Найти тему

Жан-Марк Босман – человек, который угробил футбол

Футбол существует не в вакууме. Общество, политика, искусство и культура всегда пересекались со спортом. Учитывая, что сотни миллионов людей по всему миру увлекаются красивой игрой, это вряд ли удивительно. Одним из самых громких примеров того, как события и решения, принимаемые за очевидными рамками спорта, могут повлиять на повседневную деятельность футбольных клубов по всему миру, является дело Босмана.

Футбольный мир изменился в 1995 году, после объединения трёх отдельных судебных дел, все с участием малоизвестного бельгийского полузащитника Жан-Марка Босмана.

В 1990 году у 25-летнего Босмана заканчивался контракт с бельгийским «Льежем». Ему предложил улучшенный контракт клуб французского второго дивизиона «Дюнкерк». Бельгийская Про-лига потребовала плату за трансфер, превышающую ту, которую были готовы заплатить французы, и сделка сорвалась. Когда переход не состоялся, бельгийский клуб урезал зарплату Босману на 75% и отказался продавать его.

Босман не согласился с массовым сокращением заработной платы и был отстранен на неопределенный срок Королевской бельгийской футбольной ассоциацией. Не имея возможности играть, Босман решил оспорить законность своего положения. Он подал иск в Европейский суд, сославшись на Римский мирный договор 1957 года, который гарантировал свободу передвижения работников в любой точке Европы. 15 декабря 1995 года суд вынес решение в пользу Босмана и одновременно утвердил это решение в футбольном мире. Это решение существенно изменило ландшафт футбола. Игра перестала быть спортом и превратилась в бизнес.

Что это решение означало для игроков

Господство клубов над игроками закончилось. Футболистам разрешалось покидать клуб на условиях бесплатного трансфера, как только истекал срок их контракта. Это означало, что у них были рычаги воздействия, чтобы требовать огромных вступительных взносов и зарплат от новых клубов, чтобы компенсировать отсутствие трансферной комиссии. Игроки, у которых заканчивался контракт, также могли потребовать больше денег от своего нынешнего клуба, который опасаясь потерять этого игрока бесплатно, старался идти на компромисс.

Что это решение означало для агентов

Внезапно возрос интерес со стороны агентов и других посредников, которые стали участвовать во всех аспектах трансферов игроков. По мере роста заработной платы игроков приток агентов только увеличивался. Их власть стала серьёзной проблемой. Агенты покупали у клуба процент от "экономических прав" игрока или даже выкупали контракт полностью.

Что это решение означало для клубов

Окончательно усилился разрыв в доходах между клубами. Клубы с глубокими карманами забирали самых талантливых игроков. Несмотря на успехи различных команд на внутреннем уровне, они больше не могли конкурировать в еврокубках. Поскольку игроки постоянно требовали переходов в клубы с большими деньгами. Футболистов стали переманивать в более молодом возрасте, чем когда-либо прежде, а затем отдавать в аренду, позволяя европейской элите монополизировать лучших талантов.

Что это решение означало для владельцев

Традиционная модель владения клубами начала отмирать. Местные владельцы больше не могли справляться с растущими расходами на содержание первоклассной команды. Завершалась эпоха миллионеров. Дело Босмана превратило футбол в игру миллиардеров.

Что это решение означало для УЕФА

Теперь лиги в странах-членах ЕС больше не могли вводить квоты на количество иностранных игроков, поскольку это рассматривалось как дискриминация граждан стран ЕС. Правило УЕФА. выставлять любой команде на поле только трёх иностранных игроков в клубных соревнованиях, нивелировалось.

Что это решение означало для сборных

Отмена лимита на игроков из ЕС означала, что иностранные слоты могли быть заполнены футболистами из стран, не входящих в ЕС. В результате всё больше игроков переезжало в Европу с других континентов, в том числе в молодом возрасте. А это в свою очередь давало возможность предлагать им сменить гражданство с правом выступать за европейские национальные сборные.

Влияние дела Босмана ощущается повсюду. Однако борьба бельгийца не принесла ему пользы кроме компенсации в размере 312000 фунтов стерлингов, с тех пор он боролся с алкогольной зависимостью, а также депрессией. А мы имеем то что имеем и футбол уже никогда не станет прежним.

Читайте на канале:

ФИФА прекращай гробить чемпионат мира. Возьми на заметку идеальный формат проведения
«Латераль на обочине»6 июня 2023