Найти в Дзене
Navigare necesse est

Балеары - Канары на яхте. Часть 7. Эс-Суэйра: наконец-то Марокко!

Эс-Суейра находится на юге Марокко. Это рыбацкий порт с небольшой мединой, пляжем и новым городом. Известен рыбным промыслом и тем, что это центр современного марокканского искусства, обильный художниками.
***
Эс-Суейра бело-синяя, с песчаными крепостными стенами. Не такая, как Шевшауэн, нет впечатления, что ее специально так всю окрашивают, скорее, это более естественное сочетание цветов, соединение солнца и океана.

***
По плану мы хотели прийти накануне хотя бы к вечеру, но что-то, а именно ветер и наша скорость, пошло не так, и мы доехали только к утру. Бросили якорь. Количество якорных стоянок в этом путешествии превосходит марины, что меня лично не радует. В данной ситуации мера была единственно возможная, поскольку весь порт забит рыбацкими лодками в 3-4 ряда борт к борту.
***
За год до нашего путешествия яхту наших предшественников срывало с якоря в заливе несколько раз, при том, что это относительно закрытая бухта. Самая закрытая на всем побережье. Было тревожно.
***
Между волноломом и пирсом тянется узкий канал, в котором стоят крупные суда, а в гавани огромное количество традиционных деревянных синих лодок. В канале плавает мусор, над ним мечутся чайки. Когда мы приехали в гавань на тузике, оказалось, что нет места даже для него, надувной лодки длиной два метра, и мы швартовались к борту какого-то крупного рыболова, вылезая через его палубу.

Стены старой гавани
Стены старой гавани

***
Сергей расстроился, что нет завтрака, и остался сторожить лодку, жаря себе яичницу.
***
Первым делом мы зачем-то пошли в полицию ставить штампы о въезде, ведь из Танжера нас выштамповали. С учетом того, что мы стояли на якоре и вылезли в город через борт рыболова, никто никогда бы даже не пошевелился проверить у нас хоть какие-то документы, и в целом всем было глубоко плевать. Поэтому наша добровольная сдача властям сложно объяснима и довольно бессмысленна, ну кроме того, что заняла у нас еще около 1,5 часов. Пограничники тоже очень удивились и оформляли нас с явной ленью и нежеланием. А мы развлекали себя чтением объявлений о розыске. В общем, если вам ну совершенно нечем занять себя в Марокко и надо убить время, рекомендую таможню порта.
***
Пошли поесть, и поскольку дело уже было к полудню, можно счесть это обедом. Блюдом дня в ресторанчике был стейк из тунца с кунжутом (сезамом!) в медово-соевом соусе. Это был прекрасный свежий тунец слабой прожарки, толстейшим куском нежного мяса. Рыбная составляющая культуры Эс-Суейры может быть признана заслуживающей высокой оценки.
***
После трапезы все разошлись по своим делам и интересам, потому что смотреть город толпой - это всем быть одновременно недовольными.
***
Стоило мне остаться одному, как через 15 минут берберы в своем доме уже раскладывали передо мной традиционные кустарные браслеты и подвески-компасы, играя на инструменте из палок и шкур с тремя струнами. Надо сказать, это были зарвавшиеся берберы, из тех, что назначают цену сразу в 10 раз выше. Мы с ними поторговались, но в итоге результат скорее в их пользу. В смысле, я сбил ее в 7, а не 10 раз. Надо напрягаться, когда после торга восточный человек дарит тебе утешительный сувенир, где-то он обманул тебя.

Типичная лавка, в которой продают все
Типичная лавка, в которой продают все

***
Следующие три часа я провел в исследовании рынка медины. В Марокко это одно и то же: рынок и старый город. Нет смысла гулять по старому городу, если тебя совсем не интересует местная торговля, и нет смыла покупать что-то не на традиционном рынке (кроме алкоголя). Есть, конечно, рынки для местных, они дешевле, но куда менее приятные и колоритные.
***
В Эс-Суейре продают: резные изделия из дерева (шкатулки, подносы, фигурки), ковры, пуфы, местную одежду, плетеные соломенные изделия (шляпы, сумки), берберские украшения и ювелирку, кожу, керамику. Редкие магазины с масками и статуэтками из глубокой Африки. Крайне мало традиционных фонариков и чайников, нет меди.
***
Медина делится ровно пополам: туристические улицы и жилища местных. Для местных продают сантехнику, хозяйственные вещи разной степени убогости, одежду, чипсы.
***
Очень много для марокканского города художественных салонов в европейском смысле, с вполне привычной нам живописью на местные темы. И на улицах продается изрядное количество картин местных художников. Есть современная керамика, есть стекольные салоны, есть современная прозападная, а не берберская ювелирка. Вроде как город действительно уделяет внимание развитию искусств.

***
Существует традиционная местная одежда - джеллаба. Она обычно делается из такой же шерсти, как и тканные ковры, обычно длинная, но для туристов есть вариант в виде куртки. Чаще всего она из белых, черных и еще ограниченной выборки цветных прядей, которые и определяют ее цвет. Но в Эс-Суейре какие-то очень художественные джеллабы. Они сшиты из разноцветных лоскутов с доминирующим ярко-синим тоном и безумной комбинацией остальных. Видимо, так проявляется творческая душа города.

Художественные джеллабы
Художественные джеллабы

***
Очень много парикмахерских и барбер-шопов. Алексей первым откололся от экипажа, возжелав подстричься и побриться. А потом сходил еще и в местный хаммам с массажем. Остальные тоже хотели в хаммам, но цена в 40 евро их отпугнула. Алексей же вернулся чистый, бритый и в крайней степени благости.

Коты. Наверняка берберские
Коты. Наверняка берберские

***
Берберы, продающие ювелирку, сами бросались на меня, увидев количество серебра на шее. Как я давно выяснил, у марокканцев начисто отсутствует чувство вкуса и критического отношения к качеству товара. Серебро? Серебро. То, что сравнивать с ним местное просто стыдно, им в голову не приходит. Один даже предлагал мне поменять цепочку на его ассортимент. Я вежливо отказался, сославшись на то, что это подарок друга.
***
Среди берберов есть теперь аргумент, требующий у них что-то купить, которого я раньше не слышал: "Помоги бедствующим и угнетаемым независимым народам берберов и таурегов!" Взывают к национальному самосознанию!

Надпись берберским алфавитом
Надпись берберским алфавитом

***
Сложнее всего было найти лампу для подруги, ведь ламп продают очень мало. В какой-то подворотне в стороне от оживленной улицы мне попалась лавка пожилого, европеизированного, очень интеллигентного торговца, говорившего на французском. Нам с ним даже торговаться было неловко, оставив в стороне момент тотального взаимного непонимания: вроде как интеллигентные люди, а спорят о деньгах, но на треть с небольшим я цену сбил.
***
Леша купил цветные штаны, Иван вязаную шапку, Алексей легкую рубашку с капюшоном, а Сергей подстригся.
***
Поскольку лодку на якоре надо сторожить, мы сидели на ней по очереди. Я последний, и надо было ехать забирать остальных. Именно в этот момент мотор шлюпки решил заглохнуть. Всю дорогу работал нормально, и именно под конец он ушел в отказ. Я еще раз открыл, что нужно, закрыл, что не нужно, топливо проверил - не работает. Подождал. Подергал. Через минут 10 завелся. Загадочно, но неприятно.

-8

***
Удивительным образом Эс-Суейра оказалась рыбацким портом, в котором нельзя заправить топливо. Местные его как-то добывают из цистерн и заливают себе канистрами. Но нам такой способ не подходит, нас бы заправочную станцию с шлангом, а не договариваться с людьми, которые знают людей, которые могут кое-какое топливо подогнать. Яхтенной марины нет, а без марины залить воду и топливо выходит что и негде. И вместо того, чтобы идти напрямую на Канары, как планировалось, мы отправились дальше по побережью в Агадир.