Найти тему
Natalie Efimova

"За десять дней до весны" и "20/22" - два фильма, о которых почему-то почти не пишут СМИ

А, между тем, у сериала Кима Дружинина "За десять дней до весны", прошедшего по НТВ, которому мы мало доверяем в последние годы в плане качественного кинематографа, 8 из 10 баллов на Кинопоиске. И это немало.

У фильма "20/22" Андрея Симонова показатель удачи меньше - 7,1 балла из 10, и критика на него пролилась быстро, сильным потоком, который сразу смыл мое желание его смотреть. Ведь пережито уже столько разочарований, что не верится...

Но сначала я прочитала отклик живой участницы событий в Мариуполе.

О фильме "20/22"
Дневник Мариупольчанки25 февраля 2024

Она перечислила плюсы и минусы киноленты. У нее она острого отторжения не вызвала. И закончила она свои впечатления от просмотра так:

"В целом, фильм достойный. Посмотрели с удовольствием. Снимать такие картины - дело чрезвычайно важное и полезное. Особенно для воспитания нового поколения, которое не совсем разбирается, что к чему в этой войне.

Всем ребятам, которые воевали за Мариуполь и тем, которые освобождают сейчас другие города и поселки, большой поклон от всей моей семьи и всего нашего города! Наши дети благодаря вам видят чистое небо, слышат русскую речь, воспитываются в любви к своей Родине и мечтают о своем будущем".

Потом увидела исполнительницу одной из главных ролей на встрече с президентом во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Почти все показали тогда смешного студента из Уганды:

- Я так бы хотел стать вашим сыном от Африки, хотел бы чтоб вы были моим наставником, господин президент!

А молодую актрису из съемочной группы "20/22" не очень и заметили.

- Здравствуйте, я Даша Кукарских. Я актриса театра и кино, и год назад наша команда проекта "20/22" побывала в Мариуполе на новых территориях и сняли первый художественный фильм...

Может, потому что она позволила себе назвать нашего президента человеком большой души? Еще и спросила, на каких фильмах он рос.

Третья причина, по которой я все-таки посмотрела фильм "20/22" - Первый канал поставил его в сетку в день национального траура. И он оказался, как никогда, уместным.

Когда я видела взрывы, боль, ужас, кровь, ненависть - через любовь девочки, которая начинает свой путь на фронт к любимому с базового штампа предателей и релокантов "Эту войну развязало наше правительство", а заканчивает его с ясным взглядом и пониманием, во имя чего там гибнут люди, мне хотелось только сказать тысячу "спасибо" всем участникам съемок, взявшимся за эту, как выяснилось, абсолютно неподъемную для нынешнего нашего кинематографического цеха, тему.

Не буду спорить с молодой женщиной из Мариуполя, читаю ее заметки каждый день, считаю, что их нужно собрать в книгу и непременно издать большим тиражом. Но по одному из указанных ею минусов фильма позволю себе поделиться своим мнением.

Таисия пишет: "Я считаю, образ мариупольца в этом фильме был выбран не очень удачно". Каким его видела она сама, вы прочтете в ее заметке. Со своей стороны могу лишь заметить, что образ, созданный молодым нижегородцем Владимиром Карпуком, произвел на меня как раз сильное впечатление. Он, быть может, не борец, не боец, не орел. Но ситуация, в которую он попадает, вызывает острейшее сочувствие. У него в воюющем городе серьезно раненая жена и маленькая дочка, которая ушла и потерялась... И он без всякой помощи, без всякой надежды на лучшее делает всё, что в его скромных силах для спасения обеих. Но, думаю, обыденное убийство "захистниками" у него на глазах не солдата в форме, а учительницы, которая оберегала группу ребятишек, рискуя жизнью, не думая о своей собственной, сделает из него в будущем человека с мощными кулаками.

*****

Что касается сериала "За десять дней до весны" - я до сих пор не готова писать о нем, пересматривая, вглядываясь в детали.

Каждый вечер лишь в ожидании очередных серий я чувствовала, как за несколько часов начинает болеть сердце. Я замирала в ужасе перед Корсунью, хотя в кино она получилась не такой страшной в сравнении с тем, что я видела и читала сразу по свежим следам трагедии, детали которой, быть может, мы еще не знаем все до конца. Невыносимо было снова видеть майдан, его жутких участников, в том числе настоящих прирожденных убийц - а в фильм были вкраплены и документальные кадры и по событиям в Киеве, и по Крыму. И это било в цель.

Лирический флер появился в самом начале - когда юноша и девушка летят навстречу друг другу на фоне бойни на майдане... И мгновенно был стерт до конца сериала в тот миг, когда пуля попала в юную "Джульетту".

Я вспомнила, что в дни, когда работала куча камер по всему Киеву, и каждый свидетель в соцсетях выкладывал, что удалось достать, видела крошечный ролик, снятый буквально через дверную щель. Порошенко, злой, потный и красный прокричал что-то вроде: "Зачем так много?.."

Это было сразу после выстрелов на майдане.

Как он скорбел потом по сотне, отправленной на небеса, не без его, похоже, участия...

В общем, каждый эпизод, каждый намек, каждая реплика вызывала у меня такой страшный поток ассоциаций и воспоминаний, что я пока не готова говорить о сериале, разбирая его художественную сторону.

Но я досмотрела его до конца. И подумала, что нашлись-таки отважные люди, которые берутся за темы, которые не оставляют нас сегодня ни на минуту.

И начинают их осмысление так, что не вызывают у нас ни иронии, ни острого неприятия, ни желания поймать на мелочах или обрушиться за неточности.

Дай Бог, чтоб "Жаворонок" больше никогда не превращался в "Т-34". А чтоб движение пошло в обратном, честном и правильном направлении.

P. S. К слову, добавлю, что СМИ в первые дни ввели и меня в заблуждение, сообщив, что одну из главных ролей в сериале исполнила дочь режиссера Веры Сторожевой. Нет, ее тезка, дочь сценариста Сергея Попова и режиссера Сторожевой, по некоторым сведениям, сейчас живет в Испании.

Анна Попова, 37-летняя актриса с пронзительным взглядом из сериала "Десять дней до весны" - дочь Ольги Анатольевны, дизайнера интерьеров из Подмосковья.

Ее персонаж проживает тысячу жизней и метаморфоз из-за того, что ее сын попадает в чудовищный водоворот кровавых политических событий. Вообще все герои фильма переживают свои трагедии и драмы, жизнь меняет их. Но и они понимают, что пришла пора включаться и самим менять отныне свою жизнь.

На фоне статичных черно-белых героев последних лет, у которых ни в лице, ни в характере не происходит ни каких подвижек на протяжении 12, 16, 24 серий - это уже большой плюс.

Об остальном говорить пока больно.

Очень больно. Слишком много в памяти осталось из того, что большинство из вообще не замечало до ноября 2013 года.

Поэтому не успело ужаснуться. И хотя бы попытаться повлиять, предотвратить.

Слишком мало насчитывалось тех, кто был в поле воин.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11

Слишком мало...