Найти тему

Паломнический путь Святого Иакова в Наварре

Оглавление

El Camino de Santiago – паломнический маршрут к вероятной могиле апостола Иакова в испанском городе Сантъяго-де-Компостела. Существенная доля этого пути пролегает по территории североиспанской провинции Наварра.

Указатель маршрута для паломников
Указатель маршрута для паломников

Основание Сантъяго-де-Компостела

После Вознесения Христа, во исполнение заветов Учителя, апостолы отправились в разные страны, проповедуя Его учение. Один из них – Иаков Зеведеев, согласно христианским источникам, проповедовал на территории современной Испании. Затем он вернулся в Палестину. В 44 г., по приказу царя Иудеи Ирода I, был схвачен и обезглавлен, первым из апостолов приняв мученическую смерть.

Ученики Иакова, по преданию, положили его тело в лодку и спустили в Средиземное море. Она доплыла до берегов Испании, и была вынесена в окрестности города Ирия-Флавия. Два ученика захоронили останки апостола в горной местности.

В 813 г., монах-отшельник по имени Пелайо, проследовав за путеводной звездой, вышел к гробнице, в которой были нетленные мощи апостола Иакова. В месте их обретения, по велению короля Астурии Альфонсо II, была сооружена церковь, впоследствии ставшая собором. Вокруг него образовался город Сантъяго-де-Компостела («Святой Иаков в месте, указанном звездой»).

Паломничество

Формированию традиции паломничества во многом способствовал вещий сон императора Запада Карла Великого и последующие за ним события.
В те времена центр и юг Иберийского полуострова была захвачена арабами. Поэтому большинство паломников перемещалась по относительно безопасному северу.

Паломники на маршруте святого Иакова в Наварре
Паломники на маршруте святого Иакова в Наварре
Господь во сне призвал Карла изгнать мавров из захваченных ими территорий по пути к Сантъяго-де-Компостела.

Во исполнение Божьей воли, Карл во главе войска, переправившись через Пиренеи, вернул христианам обширные испанские територии. Во время сражений с арабами апостол Иаков являлся христианам, вдохновляя их на победу. Так он стал символом испанской Реконкисты.

Одним из первых паломничество к могиле св. Иакова в церкви совершил Альфонсо II. Его путь к ней был назван Первоначальным (camino primitivo). Паломничество приобрело массовый характер в XI–XII вв., особенно после наделения паломников индульгенциями. После этого Сантъяго-де-Компостела приобрёл известность, сравнимую с Иерусалимом и Римом, а количество паломников достигло полумиллиона.

Во второй половине XII в. для защиты в пути многочисленных паломников был образован орден св. Иакова. Именитыми средневековыми паломниками были король Англии Эдуард I, знаменитый католический святой Франциск Ассизский, художник Ян Ван Эйк.

Стабильные перемещения больших людских масс способствовали развитию и процветанию городов и монастырей, находящихся по пути паломнических маршрутов. В городах создавалась обслуживающая паломников инфраструктура, а в монастырях строились церкви паломнической направленности. Они отличались просторностью и особой планировкой.
Современные паломники на пути святого Иакова в Наварре
Современные паломники на пути святого Иакова в Наварре

Символом Пути стала раковина морского гребешка, который водится в море в Галисии. Её можно было видеть на одежде, шляпах, посохах паломников. Изображение ракушки использовалось как маркировочное на стенах зданий и в табличках по пути.

Указатели для паломников на маршруте святого Иакова
Указатели для паломников на маршруте святого Иакова
Указатели для паломников на маршруте святого Иакова
Указатели для паломников на маршруте святого Иакова
Паломницы с символами маршрута в воде морской раковины
Паломницы с символами маршрута в воде морской раковины

Паломническому буму положила конец эпидемия чумы XIV в., затем – последовавшая Реформация. В последующие столетия паломничество почти прекратилось.

Оно возродилось только в 80-е годы XX в. Вдохновителем движения по новой популяризации Пути св. Иакова стал испанский священник Элиас Сампедро. Он подготовил для паломников путеводитель, и, совместно с добровольными помощниками, провёл маркировку и начальное благоустройство дороги.

Второе открытие пути св. Иакова ввело в туристический оборот посещение множества забытых или неизвестных средневековых памятников.

С новой волной паломников могилу св. Иакова посетили известные люди – папа Иоанн Павел II и бразильский писатель Пауло Коэльо, чей последующий роман «Дневник мага» во многом способствовал возрождению паломничества.

Основной маршрут

Путь св. Иакова реализован в более чем десятке маршрутов.

Путь, именуемый французским, – один из самых протяжённых (790 км). Но он пролегает по равнине с благоприятным климатом, а приюты находятся на небольших расстояниях друг от друга – 4–10 км. Поэтому этот путь – самый массовый.

Ежегодно его преодолевает примерно 150 тысяч паломников, что составляет 60% от их общего количества. Начинаясь от французского города Сен-Жан-Пье-де-Порт во французских Пиренеях, он продолжается по наваррским городам.

Паломник на пусти святого Иакова с символикой маршрута в виде морской ракушки на рюкзаке
Паломник на пусти святого Иакова с символикой маршрута в виде морской ракушки на рюкзаке

Французский путь делится на семь этапов.

  1. Сен-Жан-Пье-де-Порт – Ронсеваль длиной 25 км.
  2. Ронсеваль– Ларрасоанья, 27 км.
  3. Ларрасоанья – Памплона, 16,2 км.
  4. Памплона – Пуэнте-Ла-Рейна, 23,5 км.
  5. Пуэнте-Ла-Рейна – Эстелья, 22 км.
  6. Эстелья – Лос-Аркос, 21,8 км.
  7. Лос Аркос – Логроньо, 28 км.

Пиренейская деревня Roncesvalles известна поражением на этом месте Карла Великого в сражении с басками в 778 г., о котором повествует французская поэма «Песнь о Роланде». В нынешнем Ронсевале сохранились постройки XII в. – госпиталь и церковь Богоматери.

В Ларросоанье паломники проходят через готический мост, называемый «бандитским», название которому дали средневековые разбойники, промышлявшие в этих местах.

Главные достопримечательности Памплоны – площадь Кастильо, Кафедральный собор и римская арена.

Площаль Кастильо, Памплона
Площаль Кастильо, Памплона
Кафедральный собор Помпоны, 15 век
Кафедральный собор Помпоны, 15 век

От Пуэнте-Ла-Рейна начинается единый путь к Сантьяго де Компостела. В городке расположено несколько памятников романской архитектуры.

Сантьяго де Компостело сегодня
Сантьяго де Компостело сегодня

Прежде всего, это – шестиарочный мост, давший городку название. В романском стиле выстроены и церкви Распятия с больницей и Сантьяго со статуей святого.

В Эстелье сохранился средневековые сооружения – дворец наваррских королей, монастырь, несколько церквей, мост и фонтан.

В Лос Аркосе можно посмотреть красивую церковь Санта Мария с готическим клуатром.

В нынешнем винодельческом центре Логроньо также сохранилось несколько готических церквей.

Между начальной и конечной точками всех этапов паломники проходят через промежуточные населённые пункты. Практически в каждом из них сохранились средневековые церкви, во многих – и мосты.

Кроме французского, в первую тройку маршрутов входят Португальский и Северный пути. Португальский путь по популярности уступает только французскому. Его длина – 610 км от Лиссабона. Если считать от Порту, то путь значительно короче – 260 км. По португальскому пути ежегодно проходит около 30 тысяч человек.

Самый распространённый в Средневековье, 817-километровый Северный путь, начинается в Стране басков в Испании, продолжается по её северному побережью по древнеримской дороге Виа Агриппа, и соединяется с французским путём в галисийском городке Арсуа. Он сложнее французского: приюты разделяют довольно длинные расстояния в 20–35 км.

Всем спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!