождественно с тем великим зрелищем, которое видел Моисей: – купину огнем горящую и неопалимую. Кто же не знает, что Сия Девственная Матерь является и оной купиной и этими клещами, неопально зачавши Божественный Огонь, зачатию Которого служил Архангел, который посредством Нее сочетал с человеческим родом Этот Божественный огонь и этим отъял грех мира, и силою сего неизреченного соединения очистил нас? Итак, Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только чрез Нее не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением; ибо говорится: «Бог посреде его, и не подвижится» (Пс.45:6).
Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
А тот же свт. Иоанн Златоуст заставляет задуматься священнослужителя, а сейчас именно, он берет Тело и Кровь Христову, о том Что, вернее Кого он берет своими руками, которыми частенько делает что-то суетное, бытовое: "Тот алтарь есть образ и подобие этого алтаря, тот огонь – этого духовного огня. Но серафим не смел коснуться его рукою, а коснулся клещами; ты же принимаешь рукою. Итак, если посмотришь на достоинство предложенных даров, то они гораздо выше прикосновения серафимов; а если представишь человеколюбие твоего Владыки, то благодать предложенного не стыдится низойти до нашего уничиженного состояния".
А книга Притчей сходит к нашему греховному, ленивому и лживому состоянию "Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Притч.6:9)". "Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Притч.6:12-14)". И далее предостерегает от семи грехов. Вот как много можно почерпнуть из чтений одного дня... Отмечу, что все книги дается в небольших отрывочках, зачалах, как немного полезной пищи больному страждущему человеку, потому что слишком много даже самого полезного лекарства может не вылечить и погубить. А нам надо ходить по стопам Церкви, с Церковь и не отрываться от Нее в том или ином виде, той или иной степени. Ощущаешь, что, по сути, не можешь сказать, что лучше, как служить, что читать, много или мало читать. Надо как Енох стараться ходить пред Богом для чего для нас детей в духовной жизни есть вожатая - Церковь.
И ходил Енох пред Богом. О чтении Евангелия. Священное время.
28 марта 202428 мар 2024
10
8 мин