Друзья!
Никогда не задумывались над тем, отчего, вдруг и внезапно, в нашей жизни практически не стало ни хороших фильмов, ни даже книг хороших? Отчего для того, чтобы не плеваться и не сожалеть, бурно ли и раздраженно или тихо и устало-равнодушно уже, о бесполезно впустую потраченном времени на новинку ли кинопроката или на свежий книжный "бестселлер" нужно, в подавляющем большинстве случаев, обращаться к старым, классическим уже произведениям и авторам?
Отчего так?
Отчего из комсомолки и пламенной советской патриотки Зои Космодемьянской вылепили нынче для нас в одноименном отечественном новоделе едва ли не православную святую, которая, при всем при этом, даже на собственную голгофу восходит не за ради хотя бы веры тогда, а примитивно и оскорбительно "за булочку и за трамвайчик"? Отчего у безусловно талантливого и гениального мэтра Михалкова, начинавшего в советские "тоталитарные" и "цензурные" времена с по-своему шедеврального "Свой среди чужих, чужой среди своих", теперь в наши "демократические" и "свободные" времена исключительно "Утомленные солнцем", "Цитадели" да "Предстояния" с хождением штрафников с черенками от лопат на пулеметы получаются? Отчего бондарчуковский "Сталинград", настолько же фантастически далекий от "Дома сержанта Павлова", насколько невозможно далеки молотый вручную, сваренный в турке кофе от дешевого пакетика бурды "три в одном"? Отчего теперь у нас Александр Петров, вездесущий и буквально незаменимый и безальтернативный для современного российского кино чуть ли не в той же степени что и президент и лидер национальный Владимир Владимирович - для отечественной политики, который в "Т-34" вполне себе доброжелательно рукопожимается с главным злодеем-нац.стом, а в "Танцах со звездами" в эфире российского государственного канала выходит в образе офицера вермахта и даже и со свас.икой на щуплой груди?
Отчего?!
Потрясающе точный и предельно объективный ответ на волнующий и насущный вопрос этот попался мне на глаза на днях, когда в очередной раз взялся я за читанные когда-то давно очаровательные и удивительно наблюдательные путевые очерки Ильфа и Петрова, между прочим - середины тридцатых годов прошлого столетия писаные, "Одноэтажная Америка". Тот момент, когда путешествующие в попытке понять, что же такое на самом деле эта Америка, по Новому Свету советские писатели оказываются в Голливуде и, буквально оглушенные гулкой пустотой, открывшейся им за яркими и блестящими декорациями и фасадами, ведут доверительную беседу по душам с одним из голливудских кинематографистов за коктейлем в маленьком кафе:
- Вы хотите знать, – говорил кинематографист, – почему мы, со своей изумительной техникой, со своими прекрасными актерами, с режиссерами, среди которых есть лучшие художники мира, почему мы, делающие иногда, но очень редко, превосходные фильмы, почему мы день и ночь изготовляем наши возмутительные, идиотские картины, от которых зритель мало-помалу тупеет? Вы хотите это знать? Извольте, я вам расскажу.. Надо вспомнить, кто был отрицательной фигурой в старой американской кинематографической драме. Это почти всегда был банкир. В тогдашних кинопьесах он был подлецом. Теперь просмотрите тысячи фильмов, сделанных в Голливуде за последние годы, – и вы увидите, что банкир как отрицательный персонаж исчез. Он даже превратился в тип положительный. Теперь это – добрый, симпатичный деляга, помогающий бедным или влюбленным. Произошло это потому, что сейчас хозяевами Голливуда стали банкиры, крупные капиталисты. Они-то, понимаете сами, уж не допустят, чтоб их изображали в фильмах мерзавцами. Скажу вам больше. Американская кинематография – это, может быть, единственная промышленность, куда капиталисты пошли не только ради заработка. Это неспроста, что мы делаем идиотские фильмы. Нам приказывают их делать. Их делают нарочно. Голливуд планомерно забивает головы американцам, одурманивает их своими фильмами. Ни один серьезный жизненный вопрос не будет затронут голливудским фильмом. Я вам ручаюсь за это. Наши хозяева этого не допустят. Эта многолетняя работа уже дала страшные плоды. Американского зрителя совершенно отучили думать. Сейчас рядовой посетитель кино стоит на необыкновенно низком уровне. Посмотреть что-нибудь более содержательное, чем танцевально-чечеточный фильм или псевдоисторическую пьесу, ему очень трудно. Он не станет смотреть умную картину, а подхватит свою девочку и перейдет в соседнее кино. Поэтому европейские фильмы, где все-таки больше содержания, чем в американских, имеют у нас весьма жалкий сбыт. Я вам рассказываю ужасы, но таково действительное положение вещей. Нужно много лет работы, чтобы снова вернуть американскому зрителю вкус. Но кто будет делать эту работу? Хозяева Голливуда?
Каково, а? Ну же, согласитесь, гениальное наблюдение и предельно исчерпывающий анализ того, отчего и почему именно так, а никак не иначе!
Отчего у нас нынешних, при, казалось бы, полнейшей свободе самовыражения, при законами закрепленном отсутствии цензуры, в богом теперь спасаемой нашей стране вместо потрясающих фильмов и книг, которые хочется смотреть и пересматривать, читать и перечитывать снова и снова, вместо этого всего у нас абсолютно примитивное, экстремально пустое, совершенно безыдейное, едва ли не идеальное и не эталонное в законченной своей недалекости нечто, то, что даже язык не повернется назвать произведением искусства, книгой или фильмом!
Кого жальче в этой ситуации больше всего? Наверное, все-таки, наших детей, которым за 30 лет уже основательно переформатировали мозг, отучив думать, размышлять и критически оценивать окружающее. Наивно, ведь, полагать, что всего лишь выключив навсегда телевизор, не ходя принципиально в кинотеатры на все эти "новинки", ты, будто бы, сможешь освободиться от окружающего. Увы и ах! Нельзя жить в обществе и быть от него абсолютно свободным. Не получится день за днем ходить по улицам родного города, на которых теперь "красуются" мемориальные доски "царским офицерам" Маннергеймам или бюсты "героических безвинно пострадавших за Отечество патриотов" Колчаков да билборды царских семей, и никак не быть с этим связанным, никак от этого не зависеть и не относиться к этому совершенно.
Не получится!
Мы - такие, какие есть. Теперь. Здесь и сейчас. И именно для нас таких, нынешних и современных, и штампуются и "зои" и "т-34", и "сталинграды" и "на париж". Для нас, для кого же еще? Ведь "пират" теперь у нас, совсем как и в произведении Джанни Родари, - это "справедливый человек", а "банкир", совсем как в описании Голливуда от Ильфа и Петрова, - это вовсе не киношный "подлец", не реальный ростовщик, наживающийся на обирании своих жертв, пардон - клиентов, а едва ли не тот самый "добрый, симпатичный деляга, помогающий бедным или влюбленным"!
Хороших вам фильмов, друзья! И книг, книг - только хороших! Не знакомы если вы до сих пор с путевыми заметками Ильфа и Петрова "Одноэтажная Америка", тогда настоятельно вам рекомендую. Прочтите. Не пожалеете.
Берегите себя!
С искренним уважением,
Я
P.S. "Реформы. Для народа.." Ну а для кого же еще?!: