Правильное его название: Бронепоезд 73-го полка 3-й дивизии НКВД по охране железнодорожных сооружений. В документах встречается сокращение БП-73 и БЕПО-73. В июне 1941 году 3-я дивизия НКВД располагалась в Белоруссии, а бронепоезд 73-го полка, командир старший лейтенант Фёдор Дмитриевич Малышев, находился на станции Гомель. Бронепоезд был сформирован до войны в составе трёх мотоброневагонов Д-2 и бронированного паровоза.
Каждый броневагон имел на вооружении две путиловских трехдюймовки (76,2-мм орудия обр. 1902 года,) с двумя танковыми пулемётами ДТ, установленных в башнях, четырьмя пулемётами «Максим», размещенных по два на борт, и спаренный зенитный пулемёт «Максим», смонтированных на одной из башен. Всего в 1932 – 1934 годах было выпущено 30 мотоброневгонов Б-2, переданных НКВД. В 1939 году все они вошли в сформированное 6 февраля 1939 года Главное управление войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Часто, такой бронепоезд называли, даже в официальных документах, ротой мотоброневагонов. По штатному расписанию экипаж бронепоезда состоял из 114 человек.
22 июня 1941 года, получив извести о начале войны, экипаж привел бронепоезд в боевую готовность и начал патрулирование на участке Гомель – Жлобин. На следующий день, 23 июня командир 3-й дивизии НКВД комбриг Киселев получил распоряжение начальника войск НКВД страны по охране железных дорог генерал-майора А.И. Гульева, в котором определялся порядок использования бронепоездов:
" БЕПО 76-го полка сосредоточить в Минске с задачей организовать
поддержку частям 9-й дивизии. Штадив-9 - Вильнюс, второй его эшелон -
Молодечно. БЕПО 53-го полка сосредоточить в Полоцке, установить связь с гарнизоном моста, с подразделениями 86-го полка в Двинске имея задачей оказывать им огневую поддержку. БЕПО 73 полка используйте своим распоряжением.
Передвижение БЕПО точно знать, мне доносить. "
Бронепоезд 73-го полка был направлен в Минск. Уже на подходе к городу он принял боевое крещение, отражая налеты вражеской авиации. Немецкие бомбардировщики вторые сутки ходили на малых высотах и сыпали бомбы без огневого противодействия. Два зенитных пулемёта БП-73 внесли существенные поправки в тактику действия авиации. Продолжая вести бои с самолетами, экипаж и его командир Ф.Д. Малышев приняли активное участие в организации эвакуации эшелонов.
24 июня, по распоряжению генерал-майора А.И. Гульева, бронепоезд № 73 стал выдвигаться на станцию Белорусь в распоряжение командования 3-й дивизии НКВД. По ходу движения приказ был уточнен:
«…прибыть на станцию Беларусь для обороны в г. Заславле окружного военного склада войск НКВД…»
25 июня бронепоезд двинулся на станцию Заславль, находящуюся северо-западнее Минска.
В 6 часов утра следующего дня комендант Минского укрепрайона полковник С.В. Ляльков сообщил командиру 44-го стрелкового корпуса комдиву В.А. Юшкевичу:
«со стороны Радошковичи на Заславль провались и движутся танки противника».
Это были танки 3-й танковой группы немцев.
Маневрируя на участке Беларусь – Ратомка, бронепоезд, поддерживая бойцов 3-й дивизии НКВД, вступил в бой с немецкими танками и поддерживающими их самолётами. Экипажу удалось сбить два пикирующих бомбардировщика Ju-87, огненными факелами врезавшись в землю «юнкерсов». Но вычленить из данных противника подтверждение, что самолеты были сбиты именно бронепоездом, не представляется возможным. После серьезного повреждения одной из бронеплощадок, бронепоезд отошел к Минску.
Этот бой запомнился командиру 3-й танковой группы генерал-полковнику Г. Готу. Он отмечал в мемуарах:
«…20-я танковая дивизия 27 июня была вынуждена с тяжелыми боями прорываться через линии укреплений на шоссейной дороге. 28 июня она ворвалась в Минск…»
В Минске на бронепоезде ремонтировали, пополняли боезапас. Команду усилили двумя отделениями пулемётчиками и доукомплектовали по штатам военного времени. В экипаж прибыл новый комиссар И.Н. Крискевич.
Но закончить ремонт не удалось. По приказу командования бронепоезд вышел к мосту на реке Березина, недалеко от станции Свислочь.
Описание дальнейших событий в разных источниках несколько различается.
27 июня 1941 года противник высадил отряд парашютистов в районе железнодорожного моста через реку Березина у станции Свислочь, на ветке Осиповичи – Могилёв, с задачей подготовить посадочную площадку для десанта. Начальник гарнизона, охраняющего мост, младший лейтенант Кулачков во взаимодействии с подразделениями Красной армии организовал облаву, в результате которой был поймано 50 немецких парашютистов.
Узнав об этом, командование Западного фронта приказала начальнику штаба 4-го воздушно-десантного корпуса А.Ф. Казанкину (командующий корпусом генерал Жадов еще не прибыл) занять оборону в районе Березино.
На рассвете 29 июня, когда корпус остановился на днёвку в восьми километрах от Березино, пришла новая вводная: одной бригадой прикрыть Березино, другой – Свислочь, третью – на автомашинах выбросить в район Старых дорог для совместных действий с 210 мотострелковой дивизией. В Свислочь была направлена, под командованием полковника А.А. Ануфриева. В ночь с 28 на 29 июня передовые части 3-й танковой дивизии противника, прорвавшись в районе Осиповичей, столкнулись с головной походной заставой 8-й бригады под командованием капитана Н.И. Сагайдачного возле деревни Липень, в одном километре от Свислочи. Бой продолжался сутки. Не сумев прорвать оборону бригады, немецкие танки обошли её и рано утором двинулись на станцию Свислочь.
На станции Свислочь немцев никто не ждал. На зорьке повара, находящихся на станции батальонов, поехали к реке Свислочь, чтобы набрать воды, и увидели приближающиеся танки. Танкисты открыли огонь по походным кузням, перебили всех лошадей. Повара побежали на станцию, где войска стали спешно занимать оборону.
В пять часов утра около двадцати немецких танков без пехоты, развернувшись в боевой порядок, подошли к западной окраине станции и открыли огонь, но на станцию заходить не решались. Танкисты видели, что на станции стоить бронепоезд, как они писали в отчёте, вооруженный 12 – 14 зенитными орудиями калибра 80 мм, с таким же числом счетверенных пулеметных установок и большим количеством обычных пулеметов. Батарея состояла из двух платформ с вооружением и одной с ПУАЗО (приборы управления артиллерийско-зенитным огнем). На каждой орудийной платформе были смонтированы по два 76-мм зенитных орудия, счетверенный зенитный пулемёт и два бортовых пулемёта в шаровых опорах.
В 1940 г. было изготовлено пять таких батарей, которые хранились на консервации в ОрВО на складе № 60. Прибыли сцепка в Свислочь без экипажа с «черным» паровозом. Кто-то из бойцов развернул орудия га немецкие танки, но отсутствие боеприпасов не позволило вступить им в бой.
К шести часам утра на станцию вошел бронепоезд НКВД 73-го полка. За бронепоездом следовало три состава с людьми и военными грузами, выводимых из Минска. И сразу же бронепоезд открыл огонь по танкам.
В полдень к немцам прибыло подкрепление. Наши войска оставили станцию Свислочь, переправившись через реку того же названия, и подошли к реке Березина. Но удержаться на западном берегу не смогли и стали переправляться на восточный на снятых с сараев воротах. Перешёл Березину по мосту и бронепоезд.
К вечеру подошёл стрелковый взвод из 3-й дивизии НКВД под командованием старшего лейтенанта Рево с приказом отбить мост. Вместе с ним пришёл ремонтный поезд для восстановления пути.
В час ночи на 1 июля бойцы НКВД под командованием старшего лейтенанта Рево при поддержке бронепоезда сумели отбить мост и занять плацдарм перед мостом на западном берегу Березины. Развить наступление дальше не получилось. Переправившиеся на восточный берег Березины бойцы РККА, выполняя приказ своего командования, ушли на пункт сбора в Могилев.
Бой за удержание плацдарма шёл всю ночь. На рассвете подошли танки 35-го танкового полка 4-й танковой дивизии противника с пехотой. Они развернули дивизион 103-го артиллерийского полка танковой дивизии. С рассветом налетела авиация противника – 12 бомбардировщиков «Юнкерс». Советские войска вынуждены были оставить плацдарм и отойти за Березину. Отошёл и бронепоезд. Но авиация разрушила пути, лишив бронепоезд манёвра. Потом был разбить паровоз. Бронепоезд замер и превратился в отличную мишень для артиллерии противника. Но бронепоездники сражались до последнего. Они сумели уничтожить четыре танка, а пулемётчики О.Т. Семенькович и М.И. Фенько сбили два «Юнкерса», которые упали в лес. Исчерпав все возможности, Ф.Д. Малышев дал приказ покинуть бронепоезд. Сняв пулемёты, экипаж скрылся в лесу. Отход прикрывали, расстреливая последние патроны, О.Т. Семенькович и М.И. Фенько. Выполнив свою задачу, они ушли вслед за товарищами.
Оставленный бронепоезд расстреливали, как на учениях, танки 35-го полка и орудия 103-го дивизиона противника.
Один из разбитых бронепоездов НКВД
Экипаж бронепоезда сумел прорваться в Могилев. Его направили в Брянск, на завод «Красный Профинтерн». Здесь был сформирован новы бронепоезд НКВД, которому по просьбе экипажа, сохранили номер – 73. И он ста называться 73-й отдельный бронепоезд НКВД. Экипаж был пополнен до 196 человек. Командиром остался Ф.Д. Малышев, ставший капитаном, а комиссаром – И.П. Крискевич.
Основу бронепоезда составил мотоброневагон Д-2 бронепоезда 53-го полка НКВД, ещё до войны отправленный на завод на ремонт. Авторы не располагают данными откуда взялся второй мотоброневагон Д-2. Во всех источниках указано, что в составе нового бронепоезда было два мотоброневагона Д-2 и бронепаровоз. Это показано на модели, выставленной в музее г. Дмитрова. Анализ боевых действий дает основание предполагать, что вторым мог быть обычный броневагон ПЛ-35 или ПЛ-37.
Бронепоезд № 73 направили на охрану станции Волхов и Волховской ГЭС, которые в сентябре начала бомбить авиация противника. После демонтажа и эвакуации турбин бронепоезд направили на защиту станции Бологое, ожидая прорыва вражеских войск из-под Демянска. В связи с дальнейшим обострением военной обстановки под Москвой 6 октября и.о. начальника войск НКВД СССР генерал-майор А.Н. Аполлонов приказал прибыть бронепоезду 73-го полка с мотодрезиной, представлявшей собой бронеавтомобиль БА-20 на железнодорожном ходу, а Москву к 10 часам 6 октября. Прибыв на станцию Красная Пресня, бронепоезд поступил в подчинение командующего обороной Москвы генерал-лейтенанта П.А. Артемьева и стал нести службу по охране Московской кольцевой железной дороги.
Немецкие войска упорно рвались к Москве. К середине ноября командующий 56-го танкового корпуса генерал Шааль создал ударный кулак, сведя 11-й танковый полк 6-й дивизии и 25-й танковый полк 7-й дивизии в танковую бригаду «Коль».
15 ноября началось второе генеральное наступление фашистских войск на Москву. Главный удар пришёлся на 30-ю армию. 16 ноября враг сумел прорваться к Волге и форсировать её. 18 ноября командующим 30-й армией был назначен генерал-майор Д.Д. Лелюшенко.
Знакомясь с армией, он 20 ноября побывал на позиции 185-й стрелковой дивизии, где состоялся разговор с командиром дивизии подполковником К.Н. Виндушевым:
«- Сколько у вас таких (противотанковых) ружей?
- 18
- А как с пехотой?
- Где 15, где 20 штыков в роте.
- Есть резерв?
- Нет, всё введено в бой».
Дивизия представляла собой полк далеко не полного состава. Но боевые задачи ей ставили как дивизии.
22 ноября противник захватил город Клин. Между 30-й и 16-й армиями образовался разрыв, который закрыть было не чем. Д.Д. Лелюшенко просил у командующего Западным фронтом маршала Г.К. Жукова хотя бы ещё одну дивизию, но Г.К. Жуков ответил коротко и ясно:
«Сейчас резервов нет. Изыщите у себя».
Более того, в ночь на 28 ноября начальник штаба Западного фронта генерал-лейтенант В.Д. Соколовский приказал Д.Д. Лелюшенко перевести штаб армии в Дмитров, который находился в разрыве фронтов и не был защищен ни какими войсками. В городе также находился штаб 1-й ударной армии. И всего одна трехорудийная зенитная батарея.
Но резервы нашлись
21 ноября приказом командующего войсками Московского военного округа создается Дмитровский отряд под командованием подполковника Лихова, получивший задачу прочно закрыть Дмитовское шоссе и подступы к г. Дмитрову на восточном берегу канала Москва – Волга.
В состав отряда вошли 310-й пулемётный батальон и 73-й бронепоезд внутренних войск.
К полудню следующего дня отряд прибыл в. г. Дмитров, занял оборону на заранее подготовленном рубеже на фронте Татищего – Перемилово и был подчинен 1-й армии Западного фронта. Бронепоезд патрулировал участок обороны по железнодорожной линии, идущей по восточному берегу канала. 24 ноября ему приказали держать под контролем участок железной дороги Яхрома – Вербилки.
19 ноября температура воздуха упала ниже 200С, но наступление немецких войск продолжалось. В бригаде «Коль» выделили боевую группу под командованием полковника Гассо фон Мантойфеля, в составе 25-го танкового и 60-го пехотного полков. Смелым броском 27 ноября, хотя в этот день мороз был больше -400С, эта группа прорвалась к Яхроме и захватила мост через канал Москва – Волга.
Накануне 923-й стрелковый полк 16-й армии сдал позиции северо-западной окраине Яхромы ещё необстрелянному второму батальону 29-й стрелковой бригады 1-й ударной армии. Немецкие войска небольшой частью своих сил связали батальон боем, а основными силами – обошли его. Штурмовая группа к тому времени захватила мост через канал Москва – Волга. Форсировав канал передовые немецкие части захватили три ближайшие деревни: Перемилово, Ильинское и Б. Семешки.
Автогужевой мост был заминирован и охранялся войсками НКВД, которые имели приказ взорвать мост при угрозе прорыва через него врага. Немецкая группа захвата, одетая в форму РККА, перейдя по льду канал, зашла с тыла, захватила охрану и разминировала мост.
Перед немцами впереди был город Дмитров, где не было ни каких войск. У Шпилевского переезда на въезде в город окопался истребительный батальон из жителей Дмитрова. В нём были те, кто не подлежал мобилизации в армию, больные и пожилые люди, непризывная молодежь, женщины. Конечно, они не сумели бы оказать серьезного сопротивления танкистами Мантойфеля. Казалось, ещё не много и Москва будет обойдена с севера.
В ночь на 28 ноября бронепоезд № 73 находился на станции Вербилки. Но вместо бронепаровоза в его составе был «черный» паровоз, то есть не бронированный. Рано утром командующий 1-й ударной армией генерал-лейтенант В.И. Кузнецов приказал по телефону немедленно выйти к переправе и остановить врага во что бы то не стало.
Зимой светает поздно. Затемно бронепоезд № 73 вышел со станции Вербилки на Дмитров. На контрольных площадках были установлены счетверенные зенитные пулемёты «Максим». На них же расположился отряд десантников. В Дмитрове бронепоезд встретил командующий армией лично и, не столько приказал, сколько попросил остановить продвижение вражеских танков через канал любой ценой. Бронепоезд вышел со станции на открытые пути и открыл огонь по немецким войскам. На сколько велико было значение этого боя говорит и то, что Пауль Карел отметил его в труде «Восточный фронт»:
«Смелым броском полковник Гассо фон Мантойфель, усиленный 60-й пехотным полком и частями 25-го танкового полка, завладел мостом в Яхроме и после атаки через канал закрепился на противоположном берегу. Появившийся в районе боевых действий советский бронепоезд был атакован танковой ротой лейтенанта Орлоффа (офицера, награждённого «Рыцарским крестом») из состава 25-го танкового полка и уничтожен. Русские в полном замешательстве отступили; появились пленные, удалось захватить в целости и сохранить крупную электростанцию, обслуживавшую Москву. Таким образом, Мантойфель овладел самой восточной точкой Московского фронта». [19]
Об объективности сочинения Пауля Кареля можно судить по описанию того же боя, составленного членами экипажа бронепоезда..
У пакгаузов,за переездом, железнодорожная ветка разделялась надвое. По приказу Малышева по основному пути ушла бронедрезина - ббронеавтомобиль БА-20 на железнодорожном ходу, водитель И. Григоренко и разведчик старший сержант Б. Зулаев. Они должны были корректировать артиллерийский огонь. ПА по правому пути двигалсяушел вперед к мостумотоброневагон под командованием лейтенанта А.Жукова. Здесь же находился комиссар И.Н. Крискевич. Выйдя со станции оба броневагона открыли огонь из орудий и пулемётов по движущимся войскам противника. Началась артиллерийская дуэль встречного боя. Вражеские танки, замаскированные в кустарнике у моста, подбили дрезину. Погиб И. Григоренко, а старший сержант Б. Зулаев сумел добраться до бронепоезда и продолжать корректировать огонь из окопа у железнодорожной насыпи. Сильный огонь обрушился на мотоброневагон. Кроме танков огонь вела артиллерия и миномёты, расположенные за каналом. [20]
В таком яростном бою и увидел бронепоезд, прибывший в Дмитров командующий 30-й армией генерал Д.Д, Лелюшенко. Он вспоминал
«…Он (бронепоезд)с ходу вел огонь. Машинист то резко бросал его вперед, то так же стремительно уводил назад. Когда бронепоезд остановился, мы с начальником связи подполковником А.Я. Остренко подбежали к нему.
Вскочив на подножку, я постучал по башне. В броне зияли две свежие пробоины и несколько вмятин. Люк открылся, в нём показался человек в кожаной тужурке, но без знаков различия, лицо его было измазано мазутом.
- Командир бронепоезда № 73 капитан Ф.Д. Малышев, - представился он. – Веду бой, уничтожил восемь танков.
- Откуда попали сюда ?
- Послан был вчера командующим Московской зоны обороны.
- А это кто ведет огонь впереди?
- Это моя вторая бронеплощадка.
Оказалось, поезд состоял из двух самостоятельных бронеплощадок,
вооруженных пушками, пулемётами и зенитными орудиями.
Единоборство бронепоезда с 20 танками ! Редчайший случай.
- Точно «Варяг» против японской эскадры – вполголоса сказал
Остренко.
Но бронепоезд, ограниченный колеей, не может удержать
противника. Поставив Малышеву задачу, мы с Остренко быстро вернулись в город, чтобы найти ещё что-нибудь для подмоги». [21]
Бой продолжался. Снаряд угодил в командирскую рубку мотоброневагона, контузило комиссара Крискевича. Другой снаряд сорвал лобовой люк водителя, ударивший смаху механика Бардакова. Еще один снаряд разорвался в башне первого орудия. При этом ранены командир орудия Лякин, наводчик Петров, заряжающие Пажетных и Бульбин. Башню второго орудия, где наводчиком был В.М. Кулешов, заклинило. Пулемётные расчёты Г. Павловского и Л. Калашникова сдерживали пехоту противника. Положение экипажа мотоброневагона стало критическим. Подошедшая бронеплощадка, ведомая паровозом, прикрыла его и огонь на себя. Это позволило мотоброневагону Жукова отойти к станции, пополнить боезапас. Фельдшер Куц прямо на платформе делал перевязки раненым. Лейтенант А. Жуков пополнил поредевшие орудийные расчёты вторыми номерамипулемётчиков. Был выполнен ремонт орудий и броневагон снова ушёл в бой.
Вторая бронеплощадка вела бой. Не смолкал огонь пушек, раскалялись дула орудий. По несколько танков подбили артиллеристы В.В. Клименко, В.М. Кулешов, В.А. Петров, Г.П., Сапронов. Горели машины с пехотой. Разбегавшихся немцев косили пулемёты «Максим» Петра Мурида и Николая Фомичева. От непрерывной стрельбы в кожухах пулемётов кипела вода.
Около полудня, врагу удалось добиться попаданий в паровоз. Один из снарядов снес трубу и смял кабину машиниста, другой повредил сухопарник. Огромный столб пара, словно гейзер, взмыл к небу. Бронепоезд застыл на месте и стал удобной мишенью для гитлеровской артиллерии. Ф.Д. Малышев сбежал с паровоза, поднялся на бронеплощадку. Но взрывом его сбросило в кювет. На помощь командиру бросился сержант Н. Фомичёв, командир бортовых пулемётов.
«- Товарищ капитан, вы живы?
- Да вроде жив… Что на бронеплощадках?
- Все орудия перегрелись…
- Вот у нас ещё оружие не использованное! – и командир указал на счетверённые зенитные «максимы», стоявшие на контрольных площадках».
Н. Фомичёв вскочил на платформу и под огнём противника открыл огонь по вражеской пехоте. Расстреляв весь боекомплект, он сошёл с платформы. Ф.Д. Малышев пожал ему руку.
- Пока живы, Москву не отдадим, товарищ командир – сказал пулемётчик. Для него Москва была родным городом.
Пока Н. Фомичёв вёл бой, Ф.Д Малышев приказал своему заместителю капитану Сувилову найти паровоз. Тот вместе со связным бросился в сторону станции.
За это время в тыл бронепоезду пробралась группа немецких минёров с ящиками тола. Их, пробирающихся к железнодорожному полотну, заметил Н.Фомичев и, взяв ручной пулемёт, пополз на встречу врагу. Укрывшись за полотном дороги, он метким огнём уничтожил минёров. Но когда Николай возвращался к бронепоезду, на пути его возник столб взрыва.
За боем наблюдал начальник станции Павел Николаевич Авдолетов. Увидев замерший на перегоне бронепоезд, он приказал подготовить к выходу паровоз Су-200-87, машинист Андрей Доронин, его помощник И.И. Лавров, кочегар И.В. Мирошник. Подбежавший П.Д. Сувилов спросил машиниста: «Пойдешь?» - «Отправляй» и приказал стрелочнице Маше Литневской – «Переводи стрелку». Выскочив под огонь врага, девушка, а ей тогда было всего двадцать лет, перевела стрелку и открыла путь паровозу. Она весь день переводила стрелки, обеспечивая необходимый маневр бронеплощадок бронепоезда.
На бронеплощадке заклинило одну башню, заканчивались боеприпасы. В это время подошёл мотобороневагон. Он вёл огонь из всех орудий и пулемётов. Следом подошёл паровоз Су-200-87. Под градом пуль и осколков железнодорожники подцепили и увели разбитый паровоз, а потом прицепили свой паровоз к бронеплощадке, обеспечив ей манёвр.
Д.Д. Лелюшенко двинул на помощь бронепоезду танки. Он вспоминал:
«… Вдруг на площадь из переулка вышли восемь танков КВ и Т-34. Как мы были счастливы в ту минуту ! Почти на ходу вскакиваю в КВ командира танкового батальона, и мы двинулись в бой...
Выскочив на южную окраину города, лицом к лицу столкнулись с противником. Наши танки открыли огонь из всех орудий. В течении 10 –15 минут удалось подбить восемь танков. Быстрый натиск Т-34 и КВ остановил фашистов, а некоторые их танки попятились. Наш бронепоезд преследовал их огнём... Танки сражались вместе с бронепоездом, сдерживая натиск врага, рвавшегося к городу».
Конечно, командарму не следовало самому вести танковую роту в атаку. Но положение было настолько тяжёлым, что и командарм решил сам вести войска в бой. Остановив фашистов, Д.Д. Лелюшенко встретился командармом 1-й ударной армии В.И. Кузнецовым. Они связались со Ставкой и, получив разрешение, нанесли удар совместными силами двух армий: 8-й танковой бригады и 58-й танковой дивизии и частями штаба 30-й армии и 29-й, и 50-й курсантскими бригадами, 123-м танковым батальоном 1-й ударной армии, и госпиталя легкораненых, отбросив гитлеровцев от города, а затем и за канал.
Но, даже получив тяжелые повреждения, бронепоезд не вышел из боя. Он отошел к Дмитрову и продолжил вести огонь с закрытых позиций. И только в 20.00 он убыл на ст. Вербилово для переформирования и снабжения боеприпасами.
В 5.00 утра следующего дня бронепоезд прибыл на станцию Дмитров и вновь вступил в бой, продолжая своим огнем препятствовать переправе противника через канал Москва – Волга, поддерживая контрудар артиллерийским огнём. 30 ноября противник перешёл к обороне.
Д. Малышев обратился к командованию с просьбой поставить бронепоезд в ремонт. Бронепоезд понёс тяжелые потери: был сожжен паровоз, разбит мотоброневагон, одно орудие и две бронемашины, второй броневагон получил ряд пробоин от огня артиллерии противника. В бою погибло 7 человек, 15 было ранено и три пропали без вести. Но положение на фронте было на столько серьезным, что израненный бронепоезд 1 декабря 1941 г. бронепоезд по приказукомандующего 1-й ударной армией генерал-лейтенанта В.И. Кузнецова вышел на станцию Каналстрой и прикрывал сосредоточение 56-й отдельной стрелковой бригады и нескольких отдельных лыжных батальонов 1-й ударной армии Западного фронта. Только 5 декабря бронепоезд № 73 отправлен на ремонт в Ярославль.
А вечером 29 ноября, в штаб Западного фронта сообщили, что Ставка Верховного Главного командования приняло решение о начале контр наступления и предлагает представить на утверждение его план. На следующий день командующий Западным фронтом Г.К. Жуков сообщил свои соображения, в которых нанесение главного удара предполагалось выполнить войсками 1-й Ударной и 30-й армий.
В этом и состоял главный подвиг бронепоезда № 73: он задержал врага ценой собственной жизни и не дал ему обойти Москву.
Есть ещё один момент, ранее бывший совершенно секретным. Бой бронепоезда с немецкими танками, в результате которого немцы были отброшены за канал, спас сам канал. После этого боя советское командование отказалось от взрыва канала и затопления занятых немцами территорий. Конечно, советских граждан, оставшихся на территории занятой врагом, при затоплении ни кто бы не стал спасать.
Хотя бронепоезд № 73 НКВД находился в составе 1-й ударной армии, этот бой на столько запомнился командующему 30-й армии Д.Д. Лелюшенко, что он отметил в мемуарах:
«Особенно отличились в этом бою командир бронепоезда капитан Ф.Д. Малышев, военком старший лейтенант И.Н. Крисевич, командиры бронеплощадок капитан А.И. Жуков, старший лейтенант Т.И. Сколышев, заместитель командира бронепоезда майор С.Ф. Знаменский, артиллеристы и пулемётчики В.М., Кулешов, Г.М. Павловский, Б.И. Зулаев, секретарь парторганизации В.Ф. Еремин и другие члены экипажа».
Какие потери нанес экипаж бронепоезда противнику точно установить не удалось. За бой, продолжавшийся более 5 часов, бронепоезд полностью истратил боезапас: по 250 снарядов на каждую пушку и 30 тысяч патронов пулеметами "Максим". В официальном отчёте о двух днях боя командир бронепоезда капитан Ф.Д. Малышев скромно отметил, что:
«…бронепоезд уничтожил несколько десятков солдат и офицеров, до 10 машин и несколько танков».
Но воспоминаниях, опубликованных в 1976 году, Фёдор Дмитриевич писал об уничтожении 12 танков, одного противотанкового орудия, миномётной батареи и до двух батальонов пехоты противника.
Начальник политотдела 1-й Ударной армии генерал-лейтенант Ф.Я. Лисицин отмечал, что экипаж бронепоезда уничтожил более 19 танков противника и несколько сот гитлеровцев.
Противником бронепоезда в этом бою были танки Pz.38(t)производства заводов Чехии. Эти 10- тонные машины считались легкими, но имели лобовую броню до 50 мм (с учетом экранов), что весьма превышало 10 – 16 мм бронирование мотоброневагонов Д-2. Танковая 37-мм пушка Škoda A7, в немецком обозначении KwK 38(t), бронебойным снарядом пробивала броню 30 мм, расположенную под углом 300 с дистанции 900 м.
Такие танки были серьезным противником бронепоезда, так бой шёл, как говориться, «на дистанции пистолетного выстрела» и огонь вёлся прямой наводкой. Бронированный вагон, а тем более небронированый паровоз, привязанные к рельсам, были прекрасной целью для танкистов. Вопрос только в том, почему они не смогли подбить бронепоезд с первых выстрелов, как удавалось их коллегам в июне 1941 года?
Разговоры о помощи Красной армии «Генерала Мороза», помогшего разгромить немецко-фашистские войска под Москвой, начали вести битые немецкие генералы сразу после разгрома третьего рейха. Эти разговоры поддерживают наши «борцы за справедливость», рассказывая о том, что у бедных немцев не было теплого обмундирования и т.д. Но бой 28 ноября 1941 года шёл при температуре воздуха около -420С, о чем не забыл упомянуть Пауль Карел. И немцы наступали!!!
Значит проблема не в морозах, а в другом.
После ремонта, в январе 1942 годабронепоезд вернулся в Москву. Его поставили на станцию Красная Пресня окружной железной дороги.
20 января к бронепоезду подъехали генерал-майор Кривенко, член Военного Совета зоны обороны Москву полковник К.Ф. Телегин, ансамбль песни и пляски войск НКВД, а так же машина кинохроники. На платформе перед бронепоездом было проведено торжественное вручение наград,наиболее отличившихся бронепоездников в боях за Москву. Всего было награждено 198человек орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалями «За отвагу». После награждения был показан хороший концерт.
Вручение наград личному составу бронепоезда № 73 НКВД
После войны на вокзале г. Дмитрова была установлена табличка с надписью:
"Здесь в ноябре-декабре 1941 года героически сражался экипаж Краснознаменного бронепоезда №73 войск НКВД. Проявив мужество и отвагу, экипаж сыграл важную роль в защите рубежей столицы нашей родины - Москвы".
Орден Красной Звезды был вручен стрелочнице Маше Литневской, решительными действиями спасшей бронепоезд от полного уничтожения.
Бронепоезд № 73 получил и другую, весьма редкую и почётную награду. Армейские литераторы 30-й армии сложили о нём песню.
«… Хорошая это была песня, зовущая к бесстрашию и отваге» - вспоминал Д.Д. Лелюшенко.
Вапреле бронепоезд № 73 НКВД был направлен на станцию Гремячая Волховской дороги. Фотографий бронепоезда этого периода нам обнаружить не удалось. По некоторым описаниям это был обычный бронепоезд БП-35 с двумя броневагонами и мотоброневагоном Д-2.Организационно личный состав бронепоезда состоял из первого и второго расчетов, взвода управления и хозяйственного взвода. Десантной роты на бронепоезде уже не было.
В мае 1942 года фашистские войска нанесли поражение советским войскам Юго-Западного фронта и начали наступление на Сталинград. 12 июля Директивой Ставки Верховного Главнокомандования образован Сталинградский фронт.
Под Сталинград перевели и бронепоезд № 73 НКВД. 17 июля он был придан 91-му полку войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и встал на станции Ложки, прикрывая одиннадцати пролётный железнодорожный мост длиной 750 м через р. Дон. Сапёрами мост был приспособлен так же для автогужевого движения. [35]
Немцы мост не бомбили, желая его сохранить для себя. Но ежедневно над ним пролетал самолёт-разведчик. Появление бронепоезда для них оказалось весьма неприятной неожиданностью.
25 июля южная группировка немецкой 6-й армии в составе 51-го армейского и 24-го танкового корпусов перешла в наступление из района станицы Обливской на Калач с задачей захватить переправы через Дон и соединиться с северной группировкой, начавшей наступление на два дня раньше, и окружить советские войска в Большой излучине Дона. Резко активизировала свои действия авиация. В этот же день через мост на левый берег Дона была переброшена 112-я стрелковая дивизия, командир полковник И.П. Сологуб. [36]
На следующий день, 26 июля звено самолётов противника подвергло бронепоезд бомбардировке. 28 июля его бомбило уже 8 самолётов, а 1 августа – 16. Были разрушены железнодорожные пути, вокруг бронепоезда, но мост остался не повреждённым. 1 августа зенитчики бронепоезда сумели сбить один самолёт противника. После налётов личному составу бронепоезда приходилось восстанавливать железнодорожные пути, устранять повреждения броневагонов .
5 августа командир бронепоезда получил приказ на отход к станции Воропоново, пос. Максима Горького (ныне входит в черту г. Волгограда). 37]
После отхода бронепоезда на мосту остались бойцы 52-го путевого батальона 27-й железнодорожной бригады. Они пропускали через мост наши части, отходившие на правый берег Дона. Когда к мосту, выскочили вражеские танки, то первым взрывом мин в предмостной насыпи три из них были подбиты. Следом прогремел более мощный взрыв, обрушивший фермы моста в воду. Захватить мост через Дон, который противник так берег для себя, ему не удалось.
Станция Воропоново встретила бронепоезд пожарами после налёта авиации противника. И сразу же его экипаж включился в их тушение. Бронепоездники спасли 10 вагонов с боеприпасами, несколько цистерн с горючим и эшелон с зерном (около 30 вагонов).
В 16 часов противник повторил налёт на станцию. Обнаружив бронепоезд, несколько самолётов атаковалиего и нанесли повреждения которые были устранены после налёта. По приказу командира 91-го полка НКВД бронепоезд был переведен на станцию Садовая, ближе к Сталинграду. И здесь бронепоезду пришлось отбивать воздушные атаки врага.
С обострением обстановки на севере Сталинграда, 18 августа командир 10-й дивизии НКВД полковник А.А. Сараев приказал перевести бронепоезд на станцию Гумрак с задачей вести разведку вдоль железнодорожного пути в направлении станции Иловля, а так же вокруг станции Гумрак, и быть готовым к охране данного участка. Так сказано в приказе, хотя правильнее было сказать «к обороне данного участка».
Станция Гумрак продолжала работала. Через неё шли составы с зерном нового урожая с западных районов области, эвакуированные грузы. С разъезда Конный, что недалеко от станции Качалино, на станцию Гумрак последний состав из 54 вагонов с боеприпасами прошёл за 40-50 минут до того момента, как сюда прорвались вражеские танки.
Однако прибыть на станцию Гумрак бронепоезд смог только 23 августа в 21 час 30 минут.
Утром 23 августа немецкие танки 16-й танковой и 60-я моторизованной дивизий перерезали железную дорогу у разъезда Конный и к часу дня прорвались к тракторному заводу на севере города. На юге к полудню немецкие войска заняли станцию Тингута и продолжали рваться к городу. В бой вступили все имеющиеся в городе силы. Рабочие, остановив станки, шли в бой в промасленных спецовках прямо из цехов. А в 15 часов 18 минут была объявлена воздушная тревога. Над центральным районом города появились сотни немецких бомбардировщиков. Они непрерывно сыпали бомбы. Улетали одни, на смену им прилетали другие. И непрерывно сыпались бомбы. Всего было произведено за этот день более двух тысяч самолётовылетов!
Степной город был деревянным. Благодаря близости двух рек Волги и Дона, по Волге сплавляли плотами, а из Сталинграда лес по железной дороге уходил на Дон, Кубань, Кавказ. В городе возникла мощная лесообрабатывающая промышленность. Бревна и доски были достаточно дешёвы и Сталинград практически весь был деревянным.
Город горел почти две недели. Из разрушенных нефехранилищ на Мамаевом кургане в Волгу текла горящая нефть.
От невероятного перегрева воздуха поднялся горячий ветер. Он усиливал огонь многочисленных пожаров. Горело всё, даже деревья и телеграфные столбы. Улицы превратились в огненные стены, сквозь которые уходили жители к Волге, в эвакуацию. А из этих огненных стен, почти в каждом дворе, раздавался или плач, похожий на вой, или страшный смех, сошедших с ума людей, не выдержавших бомбёжку, гибель близких. [43]
12 сентября в Сталинград прибыл генерал В.И. Чуйков, вступивший в командование 62-й армией. Он вспоминал:
«Наша машина первой быстро соскальзывает с парома, и мы едем по Сталинграду на командный пункт штаба 62-й армии….
Дома и улицы города мертвы. Ни одной зеленой веточки на деревьях: всё погибло в огне пожаров. От деревянных домов остались только кучи угля, торчат печные трубы. Многие каменные дома – обгорелые, без окон и дверей, с провалившимися перекрытиями. Изредка попадаются уцелевшие здания. В них копошатся люди: вытаскивают узлы, самовары, посуду, всё несут к пристани…»
Бронепоезд № 73 вел огонь по самолётам противника, его личный состав принимал участие в тушении пожаров. А вечером направился в Гумрак.
Для ликвидации прорыва немецких войск к Волге севернее тракторного завода 23 августа срочно формировалась ударная группа под общим командованием начальника бронетанковых и механизированных войск Сталинградского фронта генерал-лейтенанта А.Д. Штевнева. В её состав вошли 2-й и 25-й танковые корпуса. Несмотря на такое громкое название, в каждом корпусе было по 20 – 25 танков, меньше, чем в танковой батальоне немецкой танковой дивизии.
На следующий день, 24 августа Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин направил указание командованию Юго-Западного фронта, в котором, в частности, говорилось:
«У вас имеется достаточно сил, чтобы уничтожить прорвавшегося противника. Соберите авиацию обоих фронтов… Мобилизуйте бронепоезда и пустите их по круговой железной дороге Сталинграда…»
25 августа командир бронепоезда Ф.Д. Малышев установил связь с командованием танкового корпуса, подошедшего к разъезду Конный, и получил задачу произвести артиллерийскую подготовку перед ночной атакой танков и пехоты. В 20 часов 30 минут бронепоезд двинулся по ветке Гумрак – Причальная навстречу врагу. Подойдя на дальность действительного артиллерийского огня, к разъезду, занятому противником, бронепоезд 50 минут вел непрерывный огонь из всех орудий по скоплениям танков и пехоты противника, подавив многие огневые средства, а потом поддерживал огнём наступающие войска. Разъезд Конный был взят нашими войсками.
26 августа бронепоезд вновь отвели на станцию Садовая для усиления участков 271-го, командир майор А.П. Костеницин, и 272-го, командир майор Г.П. Савчук, полков 10-й дивизии НКВД, не имевших своей артиллерии. Бронепоезду ставилась главная задача – борьба с танками противника. Он маневрировал на перегоне станция Садовая – Ельшанка - вокзал Сталинград II до 1 сентября, когда в район Садовой был переброшен 416-й истребительно-противотанковый артиллерийской полк, вооружённый 76-мм пушками УСВ, изготовленными на сталинградских заводах.
2 сентября бронепоезд, находившийся на огневых позициях у станции Нижняя Ельшанка, подвергся сильному артиллерийскому обстрелу, но сумел подавить артиллерию противника. 3 сентября вражеские клинья соединились в районе железнодорожной станции Басаргино, окружив советские войска в Большой излучине Дона. Вражеские танки рванулись к Сталинграду. На станции Садовой их остановил бронепоезд № 73 НКВД. Весь день шёл бой, и врагу нанесёнзначительный ущерб. 4 сентября бронепоезд работал по всей ветке от Садовой до Верхней Ельшанки, уничтожая рвущиеся к Волге части противника.
До 11 сентября 73-й бронепоезд поддерживал 271-й полк 10-й дивизии НКВД, вёл оборонительные бои совместно с остатками 35-й гвардейской и другими соединениями, отходившими на этот рубеж.
В самый напряжённый момент боя появлялся бронепоезд и своим огнём отбрасывал противника. И тут же уходил на другой участок. Этих боях погибли контрольные платформы и бронеавтомобиль Ба-20 на железнодорожном ходу.
8 сентября немцы начали наступление по всему фронту. На южных подступах к Сталинграду они наносили главный удар в направлении Воропоново - Садовая. С 6 часов утра авиации противника начала бомбёжку позиций 271-й стрелкового полка НКВД, непрерывно продолжавшуюся до 14 часов. После чего противник перешёл в наступление, нанося удар на стыке 2-го и 3-го батальона полка. Кроме бронепоезда в отражении атаки принял участие подошедший 80-й полк гвардейских миномётов, знаменитые «Катюши». [49]
На следующий день противник прорвал оборону 35-й гвардейской и 131-й стрелковой дивизии и вышел к Волге к у пос. Купоросное, отрезав 64-ю и 57-ю армии от Юго-Восточного фронта.
Бронепоезд № 73, 416-й ИПТАП и полк «Катюш» были опорой обороны 271-го полка НКВД, который так и не отошёл со своих позиций, находившихся за станцией Садовая. В ночь на 11 сентября полк нанес контрудар и выбил противника из южной части посёлка Купоросный.
11 сентября, маневрируя, бронепоезд наносил огневые удары по станции Садовая и в районе Купоросной балки по заявкам командиров полков. За умелые и оперативные действия командованием 907-го стрелкового полка личному составу бронепоезда была объявлена благодарность.
К 16 часам 11 сентября авиацией были разрушены пути отхода на станцию Сталинград-II, что лишало бронепоезд манёвра. Несмотря на продолжающиеся бои, личный состав вышел на восстановление пути и к 20 часам восстановил одну ветку.
В 5 часов утра следующего дня противник обрушил на бронепоезд сильный артиллерийский огонь. И тот вынужден был отойти из зоны артиллерийского обстрела в сторону станции Сталинград-II. Тогда на бронепоезд навалилась авиация. В 7 часов утра его атаковали 12 самолётов, нанеся повреждения и разрушив пути. Вновь личному составу под руководством лейтенанта Сухарева пришлось восстанавливать колею и, отойдя на станцию Сталинград-I, вести огонь по войскам противника, рвущимся к центру города. В 15 часов на бронепоезд произвела налёт авиация противника и, по приказу командования, он отошёл на разъезд Банный, на самом берегу Волги. [50]
Впрочем, разъезда Банный не было. Так назывался овраг, выходивший к Волге в районе соляных пристаней. Между станциями Сталинград-I и Сталинград-II от железной дороги шла ветка вдоль левого берега реки Царицы, разрезавшей город на две части, до впадения её в Волгу, и далее на север по берегу Волги до заводов. По этой ветке и отошёл бронепоезд к Волге и спрятался в овраге Банный. Здесь же, на Соляной пристани находился штаб 272-го полка НКВД и запасной командный пункт, куда 9 сентября перешёл Городской комитет обороны Сталинграда.
Войска Юго-Западного фронта в этот день отошли на внешний обвод Сталинграда и на следующий, 13 сентября, начались уличные бои.
По приказу командира 10-й дивизии НКВД личный состав замаскировал бронепоезд, а сам укрылся в щелях. Командир дивизии решил держать его как артиллерийский резерв на случай прорыва войск противника к Волге. Сталинград, растянувшийся по берегу Волги на десятки километров, имел ширину не более 5 километров. Но авиация противника обнаружила бронепоезд и разрушила все подъездные пути, лишив возможности маневрировать.
14 сентября стал одним из самых тяжелых дней эпопеи Сталинградской битвы. Противник бросил на город семь своих лучших дивизий, 500 танков, несколько сотен самолетов, более тысячи орудий. Группы по 50 - 60 самолётов висели над полем боя, бомбя и штурмуя боевые порядки наших частей. В 6 часов утра такая группа, около 40 самолётов противника, произвела налёт на разъезд Банный и бронепоезд. В результате налёта были разбиты обе бронеплощадки, один броневагон, повреждён паровоз, ранено 16 человек.Бронепоездники продолжали вести бой как пехота и даже сбили один бомбардировщик. По приказу начальника артиллерии 10-й дивизии НКВД только в 23 часа, после того как город покинул Городской комитет обороны, личный состав бронепоезда начал переправляться на левый берег Волги в распоряжение командира 91-го пока НКВД. А затем, по распоряжению начальника войск НКВД генерала Курлыкина, убыл в г. Оренбург в распоряжение командования вновь формирующейся 33-й дивизии НКВД.
За период боевых действий в Сталинграде бронепоездом № 73 НКВД уничтожено 7 танков и сбито два самолёта противника. [52]
По окончании боев за Сталинград председатель Комитета обороны г. Сталинграда, член Военного Совета Сталинградского фронта А. Чуянов и начальник облуправления НКВД по Сталинградской области старший майор госбезопасности А. Воронин написали представление о награждении отличившихся частей НКВД орденами. Боевая доблесть и мужество 10-й дивизии НКВД была отмечена орденом Ленина, а Указом Президиума Верховного Совета от 14 апреля 1943 года бронепоезд № 73 НКВД был награждён орденом Красного Знамени. [53]
Дальнейшая судьба экипажа бронепоезда не установлена. Разбитый в Сталинграде бронепоезд не восстанавливался.
После получения новой материальной части, с 1943 года бронепоезд № 73 НКВД был переброшен на станцию Ростов-на-Дону, а в 1944 году – на станцию Саложайка Ковельской железной дороги. Здесь он выполнял охрану тыла фронта, вел борьбу с бандитизмом. В декабре 1944 г. при бронепоезде был сформирована постоянная десантно-маневренная группа.
17 апреля 1967 года в Центральном музее Вооруженных сил в Москве прошла встреча экипажа бронепоезда № 73. Из всего экипажа смогли приехать только 11 человек. На встречу пришел и генерал армии Д.Д. Лелюшенко.
«Мне довелось быть участником этой волнующей встречи. Я с гордостью на фронтовых товарищей, радуясь, что они и в мирные дни высоко несут звание фронтовиков-героев» - писал в мемуарах Д.Д. Лелюшенко.
Встреча ветеранов бронепоезда № 73 с Д.Д. Лелюшенко.
В тот год командир бронепоезда майор запаса Федор Дмитриевч Малышев жил в г. Армавире и занимался воспитанием детей. Комиссар Иван Никифорович Крискевич трудился в г. Могилев. Секретарь парторганизации бронепоезда Василий Федорович Еремин работал старшим инженером на одном из заводов г. Иванова. В Москве жили заместитель командира бронепоезда Сергей Федорович Сергей Федорович Знаменский, командир бронеплощадки Антон Иванович Жуков, Василий Матвеевич Кулешов, Владимир Яковлевич Маслов. А командир пулемётного расчета Григорий Михайлович Павловский стал художником.
Большой материал о героическом бронепоезде был собран в музее боевой славы Дмитровской средней школы № 6. Его основу составили воспоминания ветеранов и несколько фотоальбомов, так же созданных ветеранами. Каждый год, 28 ноября, приходили ветераны к дому у переезда в г. Дмитрове, откуда начинался героический бой.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. А.Смирнов, А. Сурков «1941: Бои в Белоруссии» Фронтовая иллюстрация № 2 за 2003 г., М. изд. «Стратегия КМ», стр. 27
2. М. Коломиец «Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны». Фронтовая иллюстрация № 5 за 2005 г., М. изд. «Стратегия КМ», стр. 31 – 34
3. "Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г., стр. 56
4. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г., стр. 23.
5. "Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы" М. изд. "Юридическая литература" 1975 г., стр. 63 - 64
6. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г., стр. 23.
7. Егоров Д.Н. Июнь 1941. Разгром Западного фронта. – М. Яуза, Эксмо, 2008. – 800 с., (1941). ISBN978-5-699-27810-7, стр. 554
8. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г., стр. 24.
9. Гот Г. , Гудерин Г. «Танковые операции. «Танки - вперёд»/ Пер. с нем. – Смоленск: «Русич», 1999. – 496 с. («Мир в войнах»), стр. 70. ISBN5-88590-994-6.
10. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г., стр. 25
11. http://srpo.ru/forum/index.php?topic=15551.0, http://www.region.mogilev.by/ru/node/9539 http://wap.imf.forum24.ru/?1-11-0-00000097-000-10001-0 со ссылкой на фонды Могилевского областного краеведческого музея. Егоров Д.Н. Июнь 1941. Разгром Западного фронта. – М. Яуза, Эксмо, 2008. – 800 с., (1941). ISBN978-5-699-27810-7, стр. 614, 615; А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г. стр. 25; М. Коломиец «Бронепоезда в Великой Отечественной войне». «Фронтовая иллюстрация» № 8 за 2007 год., М. изд. «Стратегия КМ».
12. А.Смирнов, А. Сурков «1941: Бои в Белоруссии» Фронтовая иллюстрация № 2 за 2003 г., М. изд. «Стратегия КМ», стр. 27.; А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г. стр. 25
13. " Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г. стр. 199
14. Пауль Карель «Восточный фронт. Книга первая. Гитлер идёт наВосток. 1941 – 1943» М.: Изографус, ЭКСМО, 2003. – 560 с.: илл. Стр. 152
15. Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 93
16. " Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г. стр. 215-216
17. Пауль Карель «Восточный фронт. Книга первая. Гитлер идёт на Восток. 1941 – 1943» М.: Изографус, ЭКСМО, 2003. – 560 с.: илл. Стр. 152
18. http://solar-kolobok.narod.ru/Roots/Peremilovo.htm
19. Пауль Карель «Восточный фронт. Книга первая. Гитлер идёт на Восток. 1941 – 1943». М.: Изографус, ЭКСМО, 2003. – 560 с.: илл. Стр. 153
20. http://wap.imf.forum24.ru/?1-11-0-00000097-000-10001-0 со ссылкой на фонды Музея внутренних войск г. Москва
21. Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 97
22.http://www.taldomvybor.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=184&Itemid=117&ccdate=4-2009;
23. http://wap.imf.forum24.ru/?1-11-0-00000097-000-10001-0 со ссылкой на фонды Музея внутренних войск г. Москва
24. «На линии огня». М., «Юрид. Лит.», 1976 М. 344 с., стр. 148
25. .Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 98-99.
25. " Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г. стр. 215 - 216 ; «На линии огня». М., «Юрид. Лит.», 1976 М. 344 с., стр. 148
25. Краснов В.Г. «Неизвестный Жуков. Лавры и тернии полководца.
26. Документы. Мнения. Размышления». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 575 с.: илл. – (Архив) ISBN 5-224-01089-6, стр. 217
27. http://solar-kolobok.narod.ru/Roots/Peremilovo.htm
28. Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 100
29. "Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г. стр. 215 - 216
30. «На линии огня». М., «Юрид. Лит.», 1976 М. 344 с., стр. 148
31. "Битва за Москву" М. изд. "Московский рабочий" 1968 г., стр. 296
32. Сергей Асмоловский «Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) “Прага”», М. Изд. «Стратегия КМ», серия «Фронтовая иллюстрация» № 2 за 2004 г., 890 с., илл., стр. 17, 79
33. «На линии огня». М., «Юрид. Лит.», 1976 М. 344 с., стр. 149
34. "Битва за Москву" М. изд. "Московский рабочий" 1968 г. стр. 296
35. Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 115)
36. ЦГАСА ф. 38457, оп. 21с, ед. хр. 2, л. 3.
37. В.И. Чуйков «Начало пути». Военное издательство Министерства обороны СССР. «Военные мемуары», 1959 г., стр. 40
38. ЦГАСА ф. 38457, оп. 21с, ед. хр. 5, л. 3.
39. П.С. Кабанов «Стальные перегоны» М. Воениздат. 1973 г., стр. 139.
40. ЦГАСА ф. 38457, оп. 21с, ед. хр. 5, л. 7, подлинник
41. Шилин Н.К. «На главном ходу: Волгоградские железнодорожники. – Волгоград. Волгогр. Отд-ние Приволж. ж.- д., 1993. – 380 с, стр. 130
42. ЦГАСА ф. 38457, оп. 21с, ед. хр. 2 лл. 2 – 5.
43. А.С. Чуянов«Сталинградский дневник (1941 – 1943)» - 2-е изд. Испр. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1979. - 384 с. с порт. – (Подвиг Сталинграда бессмертен), стр. 150 – 153.
44. Воспоминания Л.А. Санеевой, очевидца событий. Ей самой пришлось уходить к Волге по этим горящим улицам.
45. В.И. Чуйков «Начало пути». Военное издательство Министерства обороны СССР. «Военные мемуары», 1959 г., стр. 71
46. А.И. Еременко «Сталинградская эпопея» в сборнике «Двести огненных дней» М. 1965 г., стр. 94
47. А.М. Василевский «Дело всей жизни». М.: Политиздат, 1976, стр. 244 - 245
48. ЦГАСА ф. 38457 оп. 21с, ед. хр. 4, л. 90.
49. А.В. Ефимьев, А.Н. Манжосов, П.Ф. Сидоров " Бронепоезда в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 " М. Транспорт 1992 г. стр. 154
50. Фонд Волгоградского государственного музея обороны, инв. № 3096, н/сф, п. 2, л. 20
51. ЦГАСА ф. 38457 оп. 21с, ед. хр. 2 л. 320.
52. А.С. Чуянов «Сталинградский дневник (1941 – 1943)» - 2-е изд. Испр. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1979. - 384 с. с порт. – (Подвиг Сталинграда бессмертен), стр. 202 – 203
53. ЦГАСА ф. 38457 оп. 21с, ед. хр. 2 л. 365, подлинник
54. "Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1914 - 1945 гг. Документы и материалы " М. изд. " Юридическая литература " 1975 г., стр. 363
55. http://info.idmitrov.ru/questions.html?id=6
56. Д.Д. Лелюшенко «Москва - Сталинград - Берлин - Прага. Записки командарма» М. изд. «Наука» 1975 г., 440 с., ил., стр. 412