Найти тему

Тема: Театр теней

Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней. Когда они появились на самом деле – доподлинно не известно. Считается, что театр теней зародился во II тысячелетии до н. э., а всему миру импровизированные спектакли стали показывать лишь спустя тысячелетия. В Китае управлять тенью начал один придворный художник. Он нарисовал силуэт умершей жены императора, вырезал и «оживил» его за полупрозрачной тканью. А в Индонезии древнейший яванский театр был обрядовым ритуалом вызывания предков. Слово «тени» и означало – «тени умерших людей».

Позже в театре теней, помимо вырезанных фигур, появились живые актёры. Пластикой, пантомимой они передают характер персонажей и изображают всё: от животных до мебели. А если это теневые куклы, то ими управляют с помощью тростей, которые крепятся к частям тела марионетки. Обычно для спектакля требуется до 150 фигур, в самых роскошных постановках их может быть свыше пятисот.

Роман ЯМСКИХ, главный режиссёр театра кукол «Тирлямы»: «Он – волшебен. Более волшебен, чем даже просто театр кукол. Театр кукол и так позволяет создавать любые волшебства. А когда тенью это делаешь… Это ещё что-то интереснее. Раз – и голова у тебя пропала. Раз – и появилась какая-то другая. Можно раз – исчезнуть. Можно превратиться во что-то».

Главный режиссёр Братского театра кукол «Тирлямы» Роман Ямских, рассказал, что примерно половина постановок не обходится без игры теней.

Роман ЯМСКИХ, главный режиссёр театра кукол «Тирлямы»: «Спектакль у нас есть “Повесть о ненастоящей птице”. Там два раза используется теневой театр. В одной передаётся изменение сезонов. Зима меняется на лето. Это сложно показать в куклах, а вот в теневом - используется. Причём используются настоящие веточки, настоящие какие-то травинки, не деланные, а прямо сухие. В сказке “Маленькая история о большой мечте”, там у нас лошадь в теневом. Она включает и выключает свет. “Умусликен” – это история о мальчике. Там показывается, вообще, строение мира, как его понимали эвенки. Тоже как их показать? В теневом это без проблем показывается. То есть вот в таких вот вещах, когда невозможно показать живым планом или куклами, это показывается теневым. В некоторых вещах он незаменим и, наверное, останется незаменим долгое время».

И пусть он примитивный, но для многих волшебство тени и света становится открытием. Показ теневых спектаклей устроили сотрудники Центральной городской библиотеки им. Черемных на «Библионочи».

Оксана КОНСТАНТИНОВА, главный библиотекарь отдела литературы по краеведению Центральной городской библиотеки им. И. З. Черемных: «Я нашла, что можно сделать театр теней. Почему бы и нет?! Раньше, я помню, в детстве, мы тоже ведь играли с этими тенями, ни компьютеров, ничего не было. Выдумывали всё, что хотели. Ставили диафильмы или, когда их не было, вешали простынь белую и на ней кривлялись. Распечатали репку, распечатали деда, бабушку и так далее. И вот у нас получились такие фигурочки. На плотной бумаге распечатываете, приклеиваете шпажку. И с двух сторон получается такая фигурочка интересная. Это было что-то с чем-то, конечно. И взрослые, и дети. У нас разыгрывались сказки, шли баталии между животными, придумывались новые сказки, дети не хотели уходить. И после «Библионочи» мы решили, что мы, как отдел литературы по краеведению, этим театром теней показать наши сибирские сказки. Разыграть и записать видео. Эти видео мы загрузили на сайт Централизованной библиотечной системы, и любой мог посмотреть эти видео. В ближайшее время мы планируем провести одну, пока пробную, сказочку. Мы надеемся, что мы найдём себе актёров, которые примут с удовольствием участие. Тогда-то мы снимали сами, работники библиотекари. А сейчас мы хотим попробовать именно с детьми, чтобы разыграть эти сказки и снять такие видео».

Театр теней легко устроить и дома. Нужен любой каркас, часто используют коробку из-под обуви с вырезанной серединой. Натягивают полупрозрачную ткань или бумагу. И включают фонарь. А дальше играем фигурками, предметами или, как в детстве, руками.

Когда свет проходит через предмет, получаются причудливые силуэты. Чем ближе к фонарю, тем больше становится тень. А чем дальше от источника света, наоборот, образ становится меньше, а его очертания – более чёткими. Теневая фигура может преображаться, меняться на глазах у зрителей и превращаться в нечто фантастическое. А значит, у зрителя есть возможность пофантазировать, додумать и решить: верить глазам или нет.

Несмотря на волшебство теневой театр называют умирающим видом искусства, считая его ограниченным. В России существует лишь один государственный театр: Московский детский теневой театр. Но тот, кто не боится сложностей, а подвластен чёрно-белому миру, создаёт истинные шедевры.