Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Неоконченная пьеса для механического пианино» - болтовня, как смысл жизни

«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) – один из лучших фильмов Никиты Михалкова, и чеховские миры часто рассматривают, как нечто, созвучное позднесоветской эпохе с её интеллигентской расслабленностью.

Тогда образованный человек мог не думать о хлебе насущном и завтрашнем дне, был уверен в своих правах, но частенько забывал об обязанностях. Напротив, полагал, что ему все должны.

Афиша фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Афиша фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Я как-то уже разбирала поведение одного из ярких фигурантов ленты – о том помещике, что повторял: «Чумазый играть не может!» Сегодня захотелось поговорить о киноработе в целом.

Да, общий фон – типичен для 1970-х, но это ведь разговор о предреволюционных десятилетиях. О господах-интеллектуалах, о дамах в кружевных накидках, …о дачных террасах и чаепитиях.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

О том, что все эти люди сначала привели народ к революциям, а потом …не вписались в полыхающие реалии. Многие, кстати, и участие приняли – в поисках ощущений.

Такие, как Платонов. Иные свалили в Парижи да Ниццы, чтобы там ностальгировать: ах, как хорошо было в том дивном прошлом, с дачами и гамаками. И чего нам не хватало?

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Если же внимательно слушать, о чём все они болтают, перебивая друг друга, это – рассуждения о будущем. Так, беспрестанно мелькают слова: эмансипация, прогресс, труд на благо общества.

И даже красавчик, сыгранный Олегом Табаковым, и тот вещает, что он, дескать, дарвинист, а его презрение к чумазому – часть естественного отбора. Это - любимая тема наступавшего XX века.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

А ещё герои, в частности, Платонов и Софья Егоровна в какой-то момент решают всё бросить (то есть бросить своих «половинок», прежде всего), дабы начать новую прекрасную жизнь.

Чеховские персонажи вообще любят сей мотив – о новых горизонтах, но ни черта не делают. Или делают, но плохо, спустя рукава, как тот же учитель Платонов или его друг-недруг врач Трилецкий.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Лишь треплются, пока народ, о котором там «заботятся» господа, не побежал с вилами в сторону усадеб. И уже не так важно, как относились баре к мужикам – как к носителям чистого, природного смысла-разума или как к чумазым, не могущим играть.

Адюльтеры, игры, вопли, танцы, обеды… Фейерверки за чужой счёт - весь этот банкет оплачивает новый русский - негоциант Герасим Петрин, чей отец боялся подойти у усадьбе, а сын - принят в среду патрициев.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

И – снова досужая, выспренняя болтовня. Один из гостей усадьбы восклицает, что решил отдать косцам все свои старые костюмы, а его жена возжелала помогать крестьянкам, занятым в поле и кормить их грудных детей из бутылочки.

Все эти господа и любовные интрижки заводят от скуки, от желания как-то разнообразить бытие. Тот же Платонов, несмотря на заурядную внешность, погасшие глаза и не такой уж и высокий статус, кавалер – нарасхват.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Героиня Елены Соловей произносит пафосную речь о том, что надо завершить «неправильный» путь и начать «правильный» - и работать-работать-работать. До изнеможения. Ходить в рубище. Быть счастливыми. Ах!

А она умеет? Но персонаж Александра Калягина с равнодушным лицом пытается открыть двери. Ему все эти дамские прожекты неинтересны. У него свои страдания – начинается истерика на тему: «Мне 35 лет, я ноль, я ничтожество!»

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Он даже утопиться не может – сплошное стремление к эффектам. Как ни странно, в этом скучном серпентарии единственное живое существо – «ничтожная» жена Платонова – толстушка Сашенька, созданная по типу Душечки, но она хотя бы любит.

Ещё там прекрасен мальчик – племянник «дарвиниста». Этот ребёнок всё время пытается расшевелить себя и болото - врубает музыку, шалит, сбегает, но потом уходит в созерцательность.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Кинопоиск.ру.

Он кажется придyрковатым, но лишь поначалу. Он слишком долго находится в жестоких рамках - его бьют по рукам, а он ...притворяется и уворачивается. А там есть потенциал.

Этакий будущий набоковский эмигрант, который будет вспоминать этот шумный и странный день в усадьбе, как нечто прекрасное и невозвратное – и круглые столы, и дождь, и запах лета, но то будет совсем другая жизнь. Отнюдь не прекрасная.

Zina KorZina (c)

  • Ещё экранизации: