Найти тему

"Стальной рассвет" - постапокалиптический махач с Патриком Суэйзи в главной роли

Постер фильма. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/b321f750-38d6-47f7-a437-aeb3eb992f48/orig
Постер фильма. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1900788/b321f750-38d6-47f7-a437-aeb3eb992f48/orig

Замечательный актер Патрик Суэйзи (мир праху) известен у нас, в основном, по трем ролям - Джонни Кастла из "Грязных танцев", Сэма из "Приведения" и Бодхи из "На гребне волны" (он же "Point Break", "Точка разрыва").

Что касается меня, то я Патрика прежде всего люблю за роль короля вышибал Далтона из отличного олдскульного боевика "Дом у дороги". Да, умели в 80-90- е делать хорошее кино! Вот недавно посмотрел римейк этого добротного мордобоя с Джилленхолом и МакГрегором - редкостная дрянь, два часа впустую потраченного времени. Я потом сразу, чтобы смыть плохое впечатление, заполировал классикой - сразу отлегло. А после вспомнил, что у Суэйзи в его актерской биографии есть постапокалиптический боевик с драками и поножовщиной, "Стальной что-то там". Смотрел я этот фильм давным-давно и почему-то все время путал с "Салютом джаггера". Вот и решил обновить впечатления.

Ну что сказать, други. Даже и сказать-то особо нечего. Перед нами типичный боевичок конца 80-х - начала 90-х. Кроме того, перед нами типичное подражание кинофраншизе Джорджа Миллера о Безумном Максе, т.е. низкобюджетная поделка в жанре постапокалипсиса.

Синопсис фильма таков - прошла Третья мировая война. Человечество, ясен пончик, одичало и скатилось в лютое Средневековье. Живут остатки этого человечества в пустыне, и, понятно, основным ресурсом для них является питьевая вода.

Как то раз в одну долину забредает одинокий странник без имени и звания. В титрах герой Суэйзи указан просто как Кочевник. Кочевник немедленно примазывается к симпатичной вдовушке - владелице фермы по имени Кейша. Блондинистую Кейшу, надо сказать, играет реальная супруга Суэйзи - Лиза Ниеми, так что там с тонкими межполовыми переживаниями все в порядке.

Герой, как водится, суров и брутален. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/a6e4018a-4f5a-4c3b-86d1-e108291ac180/orig
Герой, как водится, суров и брутален. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1773646/a6e4018a-4f5a-4c3b-86d1-e108291ac180/orig

Мадам живет на ферме с малолетним сыном и несколькими батраками, среди которых есть мощный Тарк в исполнении Брайона Джеймса, исключительно фактурного актера, известного по ролям в "Бегущем по лезвию" и "Пятом элементе".

Брайон Джеймс здесь играет вполне положительного персонажа. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/b807cc19-edcd-48f9-a5c7-a8f627d95112/orig
Брайон Джеймс здесь играет вполне положительного персонажа. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/b807cc19-edcd-48f9-a5c7-a8f627d95112/orig

У матери-одиночки, как водится, есть маленький секретик - под ее фермой, в пещерах, есть источник грунтовых вод. Дама уже строит в голове стартапы по ирригации и озеленению округи, но, по закону жанра, появляется плохиш с бандой своих приспешников. У плохиша, понятно, мотивация стандартная - "всех убить, все отнять".

Надо ли дальше пояснять, что будет? Все вполне стандартно. Герой Суэйзи всех победит, попутно завоевав любовь симпатичной блондинки. Параллельно, в духе классического вестерна "Шейн", Кочевник будет завоевывать расположение малолетнего сынули главной героини. Тут все настолько стандартно, что и говорить особо не о чем. Но, такой ньюанс - в фильмах, построенных по канонам классических вестернов, зачастую важно не то, что происходит на экране, а как это происходит. И вот тут создатели фильма решили зачем-то повыпендриваться.

Главзлодей ничего из себя выдающегося не представляет. Очередной злобный дядька. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1599028/c5d9dc4f-4a29-43aa-bc12-0b24105fd6b1/orig
Главзлодей ничего из себя выдающегося не представляет. Очередной злобный дядька. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1599028/c5d9dc4f-4a29-43aa-bc12-0b24105fd6b1/orig

Для начала, они полностью лишили героев таких благ цивилизации, как огнестрельное оружие и двигатели внутреннего сгорания. Все машутся на кулачках или аццки фехтуют откровенно дурацкими и недостоверными саблями. Главгерой, понятно, там самый главный ниндзя. Вместо стремительных масл-каров на Дороге Ярости - гужевые повозки. Ветряки у них вроде бы были, но на этом достижения цивилизации заканчиваются. Из примечательного можно отметить оригинальные парусные буеры, на которых герои рассекают по пустыне.

Наши голубки. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1898899/91a761ba-d39b-4aab-bc41-32f0bf7a40be/orig
Наши голубки. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1898899/91a761ba-d39b-4aab-bc41-32f0bf7a40be/orig

Подход, мягко говоря странный. Порох известен человечеству уже черт знает сколько веков. Не можете производить огнестрельное оружие на уровне ХХ-го века, производите на уровне века XIX-го, с черным порохом и кремниевыми замками, это же гораздо проще. Если уж с порохом все так туго, что мешает использовать луки и арбалеты? Вообще, подобные самоограничения на пользу фильмам подобного рода не идут. Да и сама концепция того, что люди забросят бум-палки и начнут взамен прокачивать скилы рукопашки, на мой взгляд, мертворожденная. Лучший пример губительности такого подхода - сериал " В пустыне смерти", о котором когда-нибудь поговорим. Вот, к примеру, в "Воине дороги" герои с удовольствием используют огнестрел при первой возможности. Использование арбалетов и пневматики там - вынужденная мера в силу дефицита боеприпасов.

Драки исключительно с колюще-режущими приспособлениями или с черенками от лопат. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1777765/4ffdb215-1b89-4ec2-9c1b-f4ce61f8c70d/orig
Драки исключительно с колюще-режущими приспособлениями или с черенками от лопат. Источник изображения: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1777765/4ffdb215-1b89-4ec2-9c1b-f4ce61f8c70d/orig

Средства передвижения - отдельная тема. Они там все на лошадках кататься любят. А вы в курсе, господа сценаристы, сколько эти лошадки жрут и пьют? У вас там пустыня же кругом, кормов не напасешься.

Это, конечно, не все сценарные провалы. Герои по пескам ходят строго с непокрытой головой. Из песков выползают странные бомжи, завернутые в тряпье. Кто это, чего хотят, не понятно, нам никто не поясняет. Понятно, что авторы хотели создать насыщенный событиями и персонажами мир, но некоторые сцены вполне можно было бы пропустить.

Герой сражается с какими-то непонятными пустынными рейдерами. Граждане обмотаны рваниной и появляются прямо из песка. После неудачного зерг-раша в этот самый песок и запрыгивают. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/d5defaac-0edf-4245-9962-c9a39cae27be/orig
Герой сражается с какими-то непонятными пустынными рейдерами. Граждане обмотаны рваниной и появляются прямо из песка. После неудачного зерг-раша в этот самый песок и запрыгивают. Источник фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/d5defaac-0edf-4245-9962-c9a39cae27be/orig

Вот эти-то особенности и похоронили фильм. В прокате он ожидаемо провалился. Зритель ожидал увидеть очередной боевик с лихими погонями и перестрелками и не оценил новаторских задумок создателей, даже харизма Суэйзи не помогла.

Сейчас-то все это смотрится, конечно, с легким приступом ностальгии. В конце концов, фильм классический, драки при всей дебильности концепции вполне неплохи, плюс тут нет сильных независимых женщин с феминистскими замашками, укладывающих в нокаут огромных жлобов весом в три раза больше собственного, и прочей современной повесточки. Можно разок глянуть и понастальгировать.

Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.

#Патрик Суэйзи #постапокалипсис