Найти в Дзене
Финансовый абзац

Когда заморозить Европу не вышло - сколько потерял Газпром в 2023 году

В каком-то смысле это звучит абсурдно - ресурсная компания, обладающая крупнейшими разведанными запасами газа на планете, и вдруг стала убыточной. Но между тем, судя по результатам итоговой бухгалтерской отчетности и независимого аудита за 2023 год, Газпром на газовом рынке по итогу получил чистый убыток в размере 291 млрд рублей. Нет, формально "национальное достояние", конечно, отчиталось о прибыли, но она совершенно не связана с добычей и продажей "голубого топлива". Дело здесь в том, что такие крупные корпорации (а капитализация Газпрома достигает 3.7 млрд рублей) занимаются не только своей основной деятельностью, но еще и вкладываются в другие бизнесы. Так, компания Миллера имеет доли в Новатэке, СОГАЗе и Газпромбанке (намеренно выведен из-под санкций маневром "газ за рубли", к слову), с которых получает солидные дивиденды - порядка 895 млрд рублей за год, что позволяет, покамест, покрывать прорехи в бюджете Газпрома. Которые, честно сказать, впечатляют - за прошлый год выручка "н

В каком-то смысле это звучит абсурдно - ресурсная компания, обладающая крупнейшими разведанными запасами газа на планете, и вдруг стала убыточной. Но между тем, судя по результатам итоговой бухгалтерской отчетности и независимого аудита за 2023 год, Газпром на газовом рынке по итогу получил чистый убыток в размере 291 млрд рублей.

Нет, формально "национальное достояние", конечно, отчиталось о прибыли, но она совершенно не связана с добычей и продажей "голубого топлива". Дело здесь в том, что такие крупные корпорации (а капитализация Газпрома достигает 3.7 млрд рублей) занимаются не только своей основной деятельностью, но еще и вкладываются в другие бизнесы.

Так, компания Миллера имеет доли в Новатэке, СОГАЗе и Газпромбанке (намеренно выведен из-под санкций маневром "газ за рубли", к слову), с которых получает солидные дивиденды - порядка 895 млрд рублей за год, что позволяет, покамест, покрывать прорехи в бюджете Газпрома.

Которые, честно сказать, впечатляют - за прошлый год выручка "национального достояния" упала на треть, а операционная прибыль вообще на 80%. Что, в общем-то, было ожидаемо, т.к. еще в феврале 2024-го стало известно, что уровень добычи упал до рекордно низких значений за все 34 года существования Газпрома - в сравнении с 1990-м годом, когда из Министерства газовой промышленности сделали нынешнее "национальное достояние", добыча сократилась на треть. Такого не было никогда за всю новейшую историю России.

-2

Объясняется это предельно просто - в угоду политике "заморозить Европу", Газпром начал сворачивать поставки газа в ЕС еще осенью 2022 года, когда на станции Портовая и других сжигалось природного газа ежедневно примерно на 13 млн евро, о чем писала тогда даже прокремлевская Газета.ру.

Связано это с тем, что добыча и поставка газа процесс непрерывный - вы не можете просто так перекрыть кран, нужно куда-то девать постоянно извлекаемые из земли объемы, т.к. никаких серьезных мощностей для хранения в РФ за все эти годы создано не было. Потому приходилось просто сжигать.

Но с тех пор приловчились - какие-то скважины опломбировали, какие-то вообще заморозили, ведь девать прежние объемы банально некуда - главный рынок сбыта Газпрома был в Европе, но теперь он потерян после тщетной попытки устроить ледяной Апокалипсис в Германии и некоторых других европейских странах осенью-зимой 2022-223 года.

Такие "радужные" прогнозы давал глава Газпрома в октябре 2022 года. Что потом было в российских городах в январе-феврале 2024-го все помнят
Такие "радужные" прогнозы давал глава Газпрома в октябре 2022 года. Что потом было в российских городах в январе-феврале 2024-го все помнят

Все это, надо сказать, перепугало Европу изрядно - там поняли, что иметь дело с Газпромом больше невозможно, это угрожает национальной энергетической безопасности (и тут отдельно стоит подчеркнуть, что никаких, абсолютно никаких санкций против российского газа не вводилось и не планировалось). Потому там за эти годы переориентировались на более надежных поставщиков СПГ из Катара, Норвегии, США и прочих стран. Процесс этот был дорогой и сложный, но, как выяснилось, на Газпроме свет клином не сошелся (а ведь прежде та же Германия на 80% зависела от российского газа).

И теперь "национальное достояние" может что угодно делать со своими рекордными запасами газа на планете - сжигать, качать из трубы в трубу, разглядывать их на радиоснимках пластов глубокого залегания. Ведь, во-первых, пресловутое "Китай нам поможет" тут не работает - для доставки газа нужны трубы, а единственный газопровод в братскую КНР Сила Сибири прокачал в 2023 году только 23 млрд кубометров, что составляет только одну восьмую от потерянного европейского рынка.

Во-вторых, есть рынок сжиженного природного газа, но у РФ нет технологий и достаточных мощностей для этого. Например, крупнейший хаб по сжижению газа Ямал-СПГ произвел за прошлый год лишь 17,4 млн тонн такого газа. Но и там существенные доли принадлежат японцам и французам, которые, в том числе, отвечают за все технологические процессы. Для сравнения, Катар производит 77 млн СПГ в год.

Лайк и подписка на телеграм приветствуются