Найти в Дзене

Станция отправления - Анапа. Куда увозили поезда отдохнувших на этом курорте в 1987, 2004 гг. и увезут в 2024 году

Мы продолжаем исследование маршрутов поездов в разные годы существования железных дорог в нашей стране и других странах постсоветского пространства. Вчера мы отследили, для каких поездов были начальными / конечными станциями Актобе и Алматы, позавчера - Абакан, еще раньше - Адлер. Найти все эти публикации можно в подборке по ссылке ниже:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен

Ну а сегодня у нас на очереди Анапа! Знаменитый черноморский курорт. Помню, как дед рассказывал про отдых здесь в 1966 году. Самое главное его воспоминание было не море, а то, как они смотрели Чемпионат мира по футболу из Англии по телевизору, который был в квартире. В Иркутске тогда еще такого не было.

Когда-то в античные времена здесь был греческий полис. Потом в район пришли османы. В городе до сих пор есть остатки крепости, которую возвели турки. Русские ворота - так называется эта достопримечательность.

Русские ворота в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Русские ворота в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Песчаные пляжи, мелкое море - что еще нужно для отдыха с детьми. Правда, многие жалуются, что вода в сезон очень грязная с обилием водорослей. Однако это не отпугивает тысячи людей, которые хотят оказаться в свой отпуск на море.

Пляж в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Пляж в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А раз они хотят сюда приехать, значит нужны пути сообщения. И удивительно, что железная дорога пришла в эти края даже менее 50 лет назад. Железнодорожное сообщение от Крымской открыли 28 мая 1978 года. Хотя проект о соединении Анапы с Тоннельной железной дорогой был сделан еще в начале ХХ века. Но его реализации постоянно что-то мешало. Поэтому отдыхающих доставляли в город на автобусах от ближайших станций.

В итоге участок все-таки был построен немного по иному проекту. Первым же поездом оказался № 450 сообщением Москва-Анапа. В основном он привез детей на отдых в пионерский лагерь "Черноморец". Причем еще год в Анапе не было даже вокзала.

Вокзал в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Анапе. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот и давайте вспомним, с какими городами (начальная / конечная станции) у Анапы и было организовано в разные годы пассажирское сообщение, в том числе беспересадочными вагонами.

Я не знаю, можно ли в это верить, но справочник 1987 года говорит, что конечной станцией Анапа была всего для двух поездов из:

  • Москвы - № 181/182. Отправлялся он с Курского вокзала столицы поздно вечером (23:20) и через две ночи и день рано утром оказывался в Анапе (05:45). Время в пути в те годы составляло 30 часов 25 минут. Шел поезд исключительно сухопутным путем через Ростов-на-Дону и Харьков;
  • Ленинграда - № 367/368. А вот маршрут этого поезда был гораздо более нетривиален. Он уходил на Керченскую переправу, затем следовал на Харьков и через Брянск направлялся в город на Неве. Время в пути было более 2-х суток (ровно 49,5 часов). Причем, если московский прибывал рано утром, то ленинградский - вечером (20:49).
Вагон состава Москва-Анапа 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вагон состава Москва-Анапа 2000-х гг. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Дополнительно были вагоны беспересадочного сообщения (в основном их перецепляли на ст. Юровский к поездам из Симферополя или Новороссийска) до следующих городов:

  • Иркутск;
  • Киев;
  • Красноярск;
  • Москва;
  • Саратов;
  • Челябинск.

К 2004 году ситуация изменилась просто коренным образом. Здесь уже под два десятка городов, в которые отправлялись собственно поезда (привожу по алфавиту):

  • Архангельск и Вологда. Они шли под одним №551/552. Видимо был составной поезд. Время в пути до города на Северной Двине - 58 часов 13 минут, до Вологды - 45 часов 45 минут. Причем в Архангельск, который был конечной станцией, поезд прибывал глубокой ночью - в 01:25;
  • Иркутск. № 205/206. Этот поезд в своем родном городе я видел много раз. Время в пути было 113 часов 55 минут. Ну меньше же чем 5 суток - значит уже хорошо ) Одно время даже синие вагоны на него ставили.
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • Калининград. № 259/260. Время в пути 59 часов 13 минут - и вы в городе Иммануила Канта;
  • Коротчаево (фактически район Нового Уренгоя). № 429/430. Еще один поезд, пассажиры которого будут более 100 часов ждать встречи с морем от начальной до конечной станции - 102 часа 57 минут;
Коротчаево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Коротчаево. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • Красноярск. № 329/330. Еще один поезд в Сибирь. Но здесь даже менее 4-х суток в пути, пусть и лишь на 27 минут - 95 часов 33 минуты;
  • Минск. № 109/110. Из столицы Беларуси до Анапы поезд шел ну как-то очень долго - 37 часов 53 минуты;
  • Москва. Тут было аж 6 поездов, причем с Белорусского, Казанского, Киевского и Курского вокзалов. Время в пути 32-46 часов;
  • Новокузнецк. № 543/544. Время в пути тоже менее 4 суток;
  • Ростов-на-Дону. № 667/668. В пути ночь. Но время отправления / прибытия было выбрано немного странно. В Ростове он оказывался в 04:36;
  • Санкт-Петербург. Здесь было 2 состава. Причем второй уходил глубокой ночью (02:00) и прибывал в северную столицу рано-рано утром (в 04:20). Время в пути 46,5-50,5 часов;
Двухэтажный в Анапу из Санкт-Петербурга. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Двухэтажный в Анапу из Санкт-Петербурга. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
  • Самара. № 233/234. На Волге вы оказывались менее чем через 2 суток;
  • Северобайкальск. № 219/220. Это самый удаленный от Анапы пункт следования. Время в пути более 5 суток - 123 часа 11 минут.
  • Смоленск. Пара поездов была до этого города. Причем в пути они были еще дольше, чем минский поезд - 42-44 часа.
  • Сосногорск. И 3 суток в пути до этой станции. И еще 34 минуты, чтобы жизнь малиной не казалась.
  • Томск. № 433/434. И почти 89 часов до этого центра науки в Западной Сибири. Но у ученых многочисленных томских вузов и их детей была возможность напрямую добраться до Анапы;
  • Харьков. № 307/308. Еще один международный состав 2004 года в графике;
  • Челябинск. № 213/214. До Южного Урала время в пути составляло 58 часов 38 минут.

И если я правильно понимаю, то ни одного фирменного не было. Но было еще несколько направлений с вагонами беспересадочного сообщения, в том числе на Абакан (перецепляли в Красноярске), Барнаул (Новосибирск; следовал с Томским), Брест (Минск), Киев (Харьков), Оренбург (Самара), Саранск (Пенза; следовал с Самарским), Сыктывкар, Томск (Новосибирск; следовал с Новокузнецким), Улан-Удэ (Иркутск), Уфа (Самара), Чита (Иркутск). Вот, видимо, Чита - это и будет самая дальняя точка от Анапы, до которой можно было доехать без пересадки в 2004 году.

И теперь 2024 год. Прямые поезда будут из Анапы в следующие города:

  • Архангельск. И в одном графике с ним поезда на Вологду, Череповец и Кострому. До самого дальнего - Архангельск - 2 суток 4 часа. До остальных городов на несколько часов меньше;
  • Аэропорт Сочи. Что-то я не определился как считать эту "Ласточку", поэтому записал ее в поезда. Время в пути около 8,5 часов;
  • Владикавказ. Это один из самых коротких маршрутов для поездов из Анапы. В пути на 2 минуты меньше 16 часов. Ночь + утро. При этом к нему цепляют вагоны беспересадочного сообщения до Элисты. Я почему-то был вообще уверен, что в столицу Калмыкии нет железной дороги. Откуда вот это у меня в памяти отложилось;
  • Екатеринбург. До крупнейшего города на Урале 2 суток 15 часов и 1 минута. Не так и мало, конечно;
  • Иркутск. И в одном графике с ним идут составы на Красноярск, Тынду и Северобайкальск (все по дням). До Иркутска при этом 4 дня 18 часов, до Красноярска - 3 суток 17 часов, до Северобайкальска - 5 суток 2 часа, Тынды - 6 суток 4 часа. Причем интересно, что именно к этим поездам цепляют вагоны беспересадочного сообщения Анапа- Калининград. Ну и нет ничего странного, что также к ним прицеплены на протяжении существенной части маршрута вагоны беспересадочного сообщения до Читы. Кстати, по своему городу приведу цену билета до Анапы. Вот если бы сегодня с максимальной скидкой решил купить билет на 25 июня, то плацкарт бы мне обошелся в 12662 рубля, а купе - 16892 рубля верхняя полка и 21296 рубля - нижняя. То есть, если семья из 4-х человек решит съездить в Анапу купейным вагоном (плацкарт на такое расстояние - это ну уж совсем экстремально), то только на билеты уйдет около 170 тысяч рублей. С билетами на самолет в Сочи, пока закрыт аэропорт Анапы, всё примерно за те же деньги. Если смотреть в одну сторону, то на 4-х взрослых минимум это на Уральских авиалиниях со стыковкой в Екатеринбурге - около 80 тыс. руб. Ну так еще и от Сочи добраться до Анапы, если принципиально все-таки попасть в город белых шляп. Как вы думаете, многие жители Иркутска могут позволить себе потратить просто 160-170 тыс. руб. на дорогу к месту отдыха? Правда, и Бангкок нынче дорог - на 4-х билеты в одну сторону там от 125 тыс. руб. Туда- обратно Аэрофлотом - 214 тыс. руб. Ни в чем себе не отказывайте граждане;
  • Киров. Поезд отправится на Вятку через Пензу, Саранск и Нижний Новгород. Врем в пути 2 суток и 27 минут;
  • Минск. Это единственный поезд в другую страну. Чтобы добраться до столицы Беларуси придется потратить 45 часов;
  • Москва. Здесь аж 9 различных поездов. Понятно, что часть из них ходит по дням, но в целом выбор присутствует. Время в пути от 23 часов на фирменном № 011 с незамысловатым названием "Анапа - Москва" до 41 часа на № 563;
  • Мурманск. Очень удаленный город. Самый северный маршрут из Анапы, наверное. Время в пути 2 дня 22 часа 15 минут. И особенностью этого поезда является прицепной вагон на Костомукшу;
  • Новокузнецк. Через Волгоград, Саратов, Уфу, Челябинск, Курган и далее через территорию Казахстана (Петропавловск) на Омск, Новосибирск и далее на Новокузнецк. Время в пути 88,5 часов;
  • Орск. Время на весь маршрут 2 суток 4 часа и 55 минут. Как-то раз я уже удивлялся, за что 200-тысячному Орску в Оренбургской области такая честь выпадает. Ведь это реально какой-то мега центр притяжения поездов со всей страны, в том числе двухэтажных составов;
  • Самара. До города-миллионника на Волге время в пути 40 часов. Через Пензу и Сызрань. По дням с ним ходит поезд до Тамбова, к которому цепляют беспересадочный вагон до Белгорода;
  • Санкт-Петербург. До города на Неве 1 день 14 часов и 35 минут. Но 38 часов - это, конечно, в любом случае быстрее, чем в 2004-м и 1987-м. Правда, есть и еще один поезд - вечерний. Вот он в пути будет ровно 46 часов;
  • Саратов с вагоном беспересадочного сообщения до Астрахани. Время в пути до Саратова 27,5 часов через Ростов-Главный и Волгоград;
  • Смоленск. Время в пути даже больше, чем до Санкт-Петербурга - 40 часов 50 минут;
  • Сосногорск. С вагоном беспересадочного сообщения на Сыктывкар. 58,5 часов добираться до Сосногорска. Проследует же поезд через Воронеж, Рязань, Ярославль и Вологду;
  • Томск. Время в пути 90 часов. И этот поезд в Сибирь тоже через Казахстан. А до него через Пензу на Самару, Уфу, Челябинск и Курган;
  • Ульяновск. Через Краснодар, Волгоград и Саратов до города, в котором родился Ленин, 42 часа 39 минут. Не очень это быстро, но напрямую;
  • Уфа. До столицы Башкирии всё тем же путем через Волгоград, Саратов и Сызрань. Время в пути 48 часов и еще 23 минуты от третьих суток.

Итак, что мы там самое далекое получили: Тынду. Всё ничего, но Байкал будет ночью. Даже в самый длинный день в 3 часа ночи в Иркутской области (даже на севере) еще темно. Бросить прощальный взгляд на Черное море - тоже вряд ли получится. Там железная дорога проходит не как в Сочи по берегу, а на удалении около 1,5 км. А вот Витязевский лиман увидеть будет можно.

Ветка на Анапу. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ветка на Анапу. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Если же сравнивать с 2004 годом, то в принципе всё относительно сопоставимо. Какие-то направления появились новые, какие-то ушли наоборот.

Ну а я буду заканчивать этот рассказ про Анапу и поезда из этого города. До встречи на канале!

-