Пожалуй, это самые противоречивые машины, не только среди таков под индексом КВ, а и вообще в СССР. Шутка ли, по какому танку подавалось сразу 20 проектов, да ещё и настолько разных? В плане альтернативной истории тут кроется сразу уйма альтернатив.
Выложить материал хотел давно. Но останавливало то, что не было подходящей иллюстрации. А точнее, я сам хотел её сделать, но, всё, как-то руки не доходили. Вот, теперь дошли.
Так что, представляю вам и сам материал, и первое цветное изображение танка КВ-4 (естественно, так как бы он мог выглядеть) в сети. По крайней мере, мне, ни сейчас, ни раньше, не попадалось.
Пожалуй, это самые противоречивые машины, не только среди таков под индексом КВ, а и вообще в СССР. Шутка ли, по какому танку подавалось сразу 20 проектов, да ещё и настолько разных? В плане альтернативной истории тут кроется сразу уйма альтернатив.
Выложить материал хотел давно. Но останавливало то, что не было подходящей иллюстрации. А точнее, я сам хотел её сделать, но, всё, как-то руки не доходили. Вот, теперь дошли.
Так что, представляю вам и сам материал, и первое цветное изображение танка КВ-4 (естественно, так как бы он мог выглядеть) в сети. По крайней мере, мне, ни сейчас, ни раньше, не попадалось.
Всего найдено около 20 различных проектов танка КВ-4.
Над проектом танка КВ-4 конструкторы начали работать в апреле 1941 года, а поскольку опыта подобных работ на Кировском заводе не было, начальник СКБ-2 Ж.Котин к проектированию этого танка привлек почти всех инженеров своего КБ и поставил это на конкурсную основу.
Все авторы с большим энтузиазмом принялись за дело. Задание, полученное ими, было довольно трудным: установка сразу двух пушек и никогда не применявшаяся на отечественных танках 125-130 мм броня приводили к необходимости усиления шасси и обуславливали резкое повышение массы танка. Творческая мысль участников проектирования не ограничивалась, и проектанты этим широко пользовались. Исходя из заданных характеристик, они разработали и выдвинули довольно пеструю гамму идей. По массе предполагалось строить 80-, 90- и даже 100-тонные танки. Самый «легкий» из проектов удался инженеру Н.Духову — 82,5 тонн. Самый тяжелый получился у конструктора Г. Крученых — 107 тонн.
Проект танка КВ-4 инженера С.Федоренко.
Компоновочные решения тоже были весьма различны. Конструкторы К.Буганов, Г.Крученых, Ф.Маришкин, Г.Москвин, Н.Струков и С.Федоренко, работая каждый над своим проектом, предлагали однобашенные варианты тяжелого танка с установкой 107-мм пушки в основной башне, а 45-мм пушки в маленькой башенке, расположенной над ней, как бы вторым этажом.
Конструкторы А.Ермолаев, Л.Сычев, Л.Переверзев, Быков и двое из разработчиков, не оставивших подписей на рабочих чертежах, предложили двухбашенные варианты танка с установкой 107-мм пушки в большой центральной башне, как это было на танке СМК, а 45-мм пушки — в отдельной башне, расположенной в носовой части корпуса.
Проект танка КВ-4 инженера М.Креславского.
Проект танка КВ-4 инженера М.Креславского. Фотокопия чертежа.
ТТХ КВ-4 М.Креславского:
Боевая масса, кг 92600
Полная длина, м 9
Полная ширина, м 4
Полная высота, м 3,225
Колея, м 3,15
Клиренс, м 0,6
Длина опорной поверхности, м 6
Уд. давление, кг/см2 0,908
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 45
Запас хода, км 180-230
Экипаж, чел. 6
II. Броневая защита
Бортовая броня, мм корпуса 125, башни 140
Верхний лобовой лист, мм 80
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 130
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 40
Задний лист днища, мм 40
III. Вооружение
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 3
Снарядов для пушки №1, шт. 103
Снарядов для пушки №2, шт. 140
Патронов для пулеметов, шт. 6000
Угол возвыш/склон. пушки №1 +15° -7°
Угол возвыш/склон. пушки №2 +15° -7°
Угол обстрела пушки №1 360°
Угол обстрела пушки №2 360°
Доп. вооружение нет
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
Проект танка КВ-4 Шашмурина
Конструкторы Н.Духов и М.Креславский в своих проектах предлагали спарить орудия в одной танковой башне, а инженер Н.Шашмурин — установить 107-мм пушку казематным способом в корпусе на тумбе с 30-градусным углом обстрела по горизонту. От 45-мм пушки этот разработчик отказался, и вместо нее установил 76-мм пушку в серийной танковой башне КВ-1 на громадном корпусе танка со значительным удлинением ходовой части.
Два конструктора — П.Михайлов и Г.Турчанинов в своих проектах предложили установить 45-мм пушки казематным способом, прорезав для этого амбразуру в переднем броневом листе корпуса танка, а 107-мм пушку они ставили в обычной танковой башне на корпусе машины.
Проект танка КВ-4 инженера К.Буганова.
ТТХ КВ-4 проекта Буганова:
- Размеры:
- Длина – 9,13 м;
- Ширина – 4,03 м;
- Высота – 3,9 м.
- Масса – 93 т
- Вооружение:
- Пушка – 1х107 мм;
- Пушка – 1х45 мм;
- Бронирование:
- Лоб – 190 мм.
- Максимальная скорость – 42 км/час;
- Экипаж – 6 чел.
Лишь инженер Н.Цейц отказался от установки второй пушки. Основное орудие калибра 107-мм он предложил установить в обыкновенной танковой башне, придав ей в плане круглую форму с тем, чтобы весь боекомплект из 120 унитарных снарядов поместить вдоль стенок цилиндрической башни. Этот проект выделялся своей оригинальностью и в будущем создавал предпосылки для применения механизма заряжания.
В коллективном проекте, предложенном тремя авторами (П.Тарапатин, К.Кузьмин и В.Таротько), 107-мм пушку расположили в башне с ограниченным углом поворота (около 130°). Конструкторы В.Павлов и Д.Григорьев пришли к такому же решению, но не для 107-мм пушки, а для 45-мм орудия. Сверх задания несколько проектантов предложили установить на танке еще и огнемет.
КВ-4 инженера П.Михайлова
ТТХ танка КВ-4 инженера П.Михайлова:
Боевая масса, кг 86500
Полная длина, м 9
Полная ширина, м 3,6
Полная высота, м 3
Колея, м 2,5
Клиренс, м 0,5
Длина опорной поверхности, м ?
Уд. давление, кг/см2 0,896
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 50
Запас хода, км 2800 литров
Экипаж, чел. 5
Бортовая броня, мм 150
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 180
Корма, мм 130
Крыша, мм 40
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 40
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 3х7,62-мм ДТ
Снарядов для пушки №1, шт. 85
Снарядов для пушки №2, шт. 150
Патронов для пулеметов, шт. 45 дисков
Угол возвыш/склон. пушки №1 +20° -5°
Угол возвыш/склон. пушки №2 +20° -5°
Угол обстрела пушки №1 360°
Угол обстрела пушки №2 45°
Доп. вооружение огнемет
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
По бронированию тоже было немало оригинальных предложений. Например, К.Буганов и Ф.Маришкин избрали способ бронирования башни таким образом, чтобы ее погон углублялся в корпус, что исключало заклинивание от попадания снарядов и осколков, как это случилось при испытаниях танка КВ-1 на подмосковном полигоне в Кубинке.
Г.Крученых и Н.Струков предложили башню танка, имевшую в плане форму ромба с закругленными углами, а инженер С.Федоренко спроектировал башню нетрадиционной фигурной формы с установкой в ней двух пулеметов ДТ и 45-мм пушки на оригинальной турельной установке, позволяющей стрелку вести огонь, не высовываясь из люка.
Проект танка КВ-4 инженера Г.Крученых.
ТТХ КВ-4 Г.Крученых:
Боевая масса, кг 107700
Полная длина, м 9,13
Полная ширина, м 4,03
Полная высота, м 3,78
Колея, м 3,1
Клиренс, м 0,55
Длина опорной поверхности, м 6,09
Уд. давление, кг/см2 1,04
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 35
Запас хода, км 320
Экипаж, чел. 9
Бортовая броня, мм копрус 130, башня 140
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 100 и 130
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 50
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 4х7,62-мм ДТ
Снарядов для пушки №1, шт. 105
Снарядов для пушки №2, шт. 300
Патронов для пулеметов, шт. 10000
Угол возвыш/склон. пушки №1 +20° -12°
Угол возвыш/склон. пушки №2 +20 ° -12°
Угол обстрела пушки №1 360°
Угол обстрела пушки №2 360°
Доп. вооружение нет
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
В своих проектах разработчики применили немало и других приемов, не встречавшихся ранее в танковом проектировании. Например, инженер П.Михайлов разработал оригинальный гусеничный обвод для своей машины.
Пять проектировщиков двигатель и трансмиссию установили в передней части корпуса, что для тяжелых танков было необычным решением. А инженер Н.Цейц предложил разместить двигатель в корме, а трансмиссию — в носовой части. Л.Переверзев предложил ведущую пару катков в корме машины вынести из корпуса и укрепить на кронштейнах, что давало некоторую экономию забронированного объема, вместе с тем делало особо уязвимым этот важнейший узел машины.
Проект танка КВ-4 инженера М.Цейца.
ТТХ танка М.Цейца:
Боевая масса, кг 90000
Полная длина, м 8,35
Полная ширина, м 4,03
Полная высота, м 3,62
Колея, м 3,18
Клиренс, м 0,55
Длина опорной поверхности, м 6,05
Уд. давление, кг/см2 0,88
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 45
Запас хода, км 180
Экипаж, чел. 7
II. Броневая защита
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 130
Нижний лобовой лист, мм 130
Корма, мм 125
Крыша, мм 60
Передний лист днища, мм ?
Задний лист днища, мм 50
III. Вооружение
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 нет
Пулеметы, шт 2х7,62-мм ДС
Снарядов для пушки №1, шт. 108
Снарядов для пушки №2, шт. нет
Патронов для пулеметов, шт. 10000
Угол возвыш/склон. пушки №1 +20° -5°
Угол возвыш/склон. пушки №2 нет
Угол обстрела пушки №1 360°
Угол обстрела пушки №2 нет
Доп. вооружение огнемет
IV. Прочие свойства
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
Анализ сохранившихся чертежей (всего до нас дошло 20 вариантов проекта танка КВ-4) свидетельствует, что многие из проектов содержат ценные с конструкторской точки зрения решения и вполне заслуживают патентования на уровне изобретений. Работа над проектом КВ-4 проводилась в тревожные предвоенные дни и поэтому авторство интереснейших предложений осталось незакрепленным.
По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В.Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года). К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года уже в башне танка КВ-2. После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовило новое орудие и успешно испытало его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский Научно-Испытательный Полигон под Ленинградом.
Проект танка КВ-4 инженера Л.Переверзева.
ТТХ КВ-4 Л.Переверзева:
Боевая масса, кг 100000
Полная длина, м 6,5
Полная ширина, м 3,8
Полная высота, м 3,32
Колея, м 3
Клиренс, м 0,52
Длина опорной поверхности, м ?
Уд. давление, кг/см2 ?
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 39
Запас хода, км 300
Экипаж, чел. 6
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 100
Нижний лобовой лист, мм 125
Корма, мм 125
Крыша, мм 50
Передний лист днища, мм 50
Задний лист днища, мм 40
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 4х7,62-мм ДТ
Снарядов для пушки №1, шт. 100
Снарядов для пушки №2, шт. 103
Патронов для пулеметов, шт. 4500
Угол возвыш/склон. пушки №1 +20° -7°
Угол возвыш/склон. пушки №2 +25° -7°
Угол обстрела пушки №1 360°
Угол обстрела пушки №2 360°
Доп. вооружение нет
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В.Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати, подписанным В.Грабиным, сказано, что «в июле-августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
Проект танка КВ-4 инженеров К.Кузьмина, П.Тарапатина и В.Таротько .
ТТХ КВ-4 К.Кузьмина, П.Тарапатина и В.Таротько:
Боевая масса, кг 88000
Полная длина, м 9,26
Полная ширина, м 3,79
Полная высота, м 3,175
Колея, м 3,04
Клиренс, м 0,5
Длина опорной поверхности, м 6,66
Уд. давление, кг/см2 0,8
Двигатель дизель М-40
Макс. мощность, л.с. 1200
Макс. скорость, км/ч 36
Запас хода, км 250
Экипаж, чел. 6
II. Броневая защита
Бортовая броня, мм 125
Верхний лобовой лист, мм 125
Нижний лобовой лист, мм 125
Корма, мм 100 и 125
Крыша, мм 40
Передний лист днища, мм 40
Задний лист днища, мм 40
Пушка №1 одна 107-мм ЗиС-6
Пушка №2 одна 45-мм 20-К
Пулеметы, шт 3
Снарядов для пушки №1, шт. 20
Снарядов для пушки №2, шт. 160
Патронов для пулеметов, шт. 4200
Угол возвыш/склон. пушки №1 +? -5°
Угол возвыш/склон. пушки №2 +80° -5°
Угол обстрела пушки №1 60°
Угол обстрела пушки №2 360°
Доп. вооружение нет
Ходовая часть торсионная
Опорные катки стальные с внутренней амортизацией
Рация 10-Р
Несмотря на столь большое разнообразие ни один из проектов не вышел за стадию предварительного проектирования. Причиной этому послужила начавшаяся в июне 1941 г. война с Германией, когда все мощности ЛКЗ и ЧКЗ были направлены на постройку серийных танков КВ и Т-34. Впрочем, отдельные конструктивные решения затем были использованы на других танках.
Проект КВ-4 неизвестного автора
ТТХ КВ-4 неизвестного автора:
- Длина: 8 317 м
- Ширина: 3 572 м;
- Высота: 3 121 м;
- Силовая установка: Дизель M-40 мощностью 1200 л. с.;
- Экипаж: 6 чел;
- Броня:
- Лоб корпуса: 135 мм
- Передняя часть башни: 135 мм
- Вооружение:
- Пушка: 1x 107 мм ЗиС-6
- Пушка: 1x 45 мм
- Пулемёты: 3×62 мм DT
PS. В заключение общая картинка всех танков КВ-4, если так можно выразиться, на одном плацу. На этом же плацу расположен и серийный КВ-1, для сравнения.
Телеграмм канал Альтернативная История
Источник: https://alternathistory.ru/tyazhelyi-tank-kv-4-sssr/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉