Несмотря на неоднозначность книги Раймонда Рейнолдса "Постпанк: Все порви и начни сначала", я разделяю тезис, что постпанк - это то во что должен был эволюционировать панк после панк-революции.
Siouxsie & The Banshees - яркое его подтверждение. Начинали в punk 77, a развились до икон нового стиля.
Костяк Banshees - Сьюзи Сью и Стив Северин изначально были тусой вокруг Sex Pistols и засветились с ними например на скандальном эфире у Билла Гранди. Эти люди назывались «Контингент Бромли», куда входили пассионарии типа Билли Айдола или Марко Пиррони. Последний был потом не только соавтором Адама Анта, но и гитаристом на первом лайве Banshees в Roxy (за барабанами сидел Сид Вишес).
То есть в британском панк-движе они с самого начала. Дебют Banshees был на первом панк-фесте в лондонском «101». За барабанами Сид Вишес, на гитаре Пиррони, без репетиций. А еще The Clash не поделились инструментами из-за повязки со свастоном у Сьюзи. Забавно - все они евреи! Но ранний панк активно заигрывал с правой темой, чтоб показать: «мы плохие» (Ramones, Sex Pistols, Dead Boys и др).
The Banshees долго не подписывали контракт на запись, предпочитая лайвы. Сьюзи говорила: «Если ваша студия загорится, я даже не приду плюнуть». Но в конце концов они подписались на Polydor. Но у них был уже совсем новый материал и сменилась музыкальная эпоха.
Примечательно, что группа выпустила 1-й LP «Scream» позже коллег по панку, аж в 1978.
Siouxsie & The Banshees к моменту записи дебютного альбома подошли с идеям созвучными PIL, Magazine, Pere Ubu и др. Все это скоро назовут постпанком, а пока это странный экспериментальный панк, который в некоторых случаях называли арт-панк (например Wire, Television, Talking Heads). Он, как и «First Issue» PIL (и еще несколько пластинок) заслуживает первенства в постпанке.
На нем от того панка, который играла команда почти ничего не осталось, о корнях напоминает разве, что «Carcass». А в целом уже вовсю эксперименты с минимализмом, атональностью, шумовыми гитарами, бас Северина уже доминирует, а Сьюзи развивает свой яркий вокал и образ королевы готов.
«Switch», закрывающая первый альбом Banshees - одна из моих любимых песен. Уверен, что ее особенно сильно любила Янка Дягилева, которая вдохновлялась Сьюзи (послушайте Янка и Великие Октябри «Деклассированным Элементам» и «Концерт в Кургане»).
Первые альбомы The Banshees с PIL особенно роднит скрежечущая, ноющая, грубая, атональная гитара Стива Маккея (особенно в кавере на битловский «Helter Skelter» и «Jigsaw Feeling»). Слушаешь и понимаешь, что создавался совершенно новый звук и подход - вот она, настоящая революция, а вовсе не то что происходило в 1977! Еще бас стал обрабатываться хорусом и флэнжером, барабаны стали более монотонными, а настроение песен более интровертным, драматичным и мрачным.
Второй альбом Banshees вышел сразу вслед за дебютом и был ретроспективным - в него вошли вещи, как раз «панк-периода», но и они в конечном счете уже не звучали, как punk 77.
Шумовые и атональные эксперименты здесь усугубились и из первых четырех, «Join Hands» вероятно самый тяжелый для восприятия, но впоследствии многие его любят.
Нелегким испытанием является заключительная 20-минутная «Lords prayer», первая песня группы, которую они играли на своем 1-м лайве в Roxy с Вишесом за ударкой. Вообще думаю это все влияние The Doors и их «The End», ставить в конец альбома пафосную длинную ебнутую вещь.
Помните фильм «Контроль» про Яна Кертиса? Там есть момент когда его жена Дебора ищет телефон любовницы Яна и перебирает его винилы. Там мелькает обложка «Join Hands».
Мои фавориты - гипнотическая «Icon», «Placebo Effect», «Regal Zone», а из синглов той поры «Love in a void».
Музыка Banshees на первых 4-х LP менялась стремительно - за пару лет сменялись эпохи. Лидер в этом отношении «Kaleidoscope» - на нем все очень разное, самая эклектичная запись группы: и синтипоп, и восточные мотивы, и психоделия и много чего еще.
LP делали после ухода во время тура гитариста Джона Маккея и драммера Кенни Морриса. В гастролях группу спасли Банджи из The Slits (вошел после в состав Banshees) и Роберт Смит из The Cure, которыq позднее еще вернется в коллектив, запишет с группой легендарный концертник «Nocturne» и альбом «Hyaena» (а еще позаимствует прическу Сьюзи!).
Мои фавориты с альбома - «Happy House», «Christine», «Lunar Camel» и сингл того периода «Israel».
Проблема гитаристов в группе - притча во языцех, зато в Banshees переиграют в разное время лучшие! Тем не менее LP делался трио (останется неизменным до конца). Еще Сьюзи и Банджи станут парой и замутят сайд-проект The Creatures.
Приглашенным гитаристом, а затем и постоянным участником стал «Джимми Пейдж новой волны» Джон Макгиох (PIL, Magazine, Visage), любимый гитарист Сьюзи (продержится 3 LP).
Четвертый альбом «Juju» - первый LP в их устоявшемся стиле. С него о них начинают говорить, как о готах и с ним преимущественно ассоциируют группу. Эксперименты конечно не заканчиваются, но дальнейшее развитие звука команды будет более плавным.
Впрочем перкуссионные эксперименты Сьюзи и Банджи перетекут в The Creatures, а Северина в The Glove, где он объединит усилия с Робертом Смитом.
Многие считают «Juju» или лучшим LP Banshees или одним из (считаю он делит 1 место со следующим «Kiss In A Dreamhouse»). Тут визитная карточка группы - «Spellbound», красоты «Into the Light» и «Arabian Knights», тревожная «Night Shift», продолжение эпичных концовок «Voody Dolly» и конечно дорогая моему сердцу «Sin In My Heart».
А еще к этой записи Сьюзи стала не только яркой фронтвумен и ролевой моделью для кучи последующих артисток, но и уверенной вокалисткой со своим фирменным стилем и интонациями.
Неплохо для ребят, начинавших фактически, как группиз Sex Pistols?
После этого альбома у Siouxsie & The Banshees вышел и первый сборник «Once Upon A Time».
Ну и как же без личных впечатлений - канал же авторский. У Серцельва есть несколько песен, вдохновленных Siouxsie & The Banshees (а что делать - одна из любимых групп!).
Но самая очевидная - «Сокровенное». Думаю референс с альбома «Juju» там считывается (а плагиата нет, шах и мат, хейтеры!)
Постпанк пленил меня когда-то тем, что находится в удобном положении, на границе множества разных стилей и вообще предполагает эксперимент, хоть авангардного, хоть популярного толка. И вот если песней символизирующей для меня стиль является «Transmission» Joy Division, то обложкой Siouxsie & The Banshees «Kaleidoscope».
Есть в ней нечто трансцендентное (и в «Scream», кстати тоже!)
К теме Siouxsie & The Banshees я еще вернусь (и не раз), благо дискография солидная. Как раз сейчас в своем тг-канале (записи из которого я адаптирую для ДЗЕН) я закончил серию заметок про второй этап творчества группы (с 1981 по 1986). Здесь аналогичный материал появится значительно позднее.
Продолжение следует...
Какие альбомы Siouxsie & The Banshees ваши любимые?
Еще читать:
Siouxsie & The Banshees «Nocturne»: Лучший концертник эпохи пост-панка
https://dzen.ru/a/ZAxCGMu0HWli-GE9
The Cure «Disintegration»: Лучший альбом всех времён!
https://dzen.ru/a/Y_ny2UK94z7rpYx9
The Cure «Boys Don’t Cry»: Альбом только для геев
https://dzen.ru/a/ZAwloFCKFztbiXIN
Пост-панк mon amour. Особый Русский путь?
https://dzen.ru/a/Y9vMBLSQazF3VNXE
The Sound: Cамая известная неизвестная пост-панк команда
https://dzen.ru/a/Y_pb-VD-pH3l1O21
Tappi Tikarrass, KUKL: Как Bjork играла пост-панк и анархо-панк
https://dzen.ru/a/ZgEeeVWYFCeRgipw
The Fall «This Nation Saving Grace»: Самый попсовый альбом самой непопсовой постпанк-группы
https://dzen.ru/a/ZgEu_3XRUAuq3kIM
ТОП-25 пост-панк команд по версии Серцельва (часть 1)
https://dzen.ru/a/ZBldBv3y2EUW2y0f
ТОП-25 Пост-панк команд по версии Серцельва (часть 2)
https://dzen.ru/a/ZBl531LvcTv16aAc