От великого Гая нашего Юлия Цезаря (не коня богатырского) до не менее великого Османа нашего Гази, строить качественные дороги считалось таким же признаком хорошего тона, как и строить козни в борьбе за трон.
В принципе, это так и осталось в наше непростое время, и дорог много вроде строим. Но есть нюанс...
Однажды в путешествии я заблудился где-то на дремучих окраинах Бельгии, Голландии и Германии. Ошибся с цифрой при вводе координат нужного мне места в навигатор и уехал куда-то в ****. Глухая провинция: ни заправок, ни цивилизации, бельгийские крестьяне смотрят исподлобья на какого-то российского буржуина и достают из-за пазухи томик Маркса. Но я не о пролетариате стран загнивающего капитализма, а о дорогах...
Там - в дичайшей деревне, насколько она может быть дичайшей в Европе, вдали от цивилизации, куда меня занесло каким-то неведомым косяком в навигации, на деревенской дороге между одним селом и другим, между распаханных полей протянулась идеальная булыжная мостовая.
Я остановился, чтобы запечатлеть это на память и потом рассказывать внукам о жизни "проклятых" европейцев, что у них между деревнями булыжные дороги, похоже, построенные еще при царе Горохе. Простите, Цезаре. Сразу вспомнились наши любимые дорожки между селениями, с милыми мордами чумазых коров, остовом какой-то Нивы, брошенной тут то ли по пьянке, то ли по недоразумению, не сумев выбраться из колеи.
И я уж было возгордился тем, что видел дорогу, по которой еще Наполеон подходил к Брюсселю, чтобы основать ООН, но отправился в одну необычную экспедицию по России, тогда еще с живым и счастливым Яндекс.Дзеном, в котором было модно писать про путешествия, а не про скандалы и интриги, и оказался в Пермском крае. И что вы думаете?!
Под колесами моего яркого и красивого автомобиля, с начертанными на боках символами Z, тогда еще не означавшими ничего опасного для соседних стран, а всего лишь обозначавшими совместный проект с ZEN (старожилы помнят, что DZEN когда-то был ZEN), оказалась не совсем ровная, но вполне себе живая брусчатка, пролежавшая тут явно не тридцать лет "развитой" демократии, а еще со времен наших "царей гороховых", не помышлявших о поисках связей с Рюриковичами и другими солнцеликими.
И дорожка эта находилась в тысячах километрах от Брюсселя, вдали даже от развитой цивилизации российского разлива, на окраинах какой-то деревни, плавно переходившей в полузаброшенный поселок. Здесь уже разграбили брошенные дома, своровали провода со столбов, но каким-то чудом сохранилась эта брусчатка. По-моему, это что-то невероятное...
Так что, как видите, я не только ИХ дороги хвалю, но и НАШИМИ восторгаюсь. Нашел и в дебрях российской провинции дороги, которые пережили старых (здесь не временное определение, а возрастное) властителей СССР, переживут и новых "старых". Потому что умели строить, а за косяки могли отправиться лес валить, а вот у нас федеральную трассу около дома осенью отремонтировали, а весной опять вся в "неглиже". Тоже "умеем" делать!