Несколько лет назад, знакомый следователь ФСБ рассказывал в качестве курьеза, об одном случае. В разгар ожесточенного спора, тесть, не найдя других аргументов, пырнул ножом своего зятя. Оба собеседника были немного перегружены веселящими градусами. Спор шел о необходимости разрешения населению огнестрельного оружия. Молодой зять был всеми руками"за", умудрённый годами капитан первого ранга был против. Случилось это как раз после какого-то очередного колумбайна.
Госбезобпасность привлекли к этому инциденту только потому, что один из участников спора являлся обладателем высших секретов Российской Федерации.
Следователь недоумевал, ну что за глупая причина для ссоры: хочешь обладать оружием — вступай в ряды охотников, делай разрешение на травмат, иди служить в армию или устраивайся на службу в органы.
Тема необходимости возвращения/не возвращения смертной казни тоже очень популярна в народе. Причем, противников смертной казни, по всем соцопросам больше, чем сторонников ее возвращения. Но едва в России происходит резонансное деяние — все бросаются обсуждать этот момент. Депутаты и сенаторы спорят, СМИ подхватывают, народ на кухнях скрещивает копья (а иногда, как видим — и ножи).
Еще один пример тематики, которая вызывает яростные споры — это похороны Владимира Ильича Ленина. Как известно, Вождь мирового пролетариата покоится в Мавзолее, но часть народа всё время пытается его оттуда вынести, а другая часть этого делать не даёт, считая Вождя священной реликвией.
Иногда этот вопрос поднимают депутаты и сенаторы, и тогда по стране несется радостная волна одобрения, которая перехлестывается с яростной волной гнева.
За оставление Ленина в усыпальнице — старшие поколения, которые, если не помнят его лично, то по крайней мере были воспитаны в духе уважения к Владимиру Ильичу. За вынос тела из Мавзолея выступают те, кто помладше и не питает пиетета перед Вождем Революции или даже напротив, испытывает ненависть к социалистическому прошлому советского государства.
Сейчас еще одно мнение появилось — вынос Ленина, сиречь захоронение, угодно Православным традициям (еще ведь и молебен готовы отслужить). Казалось бы, да какое вам всем дело до Ленина, оставьте вы его уже в покое, ан нет, эта массовая возня продолжается уже десятки лет.
Еще одна тема, которая вызывает сильное раздражение в обществе — засилье трудовых и прочих мигрантов, законных и незаконных. Едва происходит преступление и в нем оказывается виновен мигрант — поднимается волна возмущения и тон тут тоже обычно стараются первыми задать депутаты, сенаторы, расписные пропагандисты (если успевают действовать на опережение стихийным народным сходам). Эти деятели клеймят или защищают, СМИ подхватывают, народ муссирует, будоражится.
При этом у любого здравомыслящего человека есть понимание, что, к сожалению, трудовая миграция России необходима до тех пор, пока существует кадровый голод и нежелание работодателей платить работникам за труд честно и достойно, т.е. больше. Но этом фоне работодателям выгодно вести бесчестные дела с полукриминальными представителями миграции и насыщать свои склады, фабрики, стройки дешевым персоналом.
Проблема этой темы лишь в наведении порядка и контроля, которыми на самом деле занимаются формально, от того никакого положительного эффекта и не происходит. Но после яростных народных споров, власть как бы остается в стороне, хотя именно с её помощью происходят все эти массовые десанты.
На самом деле, все эти и прочие тематические споры служат одному благому делу. Они, словно "тепловые ловушки", аккумулируют в себе народную энергию возмущения и служат выпуском пара из чайника через носик. Волна пошла, депутаты и сенаторы ее оседлали, пропагандисты и СМИ раздули — народ высказался на кухнях, поругался, оттоптался в комментариях (в условиях, когда митинги почти невозможны).
Легче стало, народ успокоился, тему забыли, настоящие и насущные темы — не заметили. И так до следующего подобного эксцесса.
И заметьте, подобное происходит годами, но ничего не меняется: нашему населению оружие не раздают, тело Владимира Ильича не выносят, мигранты продолжают насыщать страну, казнь не разрешают. Всё остается на своих местах, а народ, если не доволен, то, по крайней мере, устал спорить и забыл.
А почему для власти это благо? Потому что не мешает государству решать свои задачи. Они обычно не имеют ничего общего с задачами граждан, но в целом, как считают правители, работают во благо гражданского общества.
В своё время телевизионные каналы НТВ, РЕН-ТВ, ТВ-6 (первого состава) ужасно раздражали Бориса Николаевича Ельцина своей постоянной и издевательской критикой его действий.
Но Ельцин, который был очень нетерпелив в близком окружении — терпел своих насмешников и критиков из телевизора. Ибо люди, стоящие за ним, были мудрее и изучили психологию народа.
Во-первых, либеральные каналы олигархов отбирали новостную повестку у коммунистов (которые своего ТВ-канала не имели, но были тогда весомой силой), не давая им оседлать протестную волну. Во-вторых, этот постоянный поток негатива, льющийся с экранов — выпускал эмоции народа в пар и отваживал его самостоятельно думать над настоящими проблемами. Проблема устранялась чужими руками и не надо было тратить огромные деньги, чтобы кормить штат пропагандистов. Да и интернет тогда не был особо развит.