Замечательный актер Патрик Суэйзи (мир праху) известен у нас, в основном, по трем ролям - Джонни Кастла из "Грязных танцев", Сэма из "Приведения" и Бодхи из "На гребне волны" (он же "Point Break", "Точка разрыва").
Что касается меня, то я Патрика прежде всего люблю за роль короля вышибал Далтона из отличного олдскульного боевика "Дом у дороги". Да, умели в 80-90- е делать хорошее кино! Вот недавно посмотрел римейк этого добротного мордобоя с Джилленхолом и МакГрегором - редкостная дрянь, два часа впустую потраченного времени. Я потом сразу, чтобы смыть плохое впечатление, заполировал классикой - сразу отлегло. А после вспомнил, что у Суэйзи в его актерской биографии есть постапокалиптический боевик с драками и поножовщиной, "Стальной что-то там". Смотрел я этот фильм давным-давно и почему-то все время путал с "Салютом джаггера". Вот и решил обновить впечатления.
Ну что сказать, други. Даже и сказать-то особо нечего. Перед нами типичный боевичок конца 80-х - начала 90-х. Кроме того, перед нами типичное подражание кинофраншизе Джорджа Миллера о Безумном Максе, т.е. низкобюджетная поделка в жанре постапокалипсиса.
Синопсис фильма таков - прошла Третья мировая война. Человечество, ясен пончик, одичало и скатилось в лютое Средневековье. Живут остатки этого человечества в пустыне, и, понятно, основным ресурсом для них является питьевая вода.
Как то раз в одну долину забредает одинокий странник без имени и звания. В титрах герой Суэйзи указан просто как Кочевник. Кочевник немедленно примазывается к симпатичной вдовушке - владелице фермы по имени Кейша. Блондинистую Кейшу, надо сказать, играет реальная супруга Суэйзи - Лиза Ниеми, так что там с тонкими межполовыми переживаниями все в порядке.
Мадам живет на ферме с малолетним сыном и несколькими батраками, среди которых есть мощный Тарк в исполнении Брайона Джеймса, исключительно фактурного актера, известного по ролям в "Бегущем по лезвию" и "Пятом элементе".
У матери-одиночки, как водится, есть маленький секретик - под ее фермой, в пещерах, есть источник грунтовых вод. Дама уже строит в голове стартапы по ирригации и озеленению округи, но, по закону жанра, появляется плохиш с бандой своих приспешников. У плохиша, понятно, мотивация стандартная - "всех убить, все отнять".
Надо ли дальше пояснять, что будет? Все вполне стандартно. Герой Суэйзи всех победит, попутно завоевав любовь симпатичной блондинки. Параллельно, в духе классического вестерна "Шейн", Кочевник будет завоевывать расположение малолетнего сынули главной героини. Тут все настолько стандартно, что и говорить особо не о чем. Но, такой ньюанс - в фильмах, построенных по канонам классических вестернов, зачастую важно не то, что происходит на экране, а как это происходит. И вот тут создатели фильма решили зачем-то повыпендриваться.
Для начала, они полностью лишили героев таких благ цивилизации, как огнестрельное оружие и двигатели внутреннего сгорания. Все машутся на кулачках или аццки фехтуют откровенно дурацкими и недостоверными саблями. Главгерой, понятно, там самый главный ниндзя. Вместо стремительных масл-каров на Дороге Ярости - гужевые повозки. Ветряки у них вроде бы были, но на этом достижения цивилизации заканчиваются. Из примечательного можно отметить оригинальные парусные буеры, на которых герои рассекают по пустыне.
Подход, мягко говоря странный. Порох известен человечеству уже черт знает сколько веков. Не можете производить огнестрельное оружие на уровне ХХ-го века, производите на уровне века XIX-го, с черным порохом и кремниевыми замками, это же гораздо проще. Если уж с порохом все так туго, что мешает использовать луки и арбалеты? Вообще, подобные самоограничения на пользу фильмам подобного рода не идут. Да и сама концепция того, что люди забросят бум-палки и начнут взамен прокачивать скилы рукопашки, на мой взгляд, мертворожденная. Лучший пример губительности такого подхода - сериал " В пустыне смерти", о котором когда-нибудь поговорим. Вот, к примеру, в "Воине дороги" герои с удовольствием используют огнестрел при первой возможности. Использование арбалетов и пневматики там - вынужденная мера в силу дефицита боеприпасов.
Средства передвижения - отдельная тема. Они там все на лошадках кататься любят. А вы в курсе, господа сценаристы, сколько эти лошадки жрут и пьют? У вас там пустыня же кругом, кормов не напасешься.
Это, конечно, не все сценарные провалы. Герои по пескам ходят строго с непокрытой головой. Из песков выползают странные бомжи, завернутые в тряпье. Кто это, чего хотят, не понятно, нам никто не поясняет. Понятно, что авторы хотели создать насыщенный событиями и персонажами мир, но некоторые сцены вполне можно было бы пропустить.
Вот эти-то особенности и похоронили фильм. В прокате он ожидаемо провалился. Зритель ожидал увидеть очередной боевик с лихими погонями и перестрелками и не оценил новаторских задумок создателей, даже харизма Суэйзи не помогла.
Сейчас-то все это смотрится, конечно, с легким приступом ностальгии. В конце концов, фильм классический, драки при всей дебильности концепции вполне неплохи, плюс тут нет сильных независимых женщин с феминистскими замашками, укладывающих в нокаут огромных жлобов весом в три раза больше собственного, и прочей современной повесточки. Можно разок глянуть и понастальгировать.
Предупреждение: все объекты авторского права (изображения, фото, цитаты, скриншоты, ролики, отрывки из произведений художественной и документальной литературы и проч.) размещены здесь в соответствии с положениями ст. 1274 ГК РФ исключительно в полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования.
#Патрик Суэйзи #постапокалипсис