125,6K подписчиков

Мой опыт прохождения System Shock

959 прочитали
В прошлом году мне внезапно захотелось пройти первый System Shock. Я не помню почему именно, ибо мне, опять же, не нравится киберпанк.

В прошлом году мне внезапно захотелось пройти первый System Shock. Я не помню почему именно, ибо мне, опять же, не нравится киберпанк. Но всё-таки решил ознакомиться со знаковой игрой, которая, помимо всего прочего, открыла дорогу целому игровому жанру- так называемому "immersive simulator". Позже игра послужила вдохновением для многих других проектов (как те же серии Bioshock, Thief, Deus Ex, игры от Arkane Studios и тд).

Впечатления от геймплея

Несмотря на свой возраст (1994 год выхода), игра мне понравилась сразу. Геймплей был достаточно необычный, никогда до этого в подобное не играл. Первое, что сразу бросается в глаза- объёмный грузный интерфейс, который может отпугнуть игроков из-за своей мнимой сложности, но на самом деле достаточно быстро к нему привыкаешь. И если вам не нравится, что сама игра лишь в относительно небольшом окошке- можно включить режим полного экрана, тогда всё становится достаточно привычным.

Оригинальный интерфейс. Наверху слева графические показатели здоровья и энергии, справа- более информативные шкалы тех же показателей. Посередине отображается положение героя в пространстве. Снизу посередине- панель инвентаря, в которой столбиком пишется доступное снаряжение (Оружие, Заряды, Гранаты, Пластыри). Позже добавляется ещё Софт. По бокам от него- дополнительные панели, которые вы можете настроить на свой вкус. Там может быть карта, журнал, выбранное оружие с патронами и тд.
Оригинальный интерфейс. Наверху слева графические показатели здоровья и энергии, справа- более информативные шкалы тех же показателей. Посередине отображается положение героя в пространстве. Снизу посередине- панель инвентаря, в которой столбиком пишется доступное снаряжение (Оружие, Заряды, Гранаты, Пластыри). Позже добавляется ещё Софт. По бокам от него- дополнительные панели, которые вы можете настроить на свой вкус. Там может быть карта, журнал, выбранное оружие с патронами и тд.
Так игра преображается в режиме полного экрана
Так игра преображается в режиме полного экрана

Управление несколько непривычное. Игрок может переключаться между двумя режимами- перемещение (ходить и сражаться) и осмотр, где вы можете водить курсором по статичному экрану, выбирая различные элементы для изучения (обыск контейнеров, активация кнопок, панелей и тд). Чем-то напоминает квесты. В целом, ничего сложного, все эти элементы не напрягали.
Особой иммерсивности в геймплее я не ощутил, играл достаточно линейно, не заметил обходных возможностей достижения целей. Полагаю, тут они больше нацелены на победу над различными врагами.
Отдельно стоит отметить другой аспект игры: киберпространство. Крайне специфическая штуковина, поначалу это вообще жесть. Чёрное пространство, состоящее из сеток (формирующих комнаты и коридоры) и различных низкополигональных простых объектов, играющих разную роль в этом измерении (оружие, хилки, узлы связи и взлома дверей, враги и тд).

Здесь активируется иной интерфейс. Инвентарь заменяется за атакующий и вспомогательный софт, вместо здоровья- целостность личности внутри кибера (по сути, та же роль, только при обнулении полоски гг просто выкинет отсюда). Чтобы понять роль каждого "кубика" в этом мире, достаточно просто навестись на него, игра выдаст вам нужную информацию
Здесь активируется иной интерфейс. Инвентарь заменяется за атакующий и вспомогательный софт, вместо здоровья- целостность личности внутри кибера (по сути, та же роль, только при обнулении полоски гг просто выкинет отсюда). Чтобы понять роль каждого "кубика" в этом мире, достаточно просто навестись на него, игра выдаст вам нужную информацию

Хоть там и присутствуют навигационные стрелки, ориентироваться довольно сложно, так как в киберпространстве можно крутиться в любой плоскости, а стены прозрачные, что часто путает. Со временем также привыкаешь, под самый финал только были совсем сложные уровни.
Все элементы геймплея можно отрегулировать при запуске новой игры. Вам предлагают выбрать сложность аж по 4 пунктам:
бой (сложность противников, их сила), сюжет (насколько сложно будет продвигаться по игре, будут ли появляться дополнительные условия для прохождения), загадки (их сложность при взломе различных замков, присутствует несколько видов таких мини-игр) и сам кибер (насколько быстро вас там будут сносить). Я играл на среднем уровне, все показатели выставил на 2 (их там от 0 до 3).
Про графику сказать особо нечего, напоминает старый Doom или Wolfenstein. Такие же угловатые квадратные помещения со спрайтовыми противниками и эффектами (всегда повёрнутыми к тебе). В игре, кстати, присутствует вертикальный геймплей, сражаться и исследовать локации придётся не в одной плоскости.

Впечатления от сюжета и игрового мира

Мир игры представляет собой огромную космическую станцию, разделённую на 10 секций, между которыми можно перемещаться на лифте в течение всей игры, возвращаясь назад по своему желанию. Естественно, посетить более высокие этажи с самого начала не выйдет, придётся открыть туда доступ. Подобная поэтажность сделана нормально, на каждом уровне есть своя миссия, делаешь что-то одно, не сильно запутывает. Лишь под самый финал вам становятся необходимы некоторые вещи, на которые в процессе прохождения вы могли не обратить внимания, но это уже привычный ход, тут разработчики не особо перемудрили. На карте, кстати, можно делать свои пометки, что я вам и советую делать при прохождении, когда находите необычные и интересные места.

В прошлом году мне внезапно захотелось пройти первый System Shock. Я не помню почему именно, ибо мне, опять же, не нравится киберпанк.-5

Сюжет пойдёт, история повествует о хакере, решившего обнести базу данных местной мировой корпорации TriOptimum. Естественно, подобные попытки не остались незамеченными, подобное непотребство быстро пресекли, а хакера доставили на космическую станцию Цитадель. Где местный директор выдвигает ему ультиматум: либо герой взламывает ИИ станции по имени SHODAN, снимая с неё ограничения, мешающие делать дела (заодно обещая крутые хакерские нейроимпланты в случае успеха), либо он идёт доживать свой срок где-нибудь в металлической коробке. Хакер, конечно же, соглашается, ему жмут руку, делают операцию по установке имплантов и кладут в лечебную кому на 6 месяцев для восстановления. И когда гг просыпается- ему приходится иметь дело с последствиями своего взлома, чтобы выжить и выбраться со станции.
Это всё вступление, в дальнейшем игрок лишь узнаёт историю этого места, узнаёт события, произошедшие во время его комы, исследуя станцию и находя различные записи выживших (или не очень выживших) людей. Иногда с ним связываются по рации, выдавая различные указания, но за всю игру ты не встретишь ни одного живого человека. И в этом есть даже свой интерес.

Мнение о ремейке и вывод

Новая графика, та же локация
Новая графика, та же локация

В прошлом году вышел ремейк первой части. Я его особо не смотрел, лишь вместе с чатом глянул демку после прохождения. Ничего особо про него не скажу, но эмоций как от оригинала и близко не было. По сути, это та же самая игра, просто с новой графикой и новыми моделями. Геймплей точно такой же. Лишь разнообразили наполнение локаций, добавив много подбираемого мусора, подредактировали киберпространство, чтобы в нём было проще ориентироваться, и переписали музыку.
А насчёт оригинала- игра очень понравилась. Её я прям рекомендую пройти, если вас не отпугивает графика и некая топорность игрового процесса. В противном случае можете попробовать ремейк. В игре очень классная атмосфера, она затягивает и при этом в ней нет всяких переусложнённых древних механик. Всем советую)

Пишите в комментариях, играли ли в первый System Shock, нравятся ли вам подобные игры, а если нет- то почему. Как всегда- почитаем, всем спасибо за внимание)